Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 540

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
технического творчества, открытое содержание творчества, природосообразные творческие технологии, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм творчества и т.п.

Экстериоризация досуговой деятельности личности или групп – понятие не однозначное. Экстериоризация понимается как перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Социально-культурная активность личности здесь может проявиться как в трансляционной форме распространения знаний, идей, художественных ценностей и иной культурной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, а также как организация социально-полезной деятельности других людей. В организационной форме экстериоризация досуговой деятельности осуществляется как демонстрация конкретных результатов групповой досуговой деятельности – показ спектакля, выступление музыкального коллектива, экспонирование выставки и т.п., то есть как организация детского и взрослого досуга.

Все это свидетельствует о том, что явления социокультурной действительности представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление, творчество и экстериоризация, что и характеризует объект педагогики досуга. Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительский процесс путем целенаправленной планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем перевода ее на более высокий уровень развития.

В контексте вышесказанного определение предмета педагогики досуга предполагает его соотнесения с предметами других областей педагогики: социальной и индивидуальной педагогикой, школьной педагогикой (в т.ч. высшей школы) и другими. Это, в свою очередь, предполагает обсуждение предметов исследования также других педагогик, например, вопроса о том, чем отличаются педагогические технологии социальной педагогики от технологий педагогики индивидуальной, в чем их различие как регулятивных процессов? Из этого видно, что определение предметного поля педагогики досуга должно осуществляться соотносительно с другими областями педагогики, может быть затруднено тем, что досуговая проблематика присутствует во всех областях педагогической науки, так или иначе аккумулировавших педагогический опыт культурно-досуговой деятельности. Тот же вопрос касается школьной и внешкольной работы, поскольку так или иначе она сталкивается с проблемами воспитания и образования в условиях досуга.


В определении предмета педагогики досуга как способа видения объекта с позиций данной науки следует прежде всего исходить из установившегося положения о том, что личность формируется и развивается в деятельности. Являясь частью жизнедеятельности человека (труд, учеба, бытовые дела и др.), досуговая деятельность имеет ряд существенных специфических особенностей, отличающих ее от других видов деятельности. Во-первых, ее действительный мотив - свободное творчество личности. Мотивация этой деятельности осущес-твляется человеком по своему собственному усмотрению, она не связана с обязательной регламентацией и жесткой организацией. Во-вторых, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его образовательного и культурного уровня, нравственного развития. Конечный результат досуговой деятельности не имеет для человека принципиального значения, ибо важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть деструктивной, антисоциальной и даже криминальной. В-четвертых, она может быть разнообразна по своему предмету и предполагает в одних случаях активное участие человека, в других – его пассивное расслабле-ние. Таким образом, досуговая деятельность обусловлена объективной потреб-ностью человеческого организма в восстановлении своего физического и пси-хического баланса и характеризуется определенной культурной значимостью. Она осуществляется в свободное время в соответствии с индивидуальными особенностями личности, ее интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями и отличается добровольностью выбора досуговых занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Поскольку уровень досуговой деятельности обусловлен индивидуальными особенностями развития личности, постольку целью педагогической деятельности в сфере досуга является повышение этого уровня. Поэтому педагогический процесс в сфере досуга объективно представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности на достижение ее более высокой конструктивности, культуры и творческой направленности. Досуговая деятельность при этом выступает как одно из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его.



Рассмотрение сущностных характеристик педагогики досуга подводит к необходимости определения ее параметров. Она изучает особенности педагогического процесса в сфере досуга всех возрастных групп. Учитывая, что ребенок, подросток, взрослый, занимающийся досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, педагогика досуга ориентируется на гармо-низацию ее жизни как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета педагогики досуга необходимо исходить из характе-ристики досуговой деятельности как средства индивидуального самоут-верждения людей, воздействия социально-культурной практики на сознание и поведение личности.

Педагогика досуга отличается социоцентризмом, т.е. признает приори-тет культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Вследствие этого к особенности досуга относится своеоб-разие среды его протекания. Среда досуга имеет ярко выраженный социальный характер. В педагогике досуга среда рассматривается в двух значениях - широком (макросреда) как социально-культурная среда, предполагающая наличие трех обязательных элементов: активных субъектов досуговой деятель-ности, самого процесса этой деятельности, объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации. В узком значении (микросреда) – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека вклю-чает в себя множество составных элементов – микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье, среда общения с ближайшими родст-венниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в школе, колледже, вузе, внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения, производственно-трудовая среда общения; межнациональная среда общения, среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям. Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере куль-туры и досуга, которые во многом предопределяют предмет педагогики досуга.

Для понимания сущности педагогики досуга мы выделяем два подхода к анализу досуга – функциональный и предметный. С позиции первого подхода в наиболее общем плане можно выделить такие функции досуга, как разви-вающая, рекреационная и развлекательная. В аспекте педагогики досуга акцент производится на развивающей функции. То есть, предметом педагогики досуга является воспитание и образование в процессе развлекательной и рекреацион-ной деятельности. Таким образом, педагогическая организация досуговой деятельности включается в смысловое определение предмета педагогики досуга, в то время как в школьной педагогике предмет рассматриваются через призму эффективности обучения в школе. Иными словами, предметом педа-гогики досуга является сознательно и целенаправленно организуемый куль-турно-воспитательный процесс в сфере досуга.


Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики досуга, можно сделать вывод, что педагогика досуга – это наука о воздействии досуговой деятельности на социально-культурную среду, духовный мир ее субъектов и объектов – создателей и потребителей культурных благ и ценностей с целью повышения их досуговой квалификации.

Каковы же функции педагогики досуга, обусловленные ее предметом?

Термин «функция» используется во многих отраслях знаний, но все оттенки и значения его в конечном счете связаны с его родовым смыслом – «отправление», «деятельность». Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели в педагогике досуга. Исходя из социальных аспектов досуга, можно утверждать, что функции педагогики досуга обусловлены её социальным предназначением в наши дни.

С научных и практических позиций различают общетеоретическую, прогностическую и практические функции педагогики досуга. Предназначен-ность общетеоретической и прогностической функций проявляется в описа-нии, объяснении и предсказании явлений социокультурной действительности, которую они изучают.

Общетеоретическая функция педагогики досуга состоит в теоретическом анализе закономерностей досугового процесса. Наука описывает факты, явле-ния, процессы социально-культурной, досуговой жизни, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики досуга также реализует научные задачи и состоит в обоснованном предвидении социокультурной ситуации (например, тенденции молодежной субкультуры, ее перспективны, как будет видоизменяться досуг в будущем). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное прогнозирование. В досуговой сфере значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе духовное развитие обращено в будущее.

Практические (преобразовательные, прикладные) функции педагогики досуга ориентированы на решение практических задач (реализация социаль-ного заказа) и реализуются в досуговой практике детей, подростков, взрослых, разработке новых методов, средств, форм, систем досуговой деятельности и управления инфраструктурой культурного досуга. К практическим функциям педагогики досуга можно отнести:


- Развивающую, суть которой заключается в развитии сущностных сил человека, заложенных в него природой (наследственность). Исходя из прин-ципа природосообразности, социальные педагоги используют развивающий диапазон культуры и досуга для стимулирования и наращивания позитивных наследственных качеств человека. Иными словами, если в человеке от при-роды заложен Рафаэль, то целенаправленная досуговая деятельность должна быть направлена на развитие и саморазвитие этих предпосылок. Развивающая функция олицетворяет собой гуманистическую направленность воспитатель-ного процесса.

- Коммуникативную, которая предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к культурно-досу-говой сфере составляет производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромного объема информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

- Специфической практической функцией досуговой деятельности является рекреативно-оздоровительная. По-существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досу-говых программ для различных групп населения, причем с целью восстанов-ления сил, затраченных в предшествуеющей трудовой деятельности (произ-водственной, интеллектуальной, творческой и т.п.). Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

- Гедонистическая функция (от термина «гедонизм» - удовольствие, удов-летворение) означает направленность формализованной досуговой деятель-ности на удовлетворение культурных потребностей, запросов и интересов человека. Эта функция предполагает изучение социальными педагогами спроса населения на «культурный продукт» и обеспечение соответствующего предложения по его удовлетворение в сфере свободного времени

- Культурно-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей