Файл: 35.Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 669
Скачиваний: 6
Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.
Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является отличительной чертой современных концепций социализации личности: педагогическая концепция холистической (целостной) школы (Германия), концепция интегрированного развития компетентности (Швеция, США), концепция социального воспитания — «Школа—микрорайон» (Россия) и др. В большинстве современных концепций школа представляется как открытая гуманная система.
Открытая школа имеет многофункциональный характер, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время.
В открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления человеческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития-ребенка:.
В структуре открытой школы появляются новые воспитатели -"'социальные педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи,
выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью к обществом.
Разработаны многочисленные варианты открытой школы, для которой главными являются повышение педагогической грамотности и культуры родителей с использованием возможностей социума, организация общественно полезной и культурно-досуговой совместной деятельности детей и родителей с включением в эти процессы общественных формирований.
Деятельность открытой гуманной школы строится на следующих принципах: обогащение детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребенка (никакой селекции, количественных оценок, стрессовых ситуаций); партнерство, демократический стиль человеческих отношений; свобода выбора детей; бесконфликтность отношений между учителем и учащимися; оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родителями и социальной средой, самоуправление учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности и социальной ответственности; большой набор программ по профориентации и социальной адаптации и т.д.
В этой связи представляет несомненный интерес проект «целостной школы», разработанный немецкими педагогами. Приоритетная задача состоит в том, чтобы внести существенные изменения в повседневную жизнь школы, гуманизировать ее среду и весь учебно-воспитательный процесс. Школа должна стать местом радости для детей, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духовный и социальный климат должен создавать условия для самореализации личности, формировать се готовность в будущем способствовать созданию свободолюбивого и демократического общества, упрочнению мира и экологической защиты планеты.
В качестве главной цели концепция «целостной школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.
Конкретные образовательные задачи включают в себя: наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления, вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженной в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутверждающей социальной открытости, ответственности и готовности к участию в создании свободного демократического строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и т.д. Особо подчеркивается, что залогом успеха при реализации указанных задач является культивирование в школе духа творчества, стабильности порядка, внутреннего покоя для учащихся. Без этого даже самые лучшие методы будут ограничены в своем воздействии.
В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения, Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целостность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях, и благодаря этому личность будет лучше подготовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.
По мнению сторонников «целостной школы», ликвидация страха, агрессивного настроя, возможность свободного умственного развития являются ключом к тому, чтобы преодолеть существующие в обычных школах противоречия между целевыми установками, ориентированными на высокое качество обучения, и потребностью сделать школу для детей более гуманной и привлекательной. Школа, где через развитие креативности без особого напряжения улучшается учеба, даст детям радость переживания успеха, что, в свою очередь, стимулирует развитие творчества и повышение качеств знаний. В результате учебно-воспитательный процесс приобретает гуманный характер, облегчает всем учащимся индивидуализированные занятия при сохранении целостных взаимосвязей в учебном материале. Что касается содержания образования, то «целостная школа» не отказывается от государственных рекомендаций в этом отношении, но ставит свои особые акценты. Она хочет предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки, также ремесленно-техническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающаяся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, экологические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества и т.д. К числу организационных форм учебного процесса и методов обучения авторы относят проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостности, интегрированные школьные дисциплины, дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их индивидуальными потребностями, сочетание активности и отдыха и другие методы, стимулирующие жажду познаний и переживание успеха.
Большая роль в реализации проекта отводится учителю. От него требуются такие качества, как профессиональное мастерство, разносторонние способности, любовь к своему делу и детям, педагогический такт, терпение и многое другое. В функции педагога входит также умение конструктивно организовать школьную жизнь и внешкольную деятельность, партнерство в школе, классе, на организацию школьной жизни с учетом традиций различных культур через такие формы работы, как проведение праздников, торжеств, поездок, совместную творческую деятельность.
Прообразами открытых школ за рубежом стали общинные школы, которые возникли в Англии й США еще в 20-е годы нашего столетия и использовались для самореализации и выражения интересов социально незащищенных слоев населения.
К общим признакам общинной школы можно отнести следующие: взаимную поддержку отношений между школой и общиной; распределение между ними средств; вовлечение членов общины в принятие решений и управление школой и другие признаки.
Российская концепция социального воспитания «Школа — микрорайон» (В.Г. Бочарова) реализуется в различных видах школ-комплексов и территориальных социально-педагогических и культурных центров.
Территориально-интегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).
Социально-педагогический центр — структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.
Сектор работы в школе Сектор работы в микросреде
-Центр организации познавательной деятельности - Социально – развивающий центр «Досуг»
-Центр организации спортивно – оздоровительной - Медико – психолого – юридическая
работы консультация семьи и детства
-Центр психолого – педагогической - Социально – педагогический центр «Семья»
анимации при телефоне доверия - Медико – психологический центр
-Центр социальной педагогики «Здоровье»
Система деятельностей
Система
дифференцированного обучения
Система
личностно – ориентированного социального
воспитания
Система
развития творческой одаренности в
досуговой деятельности
Система
поддержки молодежных инициатив
Система
поддержки психофизического здоровья
детей Система
защиты и социально – педагогической
поддержки группы риска Система
коррекционно – развивающей работы с
детьми с особыми нуждами
Система
социально – педагогической помощи
семье Система
реабилитационной работы с проблемными
семьями Система
социально – педагогической диагностики
и мониторинга
Задачи СПЦ:
-
создание условий для социального воспитания и развития детей в досугово-творческой деятельности по месту проживания семей;
-
создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;
-
помощь семье в индивидуальном развитии и становлении детской одаренности:
-
коррекционная работа с семьями группы риска семьями с проблемными детьми;
-
социально-педагогическая поддержка детей со специфическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с ослабленным физическим или психическим здоровьем и др.)-
-
межведомственная интеграция специалистов различных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, тренеров, организаторов технического, художественного, "музыкального творчества, культурно-досуговой деятельности, психотерапевтов, психологов, педагогов и др>) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;
-
вариативно-деятельностиый подход к осуществлению индивидуального, группового и коллективного воспитания учащихся в условиях школы и ближайшей микросреды с целью успешного становления творческой индивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной
деятельности и комфортного общения в группе;
— методическая
помощь педагогам, семье, отдельному
ребенку
в отборе средств жизненного самоопределения
личности,
успешной самоорганизации ее деятельности
и
взаимодействия с людьми.
По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения {И.Н. Закатова, 1996)* При этом комплекс не должен быть простым соединением составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющей свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный микроклимат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа—центр воспитательной работы в микрорайоне». Основной смысл объединения школы с семьей, общественностью, объектами культурного и воспитательного окружения состоит в использовании воспитательного потенциала социума путем его максимальной педагогизации.
Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» предполагает непрерывную, педагогически це- лссообразную организацию учебного воспитательного .процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);
б) и различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);
в) в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:
-
превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;
-
построение человскоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку, партнерских отношенийс родителями;
-
социальное равенство детей в получении образования, отсутствие личностной сегрегации или селекции;
-
педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;
-
адаптирующая педагогика, обеспечивающая совместимость детского сада, семьи и школы, их взаимодействие и сотрудничество.
Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:
-
Содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ со стороны детей и родителей.
-
Система воспитательной работы, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка.
-
Школьная социально-педагогическая служба, которая осуществляет социальную заботу о семье и социально-педагогическую поддержку и психологическое сопровождение растущей личности.
Удовлетворение интересов и социального заказа па содержание образования осуществляется на основе ежегодною социально-педагогического и психологического исследования, в котором принимают участие все дети и родители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь па полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая культура. Направления объединяются в образовательные комплексы, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высокая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.
Комплектование отделений происходит при наборе детей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного характера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивидуальные учебные планы и т.п.).
Воспитание в комплексе рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ паук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.