Файл: Реферат по теме Искусство театра традиции, новации и роль в воспитании личности Исполнитель.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заметная роль в теоретическом развитии и практическом воплощении идей театральной педагогики принадлежит ленинградскому ученому и режиссеру ТЮЗа Зиновию Яковлевичу Корогодскому, автору книг о театре (в частности «Этюд и школа»), постановщику многих знаменитых спектаклей в Ленинградском ТЮЗе.
-
Классический и современный театр: формы, подходы и решения
Рассмотрим классический и современный театр, их жанры и изменения на современном этапе.
Классические жанры театрального искусства:
Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX века получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
Драма— один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX веке драма отличалась серьёзным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.
Комедия— вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей.
Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX века.
Мим — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
Мюзикл— музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX века.
Пародия — жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических,
иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения.
Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе её лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Наиболее характерна для XX в.
Фарс– 1) вид средневекового западноевропейского народного театра, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.;
2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Феерия— жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.
На современный театр (его формы и жанры) повлияли философские и культурные парадигмы:
Постмодернизм. В постмодернизме стираются границы между ценностями бытовыми, повседневными, рыночными и ценностями-символами. Начинается хаос ценностей, диффузия. Формируется новая идеология, новая система мифологии, где организующим принципом становится «ризоматичность», по терминологии Ж. Делëза и Ф. Гваттари, отрицающая системность, структурность, иерархичность как в реальности, так и во «второй реальности» — культуре. Постмодернизм воспринимает всю культуру как текст, гипертекст, понимаемый как «объединенные или структурированные формы дискурса, зафиксированные материально и передаваемые посредством последовательных операций прочтения». Не принимая действительность и традиционные искусства, синтезируя различные виды культуры, постмодернизм являет «диалогичность» как свое ключевое понятие. В искусстве же постмодернизма диалогичность зачастую проявляется в виде смешения жанров.
Массовая культура. Распространяемая средствами массовой коммуникации, она является сегодня универсальным каналом трансляции основных смыслов и культур, подчиняющим своему формату все, что попадает в сферу ее влияния. Основными чертами массовой культуры являются примитивизация отражения человеческих отношений, социальный максимализм, культ успеха, развлекательность и сентиментальность. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и человеческом обществе.
Виртуализация. Виртуализация взаимодействия в обществе, а также между обществом и самими массовыми коммуникациями перерастает в общую тенденцию «визуализации» мышления человека в XX–XXI вв. Речь идет и о телевидении как о крупнейшем средстве массовой коммуникации, о мифологической реальности, образуемой компьютерным и Интернет-пространствами, об искусственном интеллекте, доминирующем в глобализированном обществе.
Культурные доминанты оказывают ключевое влияние на культурные формы театра. Ориентируясь на идеологию доминант современной культуры, театр, как ее часть, сам рождает в себе новые, в том числе и жанровые доминирования. Во-первых, следуя за идеологией постмодернизма как одной из доминант современной культуры, театр вбирает в себя многие черты предыдущих течений.
Вслед за постмодернизмом и театральная культура начинает играть со зрителем в интеллектуальные игры, используя для этого самые разные формы: от социальных и общественно-политических до сугубо творческих и лабораторных.
Особенности Современного театра
Так театральное искусство как компонент культуры на глазах заметно преобразуется, встав на путь слияния театра и бизнеса, театра и клубной культуры, превращая театр в «рынок культурных услуг». Такие изменения, происходящие в разных сферах современной театральной культуры, накладывают отпечаток на состояние ее жанров и жанровых систем. Жанры и без того «с трудом поддаются систематизации и классификации, прежде всего потому, что их очень много; а одним и тем же словом нередко обозначаются жанровые явления глубоко различные». При тезаурусном подходе к современной театральной культуре удобным представляется понятие жанровых генерализаций. Это означает некий «процесс объединения, стягивания жанров (нередко относящихся к разным видам и родам искусства) для реализации нежанрового (обычно проблемно-тематического) общего принципа». Так жанровые генерализации современной театральной культуры образуются по принципу усиления жанровых экспериментов (то есть прежде периферийных жанров и направлений театра) для реализации принципов нового вида диалога театра и зрителя. Дело в том, что именно способ взаимодействия сцены и зала определяет характер зрительского сопереживания и устанавливает тем самым жанр спектакля.
Три основных способа воздействия театра на зрителя нашли свое соответствие в трех основных жанрах драматургии —
трагедии, комедии, драме. Но современные культурные доминанты сильно усложнили жанровые структуры и способы взаимодействия, поэтому объективным кажется выделение новых генерализаций по критерию измененившихся ролей автора, исполнителя и зрителя театрального «продукта».
Вот некоторые современные формы (жанровые генерализации) в театре:
-антреприза (производство одноразовых постановок силами звездного состава актеров), «сборная солянка» без систематических репетиций и отсутствием совей базы;
-«новая драма», которая на протяжении нескольких поколений взращивает определенную философию и методологию театральной культуры, базирующуюся на документальном принципе, определяемом самим движением как техника verbatim(латинский «дословно»). Реализуясь на таких площадках, как Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, Театр.DOC, Театр «Практика», Центр им. Вс. Мейерхольда и др., театрально-культурное движение «Новая драма» образует документально-концептуальную генерализацию современной театральной культуры.
-литературный театр - жанровый эксперимент, связанный с новой ролью исполнителя в театре (т. е. коллектива творческих единиц, возглавляемого режиссером-постановщиком), глубоко осознавшего такие категории постмодернизма как «интертекст» и «метатекст». «Объектом изображения становится само литературное изображение» (С. Байкова); «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры» (О. Федотов) — поясняют этот тезис исследователи.
— бытие зрителя предполагается в качестве собеседника, а иногда — и соавтора спектакля;
— драматургия размышлений, аллюзий, пониманий предлагается в качестве альтернативы драматургии поступков и реакций действующих персонажей.
В результате, в литературном театре, категория «действия» возлагается не столько на актеров, сколько на зрителя. Это он — зритель — теперь разгадывает, расшифровывает, в то время как актеры (режиссеры, художники) цитируют и деконструируют — и все это в рамках мирового текста и текста конкретного — того или иного произведения. Но есть и еще одна точка соприкосновения. Она в диалоге, вернее — в игре (как форме диалога), нарушающей любую одномерную логику и осуществляющей выход за ее рамки.
-перформансы, реалити-шоу и флэш-мобы
, существующие в режиме «пограничного театра» на грани театра и социально-культурного мероприятия. Общим критерием в этом разнообразии служит позиция театра, настроенного на прямой диалог с кем бы то ни было. Это театр, гражданское чувство, антибуржуазную позицию.
Таким образом, выделенные культурные доминанты рубежа XX–XXI веков влияют на современную театральную культуру в сторону усиления ее прежде периферийных жанровых образований. Это усиление самоформируется в три крупные жанровые генерализации современного театра: документально-концептуальную, литературно-постдраматическую и генерализацию социального жеста. Данные генерализации отражают не только современную социокультурную ситуацию, но и формируют новый диалог сцены и зала — театра и зрителя, общества, власти и т. д. В свою очередь, современная театральная культура способствуют утверждению трех выделенных тезаурусных структур (постмодернизм, массовая культура, виртуализация) как доминант современной культуры.
-
Новации в театральном творчестве
Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Рассмотрим некоторые новации в театральном творчестве: арттерапия и мастерские.
Искусство лечит. Лечение искусством называется арттерапией (от греческого “арт” — искусство). В арттерапии используют уже существующие произведения искусства; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; творчество самого специалиста — лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Лечение в ходе чтения клиентом специально подобранной социальным работником литературы с ее анализом и объективной оценкой состояния пациента называют библиотерапией. Лечит музыка, театр, живопись, кино.
Терапия искусством — это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностном росте человека. Каждый из нас имеет возможность выразить себя с помощью линий, цветов, звуков или движений, приобретать новый опыт невербального общения, который поможет в будущем облегчить отношения с другими людьми.