Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 539
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентированных взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность такого общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае эмоциональная насы-щенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.
Важнейшей особенностью досугового общения выступает его добровольный характер. Участники общения включаются в контакты добровольно, по собст-венному желанию, подчиняясь при этом установленным здесь правилам. По сравнению с другими видами, досуговое общение имеет преимущество в отно-шении свободы выбора партнеров, вида и формы совместных занятий.
Досуговое общение невозможно без определенного уровня ваимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведе-ния объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В.). В случае общения объектом позна-ваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.
В связи с этим в условиях досуга возникает наиболее благоприятная обста-новка и возможность для споров, дискуссий, обмена мнениями по самым раз-ным насущным вопросам. Ее характерной особенностью является непринуж-денность и значительная беспристрастность в отличие, например, с атмосферой делового общения.
Досуговое общение между людьми происходит в различных формах, кото-рые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются повседневное свободное общение и межличностное взаимодействие, развивающееся внутри стабильных досуговых объединений (Ю.А.Стрельцов). Если в первом случае общение возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся групп, то второй вид общения отличается большей устойчивостью, регулярностью, организован-ностью. Контакты людей, вступающих в общение, связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью, Такая группа имеет формальную и неформаль-ную подструктуры.
Процесс межличностного общения имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов. Основным из них выступает субъект-субъектное взаи-модействие людей, их деятельностная позиция. Активность в общении имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внеш-ними. К внутренним побудителям относятся личностные потребности. Они осознаются и в осознанном виде становятся мотивами практического пове-дения. Потребности и мотивы отражают в данном случае стремление личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы обменяться информа-цией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятель-ность и т.д. К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны побудить наши потребности, привести в деятельное состояние мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.
Важным компонентом общения является предмет совместных действий. Реально проявить свою активность человек способен только по какому-то конкретному поводу – не бывает беспредметного общения, ни беспредметной деятельности. Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между контактирующими людьми. Предметом досугового общения может выс-тупать обмен научными знаниями и личным опытом, мнениями, суждениями, идеями, оценками. К нему можно отнести также коллективные занятия, твор-ческую деятельность, отдых и развлечения. Предмет деятельности и предмет общения могут совпадать.
Развитие культуры общения предполагает прежде всего развитие способ-ностей и умений правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исходя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требо-вания, «трёп» во время отдыха в компании – другие; в гостях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, любимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являя-ются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин идентификация» «имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения иден-тификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией пони-мается мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства, способность сопереживать и сочувствовать ему. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества (Ф.М.Достоевский). Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по со-держанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет
расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как
мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе
эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к
личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных
суждений о воспринимаемом (Соснин В. А.).
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом
того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе
взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобраз-ной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внут-реннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличност-ная аттракция. Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимаю-щего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрица-тельных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоцио-нально-оценочного компонента.
Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.
Вежливость - это норма взаимоотношений человека с окружающими людьми. Она включает внимательность, внешнее проявление доброжелатель-ности к человеку, деликатность и такт. Антиподами вежливости являются ГРУ-бость, высокомерие, хамство. В общении с окружающими людьми каждому следует вырабатывать в себе это качество.
Корректность - это особый оттенок вежливости, заключающийся в умении держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Это умение общаться с любым человеком на равных. Каждый человек должен воспитывать в себе выдержку - нельзя выходить из себя в конфликтных ситуациях, которые также нередки.
Тактичность - это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разго-воре, в межличных отношениях. Это умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий наносится обида человеку. Тактичность - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Тактичный человек всегда ненавязчив и неназойлив. Он бережно и внимательно относится к личности собеседника, исключая возможности задеть его «больные струны». Важно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности.
Скромность и простота - предполагают естественность, безыскусственность поведения человека. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не кичится своими достоинствами. За основу поведения нужно брать старую народную мудрость: «не хвали себя сам, пока другие не похвалят». В то же время, простота не означает проявления фамильярности и панибратства.
В сфере досугового общения большой удельный вес имеют вербальные коммуникации. Характерная черта такого взаимодействия – чередование выска-зываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в диалог происходит как в порядке естественной смены высказываний, так и в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаи-мопонимание. Собеседники должны слышать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обду-мывания. Разговор здесь идет практически без перерыва.
В непосредственном общении слово всегда дополняется кинетикой – языком тела, включающим мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передать информацию и выражать чувства. Кинетика красноречиво свидетель-ствует о культурной принадлежности человека. Мимика и пантомимика наг-лядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.
Пароязык, или полуязык, характерный для многих культурных, в том числе этических, социальных, возрастных, половых групп, содержит множество таких выразительных элементов как тон, интонация, смех, улыбка, вздохи, слезы и т.д. Эмоции – особая, глубоко специфическая форма отражения мира. В про-цессе общения они выражаются тремя основными способами: интонационно, мимически и пантомимически. Нормой межличностного взаимодействия являя-ется умышленно интонированная речь. Лишенная интонации, она содержит только предметную информацию. Интонирование помогает лучше передать смысл сообщения, акцентирует наиболее важные его части, т.е. по-своему регулирует восприятие речи собеседника.
Поскольку культурное общение в конечном счете представляет своеобраз-ную систему взаимовлияний, его итоговый результат следует искать в тех изме-нениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение человека.
Повышение культуры общения является одним из основных путей совер-шенствования системы человеческих взаимоотношений. В общем контексте социального воспитания эта работа должна занимать важное и почетное место. И трудно переоценить вклад, который может внести в нее современная соци-альная педагогика.
Искусство взаимодействия имеет для человека жизненно важное значение, поэтому ему нужно учиться на протяжении всей жизни. Умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека невозможно без специальной психологической подготовки. Важную роль в повышении культуры общения может сыграть усвоение человеком научных представлений о личности и ее взаимодействии с другими людьми. Выявленные здесь закономерности дают возможность лучше и вернее ориентироваться в сфере повседневных контактов, помогают заглянуть в глубочайшие тайники психики.
Для воспитания культуры общения совершенно необходимо обладание таким качеством как рефлексия, т.е. способность человека понимать, что думают и чувствуют другие люди, способность к размышлению за другое лицо.