Файл: 35.Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 670

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочис­ленные кружки, секции, студии. В деятельности воспита­тельных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совме­стной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разно­образные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.

Содержание воспитательной работы задается програм­мой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомен­дацией не только для педагогов, но и для родителей.

Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в ко­торых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социу­мом.

Социально-педагогическая служба школы-комплекса имеет четыре подструктуры:

  • территориальная социально-педагогическая служба, которую осуществляют социальные педагоги;

  • внутришкольная служба социальной заботы, кото­рую осуществляют классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы;

  • психологическая служба, функционирующая под ру­ководством педагога-психолога;

  • медико-валеологическая служба, отслеживающая со­стояние здоровья учащихся и педагогов и обеспечиваю­щая формирование культуры здоровья школьного кол­лектива в лице школьного медперсонала, учителей физического воспитания, валеологов.

Территориальная СП служба является открытой системой, ориентированной на внешкольную среду, в первую очередь на родителей. Осуществляющие ее социальные педагоги выполняют роль связующего зве­на между профессиональными воспитателями и семьей. Они организуют и создают условия для разумного прове­дении досуга детей и подростков, выявляют и защищают их интересы, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.

Под руководством социального педагога создаются и работают разновозрастные объединения детей, подрост­ков и их родителей по месту жительства — это коллек­тивы из дкух-трех семей, объединенных местом прожи­вании, общими интересами и делами. Часть творческих объединений учащихся могут работать на базе имеющих­ся на территории культурно-образовательных учрежде­ний, предприятий, самой школы или в специальном тер­риториальном социально-педагогическом центре. Центр выступает организатором всех массовых культурно-вос­питательных мероприятий, которые проводятся в мик­рорайоне школы. Данные исследования социалыю-педагогических особенностей микрорайона, проводимого со­циальным педагогом, не только составляют диагностическую основу его собственной деятельности, но и помогают другим педагогам комплекса получать полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении детей в семье, зо­нах опасных контактов и оперативно использовать ос в работе.


Социальная забота классных руководителей о детях осуществляется в рамках специальных программ социаль­ной адаптации: «Здоровье и физическое развитие», «Трудный подросток», «Семья и дети».

Психологическая служба комплекса осуществляет пси­хологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса, разрабатывает психологические критерии его эффективности, отслеживает динамику личностного и психического развития учащихся, выявляет интересы, способности и психологические проблемы учащихся, про­водит коррекционно-развивающую работу с девиантны-ми детьми, оказывает психотерапевтическую помощь пе­дагогам и учащимся в кризисных ситуациях.

Медико-валеологаческая служба организует отслежи­вание и корректирование здоровья и физического разви­тая детей, следит за санитарно-гигиеническими условия­ми обучения, дифференцирует занятия физической куль­турой по группам здоровья, проводит профилактические мероприятия, разрабатывает рекомендации для родителей по организации физического воспитания и сохранению здоровья детей в семье, формирует культуру здорового образа жизни.

В целом социально-педагогическая служба комплекса создаст благоприятный этический климат заботы о ребен­ке, который способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех субъектов воспитания.

Ежегодно социально-педагогическая служба проводит конференции родителей, общественности и1 жителей мик­рорайона, на которых выбирается попечительский совет комплекса и обсуждаются общие задачи воспитания мо­лодежи.

Социально-педагогическая служба школы как откры­той воспитательной системы ориентирована на объедине­ние педагогических воздействий школы и окружающей среды в духовном возрождении и гуманизации важнейших фак­торов развития личности. Для этого используются воспи­тательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на активное сотрудничество школьной администрации, педагогов, учеников, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной

и всесторонней помощи школьнику в процессах становле­ния и развития его личности.

Принципами деятельности социально-педагогической службы являются:

  1. Личностный поход к ребенку, реализуемый в форму­ле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

  2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».

  3. Объективность подхода к ребенку — знание много­образных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекоменда­ций, учет возрастных особенностей личности (индивиду­альных черт, склонностей, нравственной позиции).


4. Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и коорди­нации со всеми субъектами социального воспитания (ад­министрацией школы, педагогами, родителями, врачами, психологами, юристами, федеральными и местными влас­тями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов, помо­щи ребенку.

5. Неразглашение информации о ребенке и его семье.
Основными функциями социально-педагогической службы комплекса являются:

  • диагностическая — изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодеж­ных объединений; степень и направленность влияния мик­росреды, особенности семьи и семейного воспитания; спе­цифика соседской общины; позитивные силы в микро­районе и источники негативного влияния на детей и
    подростков;

  • прогностическая — составление на основе наблюде­ний и исследований прогноза развития негативных и по­зитивных сторон социальной ситуации развития, группы и личности;

  • консультативная — разработка советов, рекоменда­ций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации;

  • защитная — обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков; представление интере­сов детей в различных инстанциях (,суд, прокуратура и
    т.д.);

: — опекунская — организация питания, медицинского обслуживания, коррекционно-компепсаторпой работы с учащимися группы риска; продление времени пребыва­ния ребенка в школе, опека нуждающихся различными видами материальной, медико-психологической и педа­гогической помощи;

организаторская — организация социально значи­мой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде; включение семьи и общественности в вос­питательный процесс; построение системы демократи­ческих отношений детей и взрослых.

Воспитательная среда охватывает не только школу. Вос­питание, по справедливому замечанию А.С. Макаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые вли­яния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.