Файл: 35.Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 669

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.

Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является от­личительной чертой современных концепций социализа­ции личности: педагогическая концепция холистической (целостной) школы (Германия), концепция интегриро­ванного развития компетентности (Швеция, США), кон­цепция социального воспитания — «Школа—микрорай­он» (Россия) и др. В большинстве современных концеп­ций школа представляется как открытая гуманная система.

Открытая школа имеет многофункциональный харак­тер, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межлич­ностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время.

В открытой школе преобладают тенденции к расшире­нию и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, обществен­ными организациями, местными властями и т.д. И глав­ное — в открытой школе, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления чело­веческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития-ребенка:.

В структуре открытой школы появляются новые вос­питатели -"'социальные педагоги, чья деятельность осно­вывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи,

выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью к обществом.

Разработаны многочисленные варианты открытой школы, для которой главными являются повышение педагогичес­кой грамотности и культуры родителей с использованием возможностей социума, организация общественно полез­ной и культурно-досуговой совместной деятельности де­тей и родителей с включением в эти процессы обще­ственных формирований.

Деятельность открытой гуманной школы строится на следующих принципах: обогащение детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребенка (никакой селек­ции, количественных оценок, стрессовых ситуаций); парт­нерство, демократический стиль человеческих отношений; свобода выбора детей; бесконфликтность отношений между учителем и учащимися; оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родителями и социальной средой, самоуправление учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности и социаль­ной ответственности; большой набор программ по профо­риентации и социальной адаптации и т.д.


В этой связи представляет несомненный интерес про­ект «целостной школы», разработанный немецкими педа­гогами. Приоритетная задача состоит в том, чтобы внести существенные изменения в повседневную жизнь школы, гуманизировать ее среду и весь учебно-воспитательный процесс. Школа должна стать местом радости для детей, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духовный и социальный климат должен создавать ус­ловия для самореализации личности, формировать се го­товность в будущем способствовать созданию свободолю­бивого и демократического общества, упрочнению мира и экологической защиты планеты.

В качестве главной цели концепция «целостной шко­лы» предусматривает воспитание в духе широкой соци­альной коммуникабельности, интеллигентного и ответ­ственного отношения каждого к самому себе, окружаю­щим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

Конкретные образовательные задачи включают в себя: наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления, вооружение знаниями, уме­ниями и навыками с позиций принципа целостности, от­раженной в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие спортивных, ремеслен­ных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутвержда­ющей социальной открытости, ответственности и готов­ности к участию в создании свободного демократическо­го строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении ра­зумного досуга и т.д. Особо подчеркивается, что залогом успеха при реализации указанных задач является культивирование в школе духа творчества, стабильности порядка, внутреннего покоя для учащихся. Без этого даже самые лучшие методы будут ограничены в своем воздействии.

В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения, Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целост­ность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях, и благодаря этому личность будет лучше под­готовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.

По мнению сторонников «целостной школы», ликвида­ция страха, агрессивного настроя, возможность свободно­го умственного развития являются ключом к тому, чтобы преодолеть существующие в обычных школах противоре­чия между целевыми установками, ориентированными на высокое качество обучения, и потребностью сделать шко­лу для детей более гуманной и привлекательной. Школа, где через развитие креативности без особого напряжения улучшается учеба, даст детям радость переживания успеха, что, в свою очередь, стимулирует развитие творчества и повышение качеств знаний. В результате учебно-воспита­тельный процесс приобретает гуманный характер, облег­чает всем учащимся индивидуализированные занятия при сохранении целостных взаимосвязей в учебном материале. Что касается содержания образования, то «целостная школа» не отказывается от государственных рекоменда­ций в этом отношении, но ставит свои особые акценты. Она хочет предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки, также ремесленно-техническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающа­яся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, эко­логические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества и т.д. К числу организационных форм учебного процесса и методов обучения авторы относят проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостнос­ти, интегрированные школьные дисциплины, дифферен­цированный подход к учащимся в соответствии с их ин­дивидуальными потребностями, сочетание активности и отдыха и другие методы, стимулирующие жажду позна­ний и переживание успеха.


Большая роль в реализации проекта отводится учите­лю. От него требуются такие качества, как профессио­нальное мастерство, разносторонние способности, любовь к своему делу и детям, педагогический такт, терпение и многое другое. В функции педагога входит также умение конструктивно организовать школьную жизнь и внешколь­ную деятельность, партнерство в школе, классе, на орга­низацию школьной жизни с учетом традиций различных культур через такие формы работы, как проведение праз­дников, торжеств, поездок, совместную творческую дея­тельность.

Прообразами открытых школ за рубежом стали общинные школы, которые возникли в Англии й США еще в 20-е годы нашего столетия и использовались для самореализа­ции и выражения интересов социально незащищенных слоев населения.

К общим признакам общинной школы можно отнести следующие: взаимную поддержку отношений между школой и общиной; распределение между ними средств; вовлече­ние членов общины в принятие решений и управление школой и другие признаки.

Российская концепция социального воспитания «Шко­ла — микрорайон» (В.Г. Бочарова) реализуется в различ­ных видах школ-комплексов и территориальных социаль­но-педагогических и культурных центров.

Территориально-интегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).

Социально-педагогический центр — структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологичес­ких общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соци­альную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, пси­хическом и социальном развитии личности.

Сектор работы в школе Сектор работы в микросреде

-Центр организации познавательной деятельности - Социально – развивающий центр «Досуг»

-Центр организации спортивно – оздоровительной - Медико – психолого – юридическая

работы консультация семьи и детства

-Центр психолого – педагогической - Социально – педагогический центр «Семья»

анимации при телефоне доверия - Медико – психологический центр

-Центр социальной педагогики «Здоровье»

Система деятельностей

Система дифференцированного обучения



Система личностно – ориентированного социального воспитания



Система развития творческой одаренности в досуговой деятельности




Система поддержки молодежных инициатив



Система поддержки психофизического здоровья детей

Система защиты и социально – педагогической поддержки группы риска

Система коррекционно – развивающей работы с детьми с особыми нуждами





Система социально – педагогической помощи семье

Система реабилитационной работы с проблемными семьями

Система социально – педагогической диагностики и мониторинга





Задачи СПЦ:

  • создание условий для социального воспитания и раз­вития детей в досугово-творческой деятельности по месту проживания семей;

  • создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;

  • помощь семье в индивидуальном развитии и станов­лении детской одаренности:

  • коррекционная работа с семьями группы риска се­мьями с проблемными детьми;

  • социально-педагогическая поддержка детей со спе­цифическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с ос­лабленным физическим или психическим здоровьем и др.)-

  • межведомственная интеграция специалистов различ­ных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, трене­ров, организаторов технического, художественного, "му­зыкального творчества, культурно-досуговой деятельнос­ти, психотерапевтов, психологов, педагогов и др>) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;

  • вариативно-деятельностиый подход к осуществле­нию индивидуального, группового и коллективного вос­питания учащихся в условиях школы и ближайшей мик­росреды с целью успешного становления творческой ин­дивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной
    деятельности и комфортного общения в группе;

методическая помощь педагогам, семье, отдельному ребенку в отборе средств жизненного самоопределения личности, успешной самоорганизации ее деятельности и
взаимодействия с людьми.

По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения {И.Н. Закатова, 1996)* При этом комплекс не должен быть простым соединени­ем составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имею­щей свою социально-культурную атмосферу, психологи­ческий воспитательный микроклимат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.

Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа—центр воспитательной работы в микрорай­оне». Основной смысл объединения школы с семьей, об­щественностью, объектами культурного и воспитатель­ного окружения состоит в использовании воспитательно­го потенциала социума путем его максимальной педагогизации.

Социально-педагогический комплекс «Школа—мик­рорайон» предполагает непрерывную, педагогически це- лссообразную организацию учебного воспитательного .про­цесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, обще­ственные воспитатели);

б) и различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);


в) в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:

  • превращение школы из преимущественно просвети­тельского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;

  • построение человскоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку, партнерских отношенийс родителями;

  • социальное равенство детей в получении образова­ния, отсутствие личностной сегрегации или селекции;

  • педагогизация окружающей среды, соединение вос­питательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;

  • адаптирующая педагогика, обеспечивающая совмес­тимость детского сада, семьи и школы, их взаимодей­ствие и сотрудничество.

Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:

  1. Содержание образования, удовлетворяющее интере­сы и социальный заказ со стороны детей и родителей.

  2. Система воспитательной работы, делающая родите­лей партнерами школы, эффективно использующая воз­можности семьи в воспитании ребенка.

  3. Школьная социально-педагогическая служба, кото­рая осуществляет социальную заботу о семье и социаль­но-педагогическую поддержку и психологическое сопро­вождение растущей личности.

Удовлетворение интересов и социального заказа па со­держание образования осуществляется на основе ежегод­ною социально-педагогического и психологического ис­следования, в котором принимают участие все дети и ро­дители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь па полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая куль­тура. Направления объединяются в образовательные ком­плексы, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высо­кая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.

Комплектование отделений происходит при наборе де­тей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного харак­тера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивиду­альные учебные планы и т.п.).

Воспитание в комплексе рассматривается как равно­ценный компонент образования наравне с изучением ос­нов паук и предполагает единство процесса во всех сфе­рах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.