Файл: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. Методические рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников
Опираясь на проведённую работу и анализ методической литературы, можно выдвинуть следующие рекомендации по формированию учебной мотивации учения младших школьников:
1. Формирование эмоционально – психологической атмосферы на уроке посредством организации доверительной атмосферы, постановки различных целей
2. Демократический стиль взаимодействия с учащимися.
3. Приветствие, улыбка, мимика со стороны педагога, что поощряет школьника, положительно его мотивирует.
4. Применение рефлексии на уроках, в частности, разминки, физкультминутки.
5. Формирование проблемных ситуаций, познавательной деятельности учащихся, включающая поиск и решение сложных вопросов, которые требуют актуализировать знания, анализ, умение видеть сущность и управляющие ими закономерности.
6. Применение дидактических и развивающих игр и упражнений, средств информационно-коммуникативных технологий на уроках, что повысит наглядность, зрительное восприятие учебного материала.
7. Использование упражнений на быстроту реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.
8. На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:
-
оценка успехов учеников; -
применение групповых форм работы для проверки знаний; -
акцентирование внимания при неудаче на недостатке приложенных усилий; -
выявление причин ошибок и путей их исправления; -
не сравнивать результаты учебной деятельности учеников между собой; -
оценка конкретного ответа без перехода на личность учащегося.
В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.
У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.
Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так, в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.
Для формирования мотивации к учению и ее повышению следует применять такие методы, как «Диадактические игры», «Поощрение», «Соревнование». Именно игровая деятельность в начальных классах, в виду возрастных особенностей младших школьников, является наиболее предпочтительной и увлекательной.
Каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Педагогу необходимо подобрать примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость.
Что касается родителей школьников, то рекомендуется:
- воспитывать интерес в ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах;
- способствовать зарождению новых идей;
- ставить перед детьми краткосрочные задачи цели;
- помогать ребенку научиться организовывать свое время;
- хвалить ребенка за его усилия;
- помогать ребенку взять свои результаты под контроль;
- показывать положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования;
- выполнять домашние задание в форме игры;
- родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой.
Родителям необходимо как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности следует формировать и развивать.
Выводы по II главе
Учебная деятельность направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную работу. Учебная деятельность способствует развитию самостоятельности и ответственности, развивает способность эффективно управлять своим временем, формирует собранность младшего школьника.
В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.
У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.
Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так, в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.
Для формирования мотивации к учению и ее повышению следует применять такие методы, как «Диадактические игры», «Поощрение», «Соревнование». Именно игровая деятельность в начальных классах, в виду возрастных особенностей младших школьников, является наиболее предпочтительной и увлекательной. Каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Педагогу необходимо подобрать примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость.
Основной проблемой мотивационной сферы учащихся младших классов является несформированность внутренней учебной мотивации, слабо развитое понимание цели учебной деятельности, а также преобладание игровых и внешних мотивов учения. К концу младшего школьного возраста необходимо сформировать у учащихся учебно-познавательный мотив, который проявляется как интерес к способам добывания новых знаний, поскольку наличие этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Поэтому весьма важным является изучение учебной мотивации младших школьников с целью диагностики доминирующих мотивов и возможности своевременно провести коррекционно-развивающую работу по формированию учебно-познавательного мотива учебной деятельности [6].
Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследования - изучить использования дидактических игр для формирования учебной матовации на уроках окружающего мира в начальной школе – достигнута, поставленные задачи решены.
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учится. Причем учится хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах [15].
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенно их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним в начальной школе. Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2010. -
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2018. – 398 с. – (Мастера психологии). -
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии учащегося/Вопросы психологии. —2017. —№6. -
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Наука, 2019. – 512 с. -
Гинзбург, М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6–8 лет. В кн.: Особенности психического развития детей 6–8–летнего возраста [Текст] / М.Р. Гинзбург ; под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2017г. – 136 с. -
Кокшарова И. С. Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-dlya-roditelei/rekomendatsii-roditelyam-dlya-povysheniya- uchebnoi-motiva (дата обращения: 17.04.2022) -
Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.04.2022) -
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 352 с. – (Классическая учебная книга). -
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Педагогика, 2015. – 412. -
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. -
Матюхина, М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. - В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников [Текст] / М. В.Матюхина. Волгоград, 2010 С. 105-114. -
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Психология и педагогика [Текст] / Н.Г Морозова. – М.: Знания, 2011. – 46 с. – (Педагогика и психология). -
Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. – 639 с. -
Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / О.О. Гонина.– М.: ФЛИНТА, 2015. – 300 с. -
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с. -
Титова, Т.Е. Мотивация успеха [Текст] / Т.Е. Титова // «Начальная школа». – 2007. – №10. – С. 11-14. -
Фролова, Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности [Текст] / Н.А. Фролова // «Начальная школа». – 2006 г. – № 2. – С. 50–51. -
Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И.В. Шпика // «Начальная школа». – 2007. – № 2. –С. 18- 19. -
Щукина Г.И. Активация сознательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с. -
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с. -
Сборник дидактических игр для начальной школы. Методическая разработка [Электронный ресурс]: офиц. сайт / «Инфоурок». – 2015. – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-491482.html . -
Сборник дидактических игр для начальной школы. Методическая разработка [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Социальная сеть работников образования. – 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/26/sbornik-didakticheskikh-igr-dlya-nachalnoy-shkoly . -
Суховерхова, Л. Инновационные формы методической работы[Текст] / Л. Суховерхова // Газета „Завуч”, 2008, № 17-18 -
Тулупова, Т .Школьная мотивация как компонент психологической комфортности [Текст] / Т. Талупова // Психолог. - 2018—- № 15 -С. 5-8. -
Юрьева, С. А. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 12.05.2022)