Файл: Реферат по теме Искусство театра традиции, новации и роль в воспитании личности Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.


Наибольшим общим терапевтическим эффектом обладают музыка и музыкально-театральное искусство.

А теперь рассмотрим некоторые продуктивне формы театрального творчества, успешно прменяемые в учреждениях дополнительного образования детей, а также в деятельноти образоваетльных организаций общего образования как элемента внеурочной деятельности.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников в процесс поиска, познания и самопознания.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Сам процесс обучения искусству театра целесообразно растянуть на 3-4 года, включив в него следующие дисциплины:

- теорию и историю театра;

- актерское мастерство (сценическая речь и сценическое движение);

- вокал и танец, основы игры на музыкальных инструментах;

- историю театрального костюма;

- основы сценарного дела и режиссуры;

- основы театральной культуры.

Естественно, на каждом возрастном этапе обучающиеся осваивают блок знаний и навыков, посильный для восприятие и воспроизведения.

Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.

Искусство -  одно из универсальных средств в развитии и воспитании индивидуальной и неповторимой личности, в силу способности передавать опыт эстетического восприятия по законам высших ценностей Добра и Красоты. И если культура в целом корректирует развитие науки и техники, выступая посредником между материальным и духовным, осуществляя синтез Знания и Красоты, то искусство играет особую роль не только в воспитании чувств, но и в формировании личности, развивая способность творчески преобразовывать мир вокруг себя. Суть воспитания ребёнка посредством искусства можно выразить словами В.А.Сухомлинского - «через красоту к человечности».



  1. Воспитательная функция театра



Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому необходимо создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.

Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:

- Зрительство – сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание ребёнка как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);


- Лицедейство – искусство выражения внутреннего мира ребёнка , движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности;

- Сценичность – обращенность лицедейства и взаимодейственности к зрителю, то есть представленность их как бы на "сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия в мир вне сознания (под- или сверх-сознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания в целом ;

- Сюжетность действия – наличие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непрерывного дыхания времени).

При грамотно продуманном курсе актерского и режиссерского мастерства ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует эмоциональный, физический, психический, нравственный, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого большое наслаждение. Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к яркой, активной, творческой, полноценной жизни.

Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры.

Цель, которую необходимо поставить, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

Каждый ребенок талантлив изначально, и театральная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в остальных областях образовательной деятельности. Педагогу необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в ходе театральной деятельности, принесли детям пользу в повседневной жизни.



  1. Роль театра в становлении личности


Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Множество вариантов развития сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях.

Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы?», «За чем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» ». Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности.

Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс.

На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок или школьный театр, а в дополнительном образовании – это театральная студия, которые существуют не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети.