Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение видновская средняя общеобразовательная школа 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

142700, г. Видное, д.5, Ленинского г.о. Московской области, тел. 8(495)107-50-35

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Аптекарский огород

Автор: Филилеев Степан, ученик 8 класса

Руководитель: Калашникова Анастасия Андреевна,

учитель биологии

г. Видное, 2021г.

СодержаниЕ

Введение 3

  1. Этапы проекта 6



  1. Ожидаемые результаты проекта 8



  1. Основные направления работы 10



  1. Практическая значимость проекта 11

Литература 13

Приложение 14

Введение

Актуальность и важность проекта

Проблема: малоинформированность населения по охране и рациональному использованию лекарственных растений.

Информация о лекарственных растениях, имеющаяся в литературных источниках, слишком обширна и вызывает затруднения при практическом использовании.

Фитотерапия, или лечение травами – самая древняя и самая молодая наука, которая сочетает в себе тысячелетний опыт древней традиционной и народной медицины разных стран с достижениями современной медицины. Ее еще называют «кладовой здоровья». Особое внимание фитотерапия получила в последние годы. Этому способствовал ряд ценных свойств лекарственных растений. Во-первых, растительные препараты, в отличие от синтетических, очень редко вызывают аллергические реакции и побочные явления. Во-вторых, они одновременно доставляют организму различные витамины, микроэлементы и т. д. В - третьих, при некоторых заболеваниях препараты из лекарственных растений бывают единственными средствами лечения; и еще одно преимущество лекарственных растений – их общедоступность.

Не случайно, с каждым годом интерес к лекарственным растениям возрастает, но, чтобы лекарственные растения служили нашим нуждам, необходимо, прежде всего, подумать о сохранности и приумножении их естественных запасов. К сожалению, люди не всегда относятся к растительному миру, как к другу. Мне близок мир растений. Используя целительные дары природы, нельзя забывать о том, что естественные запасы лекарственных растений
принадлежат не только нынешнему поколению, но и тем, кто будет жить и трудиться не только в течение нескольких десятилетий, но и последующих столетий.

Примерно 2500 видов растений имеют лекарственное значение. Из них вырабатывается более одной трети лекарственных препаратов. При лечении ряда заболеваний они занимают ведущее положение.

Поэтому в своей работе мы взяли наиболее известные, распространенные, часто употребляемые на практике и упоминаемые в научной и популярной литературе лекарственные растения.

Считаем, что это попытка решить проблему информированности населения по рациональному использованию, охране лекарственных растений, в какой-то мере принесет свои плоды.

Тема работы: социальный проект «Аптекарский огород»

Автор: Филилеев Степан, ученик 8 класса

МАОУ Видновская СОШ №10

Руководитель: Калашникова Анастасия Андреевна, учитель биологии

МАОУ Видновская СОШ №10
Цель: выделить из огромного разнообразия видов лекарственных растений только те виды, которые произрастают на территории школьного участка, дать их биологическую характеристику в доступной, интересной и познавательной форме и рекомендации по их рациональному использованию.

Задачи:

- путем проведения бесед и других мероприятий ознакомить учащихся и педагогов школы с подготовленным материалом о лекарственных растениях, дать рекомендации по их рациональному использованию;

- провести социальный опрос об информированности педагогов, учащихся и их родителей о лекарственных растениях;

- разработать материал по характеристике лекарственных растений, произрастающих на участке школы;

- подготовить красочную презентацию о лекарственных растениях в компьютерном варианте;

- подготовить информационный буклет о лекарственных растениях, растущих на школьном участке;

- наметить план мероприятий по работе с учащимися школы, их родителями и педагогами по улучшению информированности их о лекарственных растениях, произрастающих на школьном участке.



  1. Этапы проекта




№ п/п

Задание

(этапы)


Сроки


Ответственный

Результаты выполнения

проекта

1

Разработка анкет. Проведение

социологического опроса


сентябрь 2020г.

Учитель биологии Калашникова А.А., ученики.

Анкета

(приложение № 1)

2

Обработка результатов

до 10 октября

2020г.

Учитель биологии Калашникова А.А., ученики.

Результаты социологического опроса

(приложение №1)

3

Подбор литературы по теме. Составление плана работы

октябрь

2020г.

Учитель биологии Калашникова А.А., ученики.

выполнено

4

Подготовка материалов по теме: «Лекарственные растения, произрастающие на школьном участке» (создание картотеки)


ноябрь – декабрь 2020г.

Учитель биологии Калашникова А.А., ученики.

Приложение №2

5

Разработка памяток о лекарственных растениях


январь 2021г.

Учитель биологии Калашникова А.А., ученики.

Приложение

№4, 6

6

Создание логотипа Аптекарского огорода.


февраль 2021г.

Учитель биологии Калашникова А.А.

Выполнено

Приложение №7

7

Распространение готового материала, реализация проекта


2021г.

Все участники проекта

Приложение

№5

8

Создание фотоотчета и гербарной папки.

сентябрь- октябрь 2021г.

Все участники проекта

Приложение №3



Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются:

• учащиеся,

• педагоги школы,

• родители учащихся.

2. Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты - решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи
повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды:
1) развитие организаторских способностей учащихся;

2) расширение видового разнообразия растений лекарственного отдела;

3) ежегодная организация летнего экологического лагеря;

4) повышение экологической культуры учащихся;

5) создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья;
6) устранение малой информированности населения по охране и рациональному использованию лекарственных растений;

7) пропаганда экологической культуры учащихся;

8) использование пришкольного участка на уроках биологии, географии,

физики, изобразительного искусства, трудового обучения.

На школьном участке учащиеся изучат видовой состав лекарственных растений, их ботанико-морфологические особенности, происхождение, ареал распространения, систематическое положение, содержание в них действующих веществ с изучением основных биологически активных классов химических соединений (алкалоидов, гликозидов, кислот). Необходимо изучить сроки и способы сбора лекарственных растений, режимы сушки, хранения. Обязательным является изучение приёмов ухода за растениями в период вегетации, способов размножения, выявление вредителей и болезней и защитных мер по борьбе с ними.

На школьном участке дети учатся проводить исследовательскую работу, закладывать опыты и проводить наблюдения.


3. Основные направления работы
1. Создание систематической картотеки лекарственных растений, высаженных на школьном участке.

2. Фенологические наблюдения за посаженными лекарственными растениями.

3. Разработка памятки сборщику лекарственных растений.

4. Сбор растений, изготовление гербария, который послужит раздаточным материалом для практических занятий на уроках.

5. Создание презентации, ее защита.

6. Проведение бесед, викторин, конкурсов, КВН, подготовленных самими школьниками, с тематикой, связанной с лекарственными растениями.



4. Практическая значимость проекта
Проект носит комплексный характер т.к. включает в себя практическую, экологически ориентированную деятельность и творческую, эстетического содержания направленность. На школьном участке учащиеся изучили видовой состав лекарственных растений, их ботанико-морфологические особенности, происхождение, ареал распространения, систематическое положение, содержание в них действующих веществ с изучением основных биологически активных классов химических соединений (алкалоидов, гликозидов, кислот). Изучить сроки и способы сбора лекарственных растений, режимы сушки, хранения. Обязательным является изучение приёмов ухода за растениями в период вегетации, способов размножения, выявление вредителей и болезней и защитных мер по борьбе с ними.

На школьном участке дети учатся проводить исследовательскую работу, закладывать опыты и проводить наблюдения.

Выполнив данную работу, можно сделать следующие выводы:

- социологический опрос учащихся школы, их родителей и педагогов показал, что знаний о лекарственных растениях недостаточно. Результаты анкеты убедительно показали, что только 33% респондентов уверенно ответили, что знают хотя бы частично лекарственные растения, а 27% респондентов уверены, что даже имеют представление - при каких заболеваниях используются те или иные лекарственные растения. О рациональном и бережном отношении в использовании лекарственных растений большинство опрошенных не задумывается, т.к. 65% из них собирают растения для букета или просто так. О мало информированности или просто отсутствии знаний говорит тот факт, что мы не умеем грамотно использовать даже собранные растения (73%) и порой понятия не имеем, где их надо собирать;

- обозначенная проблема вызывает интерес у школьников и взрослых нашей школы. Радует то, что большая часть ответивших на анкету хотели бы расширить свои знания о лекарственных растениях тем или другим способом (80%), чтобы обезопасить себя от несчастных случаев при их использовании;

- подготовлена красочная презентация о лекарственных растениях в компьютерном варианте и буклет о лекарственных растения, растущих на школьном участке;

- в летнем экологическом лагере на базе школы проведены беседы, конкурсы, викторины по улучшению информированности о лекарственных растениях, произрастающих на школьном участке.

Литература


1. Биологический энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1986.

2. Жигарев И.А. Основы экологии (10/11 класс): Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. (10/11 класс) И.А.Жигарев, О.Н. Пономарёв, Н.М.Чернова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

3. Жизнь растений в 6-ти томах. Том 5(2). М.: Просвещение, 1981.

4. Махов А.А. Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири. Красноярск: Кн. изд-во, 1993.

5. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

6. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: Метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Ребенок от года до семи лет. Выпуск 2. Министерство здравоохранения Омской области, 2006.

8. Чуб В.В., Малеева Ю.В. Современный сад. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

9. Что есть что. Растения и человек. М.: Слово, 2002.

10. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Ашахминой. – М.: АГАР, 2000.

11.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Аванта+, 2000.

12.Энциклопедия для детей: т. 19. Экология. / Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+. 2002.

Приложение № 1

Анкета социологического опроса по проблеме

«Лекарственные растения аптекарского огорода»

Уважаемый друг!

Мы просим заполнить анкету по лекарственным растениям, растущим на школьном участке для более детального изучения проблемы.

1. Знаете ли Вы, какие лекарственные растения произрастают в лекарственном отделе школьного участка?

Да Нет Не все Затрудняюсь ответить
2. Знаете ли Вы, при каких болезнях используются данные растения?

Да Нет
3. Хотели бы Вы познакомиться с видами лекарственных растений, растущих на школьном участке?

Да Нет Может быть
4. Какие, по Вашему мнению, оптимальные варианты места сбора лекарственных растений?

В лесу В поле Луг Вдоль дорог Нигде
5. С какой целью Вы собираете растения?

Для букета Для лечебных целей Просто так Не собираю
6. Умеете ли Вы грамотно использовать лекарственные растения?

Да Нет Частично

Результаты социологического опроса