Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует хорошее жизненное правило: внимательно всматривайся в другого человека. Всматривайся в него, как в зеркало, где увидишь самого себя. Готовность к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей – необходимое условие плодотворного общения.

Нормальному общению часто мешает стремление одного человека возвы-ситься над другим. В этой борьбе за первенство часто используются все благо-видные и неблаговидные средства. Взаимоотношения окончательно запутыва-ются, множатся обиды, растет взаимная подозрительность. Победителей в такой схватке не бывает. В социально-психологической литературе есть термин «ипатия», означающий нечувствительность человека к чужой боли. Ипатия всегда связана с такими отрицательными качествами, как эгоизм, эгоцентризм, безразличие к окружающим. В воспитании культуры общения важно приучить детей и взрослых к сочувствию другим людям, приобрести умение переживать чужие радости и чужие беды.

Могучим оружием общения является слово. Русский физиолог И.П.Павлов экспериментально доказал, что среди других условных раздражителей слово не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении. Поэ-тому надо обращаться со словом как с оружием, т.е. прежде всего не исполь-зовать сгоряча, необдуманно, впопыхах.

Невербальная коммуникация находит яркое отражение в таком элементе социально-культурных, коммуникационных технологий, как проксемика. Проксемикой называют язык приветствия или обращения, четко обозначающий границы социального пространства между людьми. По этим подразумевается пространство, в котором у представителей одних культурных групп не принято близко подходить к собеседнику, у других, наоборот, считается неприличным удаляться от него на большое расстояние. То же самое относится к приветствиям, бытующим у различных этносов – у одних это пожатие одной или обеих рук, у других – приветствия сопровождаются объятием, у третьих – поцелуями и т.д.

В воспитании культуры общения играет аутотренинг. Аутотренинговая тре-нировка представляет собой тщательно продуманный и апробированный набор специальных приемов сознательной саморегуляции. С ее помощью можно пос-тоянно совершенствовать свою нервную систему. Аутотренинг помогает изба-виться от излишней вспыльчивости, раздражительности, обидчивости и других недостатков. Аутотренинг наиболее предпочителен для людей с повышенной раздражительностью, которая часто выступает основной причиной не редких в повседневном обиходе ссор «на пустом месте».


В психологической науке содержится ряд требований, помогающих поддер-живать высокую культуру общения в сфере свободного времени. Среди них: доброжелательность к людям, способность к сопереживанию, внимание, уважи-тельное отношение к своему собеседнику, равенство партнеров, четкость и принципиальность нравственных позиций вступающих в межличностное обще-ние.

Профессиональное мастерство социального педагога, организатора досуга всегда предполагает хорошее знание прошлого опыта, но в еще большей степени оно определяется способностью специалиста к собственному творчес-тву. Это пожелание в полной мере относится к работе по организации культур-ного общения. Здесь открываются просторы для разнообразных социальных приобретений и экспериментов.

Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под культурой общения?

2. Назовите функции межличностного общения, дайте

им характеристику.

3. Какие стили общения Вы знаете?

4. Использование личностных психологических качеств

и механизмов взаимопонимания в процессе общения
Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М, 1980.

2. Аристов С.А. Невербальные компоненты коммуникации //Тверской

лингвистический меридиан. Вып. 1. – Тверь: ТГУ, 1998.

3. Богданов В.В. Речевое общение: програмические и семантические

аспекты. – Л., 1990.

4. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. – Л., 1989.

5. Колшанский Г.В. Прогмалингвистика. – М., 1974.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту. 1974.

7. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации.-

Ставрополь. 1999.

8. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:

Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,

1999.

9.Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992.

10. Романов А.А. Управленческая коммуникация. – Тверь, 1996.

11. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – М.:

МГУКИ, 1998.



Заключение
Теоретическое и практическое осмысление проблем педагогики досуга необ-ходимо для каждого очередного шага вперед, ибо ни один крупный практи-ческий вопрос социальной педагогики не может быть решен без глубокого научного анализа досуговой деятельности, проникновения в суть культурно-досуговых явлений и процессов во всех их существенных взаимосвязях и целостности. В ходе конструирования учебного материала многие из соци-ально-педагогических положений осмысливались нами по-новому, углублялись и уточнялись. Выполненная работа позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе идет активное формирование научной дисциплины и учебного предмета, отличающихся повышенной теоретической значимостью и практической ценностью.

Проведенный нами анализ накопленного опыта социально-педагогической деятельности в сфере досуга и его систематизация в рамках учебного пособия позволяют сделать определенный прогноз относительно дальнейшего развития этой научной дисциплины. В настоящее время здесь нельзя ограничиваться изучением во многом стихийно складывающейся практики. Для формирования молодой науки необходимо хорошо поставленная опытно-экспериментальная работа.

Педагогика досуга, как и педагогика в целом, является не только наукой, но и искусством. Социально-педагогические процессы в досуговой деятельности развиваются в соответствии с объективными закономерностями. Однако последние проявляют себя в этой области бесконечно разнообразно. Соответ-ственно любые педагогические рекомендации не допускают их шаблонного применения, а теоретические и научно-методические знания не умоляют индивидуального творчества.

Настоящее учебное пособие адресовано читателю, умеющему думать и действовать сообразно с особенностями конкретных обстоятельств. Это в одинаковой мере относится и к тем, кто только собирается стать социальным педагогом
, и тем, кто им уже является. Автор надеется, что пособие поможет специалистам в области социально-педагогической деятельности и культур-ного досуга лучше и глубже осмысливать практический опыт, подтолкнет к новым творческим поискам, будет способствовать повышению их профес-сионального мастерства.

Крестьянов В.П.
ПЕДАГОГИКА ДОСУГА
Учебное пособие

Подписано в печать Формат 60×80 1/16

Печать на ризографе. Бумага офсетная. Гарнитура Times

Объём усл. п.л. Тираж экз. Заказ №



Отпечатано с готового оригинал-макета

в редакционно-издательском отделе

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95. тел. (4862) 74-45-08

1 Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М., 1992.

2 Кротова Ю.Н.Педагогика досуга в англоязычных странах. – СПб, 1994 – С. 145.

3 Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом». – 1992.

4 Ариарский М.А.Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб, 1999; Бакланова Н.К.Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М., 2003; Дуликов В.З. Социально-культурная деятельность за рубежом: Учеб. пособие. – М., 2003; Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004; Стрельцов Ю.А.Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М., 1999; Моздокова Ю.С. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий. М., 2002; Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 2004; Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2000.

5 Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб., 1999.; Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий

в социально-культурной сфере. – Киев, 2004; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие. – М.:

МГУКИ, 2002.

6 См.: Доронкина Е.Г. Организация досуга за рубежом //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С. 430-454.


7 См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. – СПб, 1994. – С. 146.

8 Там же. – С. 23, 146.

9 Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000. – С. 266.

10 Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1961. – Т. 4.

11 Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986.

12 Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под ред Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 140-141.

13 Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997.

14 Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М., 1992. – С. 6.

15 Методы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. – М., 1988. – С. 4.

16 Текущий архив Минтруда за 2002 г.

17 См.: Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год.».– М., 2000.

18 Ориентиры культурной политики: Информ. Выпуск № 1. – М.: (МК РФ – ГИВЦ), 2000.

19 По материалам газеты «Культура» от 17 мая 2001 г.

20 См.: Ориентиры культурной политики: Информ. Выпуск № 1, 2002. – С. 61.

21 См.:Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга //Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С. 55.

22 Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М., 1992. – С. 6.

23 Методы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. – М., 1988. – С. 4.

24 Методика формирования культурно-досуговых программ достаточно подробно изложена в работах по социально-культурному проектированию. См.: Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997. – С. 153-201.

25 Наш проблемный подросток: Учебн. пособие, - СПб: Союз, 1998.

26 Нравственно-этическая подготовленность учителя в системе непрерывного педагогического образования: Научно-методические рекомендации. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1994.

27 Автор программы – Р.Виттингтон (США).

28 Иконникова С.Н. Молодежь и культура. – М., 1989. – С. 41.

29 Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М., 1989.

30 Лисовский В.Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы. – М., 1987.

31 Этот опыт отражен, прежде всего, в ряде материалов, периодически включаемых в нацчно-информационный сборник «Культура в современном мире». См., например: Франция: молодежи и культурный досуг вне дома //Культура в современном мире. – Вып. 2. – М., 1998. – С. 110-118.