Файл: Практическая работа к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Изучение учебных материалов по теме Конспект главы монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого ценностносмысловая сфера личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Комплект материалов: − сценарий; − методические рекомендации; − видеоролик; − интерактивные задания; – презентационные материалы.
Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.

Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.

3) Тема «Наша страна Россия».

В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Мы сами создаем свою Родину».

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру.


Структура занятия: занятие состоит из мотивационной части и блоков, педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии.

На занятии учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:

Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Работа с интерактивным заданием «История моей страны» Задача: лента времени направлена на формирование представления учащихся об основных военных событиях в русской истории.

Прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах.

Прочитать фрагмент рассказа А. Толстого «Русский характер». Можно ли считать героя рассказа патриотом? Обосновать свой вывод.

4) Тема «День отца».

В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Отчество – от слова Отец».

Цель занятия: развитие у обучающихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: рассуждение.

Занятие ориентировано на обучающихся СПО. Предполагает возможность ознакомления обучающихся с видео и текстовой информацией, включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Содержательные блоки занятия:

Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога, просмотр видеоролика. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи. В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос.

Часть 2. Основная. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа. Предварительно педагог знакомит аудиторию с пословицами, поговорками,

высказываниями известных людей, выясняет их понимание обучающимися. Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят обучающиеся роль отца в формировании личности ребенка. Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Часть 3. Заключение. Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия. Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

5) День пожилых людей.

В рамках этой темы для обучающихся СПО рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?».

Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Содержательные блоки занятия:

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся поближе познакомиться с жизнью пожилых людей, вспомнить произведения русской классической литературы, в которых повествуется о них. Для этого в 4 группах организуется работа с 6 карточками, каждая из которых содержит 2 текста для обсуждения. Интерактивное задание. Задание на установление соответствия «С добром в сердце». Описание задания: на экране представлены карточки с краткой информацией об известных деятелях культуры России и зарубежья. Необходимо ознакомиться с информацией и соотнести с этими сведениями данные на экране справа высказывания, определив автора каждого из них.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия. В завершении занятия педагог предлагает учащимся подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанного сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к размышлениям то, что…».


3. Целостное представление о проанализированных занятиях с точки зрения формирования ценностных ориентаций.

Короткий план выступления:

  1. Вступительное слово. Приоритетом в воспитательной деятельности являются: формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать.

2. Основная часть.

2.1 Сообщение о понятиях «ценности» и «ценностные ориентации».

Ценности имеют две формы существования: социальную, т.е. представлены в общественном сознании в виде идеалов, норм, законодательных предписаний, правил, и индивидуальную – в виде понимания и принятия этих идеалов и норм, в форме смыслов, мотивов, жизненных целей людей. Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека.

2.2 Выбор форм и методов проводимого внеурочного занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

2.3 Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности.

Способы педагогического сопровождения развития ценностных ориентаций обучающихся СПО меняются по мере их взросления, социализации. Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности в юношеском возрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.

2.4 Примеры из материалов «Разговоры о важном».

В качестве примера можно привести занятие к Дню народного единства на тему «Мы едины – мы одна страна!». Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе
, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

У обучающихся помимо патриотических ценностей важно формировать и семейные ценности. Для этого можно провести занятие в рамках изучения темы «День отца» на портале в рамках программы «Разговоры о важном» для обучающихся СПО по теме: «Отчество – от слова Отец». Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

В рамках формирования семейных ценностей, формирования исторической памяти и преемственности поколений с обучающимися СПО можно провести занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» в рамках мероприятия «День пожилых людей». Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

В рамках проведения внеурочного занятия для обучающихся СПО по теме: «Языки и культура народов России: единство в разнообразии». Цель которого сформировать у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны. Это занятие позволит сформировать у обучающихся СПО следующие ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм, любовь к Родине.

3. Подведение итогов выступления. Самое главное в «Разговорах о важном» - это избежать формализма и фальши, тогда студенты вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей - основа воспитательной работы в СПО.

4. Проверка работы по представленным критериям. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

Критерии оценивания:

Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении: