Файл: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование дидактических игр как средство формирования мотивации на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор: Беседина Ульяна

Курс 3 Группа 3-11

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»
Научный руководитель: Захарова М.А.

Новороссийск, 2022


Содержание


Введение……………………………………………………………….

3

Глава . Теоретическое обоснование темы……………………………………………………………………


6

1.1 Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………


6

1.2 Мотивы учения младших школьников и их формирование …………………………………………………………


11

1.3 Характеристика дидактических игр для младшего школьного возраста…………………………………………………………………


21

Выводы по Ⅰглаве…………………………………………………..

27

Глава II Опытно-практическая часть исследования…………………………………………………………


29

2.1. Анализ КТП УМК «Перспективная начальная школа» по предмету «Окружающий мир»………………………………………..


29

2.2 Подготовка к опытно-практической части……………………..

33

2.3. Апробация дидактических игр как средства формирование учебной мотивации на уроках окружающего мира…………………


35

2.4. Методические рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников…………………………………….


40

Выводы по II главе…………………………………………………..

43

Заключение …………………………………………………………..

45

ПРИЛОЖЕНИЯ






Введение

 Вид профессиональной деятельности: ПМ.01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Врамках реализацииФГОС НООучителю необходимо стремиться к психологическому изучению и формированию учения школьников, их стремления к познанию нового, важно уметь опереться на общую стратегию и ход данной работы.

Мотивация занимает одно из ведущих место в структуре личности, и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемую деятельность, но перспективу дальнейшего развития этой деятельности. Проблема мотивации относится к актуальным проблемам в методологическом, теоретическом и в практическом отношении [12].

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учится, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживание в процессе учения).

Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Проблемы мотивации учения были предметом исследования многих ученых. Формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, В.И. Василовским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г. С.Сухобской.

В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.



Объект исследования:  процесс формирования учебной мотивации младших школьников.

Предмет исследования: дидактических игр как средство формирование учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель исследования:  изучить использование дидактических игр для формирования учебной мотивации на уроках окружающего мира в начальной школе

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой исследования.

  2. Проанализировать мотивы учения младших школьников.

  3. Обосновать значение дидактических игр для младшего школьного возраста.

  4. Разработать, апробировать серию дидактических игр на уроках окружающего мира в начальных классах.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, изучение передового педагогического опыта.

База исследования. В исследовании участвовали 25 детей младшего школьного возраста (от 7 - 11 лет), дети являются учащимися средней общеобразовательной школы № 10 станицы Неберджаевской.

Практическая значимость работы  состоит в том, что материалы, приведенные в работе, могут быть полезны как учителям начальных классов, так и студентам педагогического училища в период прохождения педагогической практики.

Структура работы состоит из: введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование темы

 

    1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе



  Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от мотивации учения, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Развитие у обучающегося положительной учебной мотивации является основой эффективности учебного процесса. Управление процессом учения требует от учителя понимания сущности мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее функционирования и развития.

Анализ литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация».


Под понятием «мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно:

1) систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;

2) осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют активизации деятельности;

3) процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности [10, 34]. Отсутствие единства определение понятия мотивации свидетельствует о разносторонности аспектов этого вопроса, а также о сложности и многозначности самой мотивации. В педагогике и педагогической психологии мотивация имеет различные определения.

В частности, М.И. Алексеева считает, что мотивация – это совокупность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся [1, 4]. А.К. Маркова считает, что мотивация является многомерным образованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации – не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [7, 57].

Мотивацию трактуют по-разному:

1) как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяют поведение (Ж. Годфруа);

2) как совокупность мотивов (К.К. Платонов);

3) как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее направленность;

4) как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов);

5) как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян)

6) как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [6].

Разница в определении сущности мотивации в целом и учебной мотивации в частности проявляется и в различных подходах к определению понятия мотива, среди которых В.А. Семченко выделяет такие.

Мотив как побуждение. Согласно данному подходу, мотивом является не любое побуждение (стимул), а именно внутреннее осознанное побуждение, что собственно и определяет, насколько человек готов к деятельности.


Мотив как потребность. При этом стимуле в деятельности выступает именно потребность. Однако есть различия в разных авторов, связанные с соотнесением мотива и потребности, а именно: потребность и является мотивом, потребность есть частью, потребность и мотив связан опосредованно, потребность дает толчок к возникновению мотива и тому подобное.

Мотив как намерение. Сторонники данного подхода понимают мотив как намерение, поскольку он отражает в себе планы человека на будущее, имеет соответственно цель, замысел действовать определенным образом в той или иной ситуации. Соответственно, общие характеристики с мотивом и дают основания рассматривать мотив как намерение.

Мотив как цель. В данном случае потребности отделяются от мотива, а движущей силой активности выступает собственно предмет удовлетворение потребности, который обязательно должен осознаваться человеком. То есть мотивом является цель, к которой стремится человек.

Мотив как состояние. В основе данного подхода лежит утверждение, что любое побуждение к деятельности может возникнуть в результате пребывания человека в определенном состоянии. То есть между потребностью и предметом его удовольствия находится определенное состояние, которое содержит захвата, моделирования «погребальную» состояния, предшествующего состояния удовольствия и представляет собой собственно мотив деятельности.

Мотив как оценивание. Благодаря удовлетворению, которое является положительным оценочным отношением, выполняет оценочную функцию, у человека появляется мотивационная установка на выполнение определенной деятельности. И одно удовольствие способствует тому, что человек решает действовать определенным образом в будущем.

Мотив как устойчивые свойства личности. Представители этого подхода утверждают, что на поведение человека, кроме внешних стимулов, влияют и устойчивые качества личности. Поэтому в формировании мотива они непосредственно участвуют, определяя характер деятельности.

Мотив как первопричина активности. В данном подходе, мотивом может выступать любые внешние и внутренние обстоятельства, которые определяют деятельность личности. Эти обстоятельства являются «мотиваторами», среди которых выделяют: интересы, склонности, особенности внешней ситуации, возможности личности, условия достижения цели, личностные моральные принципы [].

В словаре справочнике по педагогической психологии указывается, что «учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный деятельность учения, учебную деятельность» [15].