Файл: Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационного образовательного пространства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.
Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие".
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над различными проектами. Умения, относящиеся к информационной грамотности, учащиеся могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что учащийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности".
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
Для того чтобы соответствовать всем требованиям современного мира каждому педагогу необходимо внедрить в работу образовательного учреждения программный продукт, который будет включает в себя:
-
модуль коммуникации (сайт, почта, форум, доска объявлений); -
электронное расписание; -
модуль тестирования; -
возможность создания коллекций электронных ресурсов; -
модуль дистанционного обучения; -
электронные журналы, отражающие не только выставление оценок, но и учет посещаемости; -
модуль информационного контроля питания учащихся; -
модуль библиотеки; -
модуль дополнительных образовательных услуг.
Кроме того, все участники учебно-воспитательного процесса получат единую среду обмена информацией в рамках образовательного учреждения (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу.
Плюсы при использовании данной информационной среды и как следствие создания единого информационного пространства в образовательном учреждении очевидны:
-
Информационная пропаганда деятельности учреждения затрагивает все основные аспекты деятельности учреждения и управляема нами. -
Значительно повышается самооценка учителя. -
Открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к ОУ и статус самого учреждения. -
Возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе on-line повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка. -
Создание единой информационной среды позволяет анализировать, прогнозировать, корректировать процессы жизнедеятельности ОУ в ускоренном темпе. Время принятия решений значительно сокращается.
Основными результатами информатизации системы образования должны стать:
-
Повышение показателей обученности учащихся. -
Более полная реализация концепции личностно-ориентированного образования. -
Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий. -
Повышение информационной и общей культуры учащихся и педагогов. -
Свободное общение учащихся и педагогического коллектива на специализированных сайтах в Интернете, с помощью электронной почты. -
Появление, закрепление и развитие общественной потребности в непрерывном образовании, адаптирующейся к изменениям социально-экономической ситуации, поддерживаемой ресурсами информационно-образовательного пространства.
Уверены, что успешному и скорому достижению данных результатов будет способствовать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.
То есть цифровые технологии в сфере образования являются средством формирования обновлённой образовательной среды, которая развивает различные полезные навыки учеников и даёт им необходимый объём знаний. Сегодняшние стандарты образования ориентированы на совершенствование организационных методик учебного процесса.