Файл: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира.
Человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение народов и культур, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие.
Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.
Социальная солидарность - свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок.
Поликультурный мир, свободы совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества.
Семья – любовь и верность, забота, помощь т поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям.
Личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.
Традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. Технологии организации учебного процесса:
-личностно-ориентированные;
- дифференцированный подход;
-проблемное обучение;
-учебное исследование;
-проблемно-поисковые технологии.
Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; наблюдение; информативный; проектов; научно-исследовательский.
Средства обучения: аудиовизуальные; наглядные пособия; тренажёры.
Типы урока
1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
2. Урок - рефлексия.
3. Урок закрепления изученного материала.
4. Урок повторения и обобщения.
5. Урок контроля.
Место учебного предмета в учебном плане Авторская программа по предмету «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов в год, рабочая программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели, 2 часа в неделю).
2.
2.Подготовка к опытно-практической части
Базой опытно-практического исследования стал 1 «А» класс МБОУ СОШ №10 ст.Неберджаевской ,Крымского района, в период преддипломной практики с 06.04.2022 по 03.05.2022 г.
В классе 17 человек:10 девочек и 7 мальчиков. Из беседы с учителем Евсюковой Людмилой Юнусовной мы выяснили, что учебе дети относятся позитивно, доброжелательно настроены к учителем и сверстникам. В классе сложился дружный коллектив, ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях и в учебной деятельности.
По словам учителя детей - психологически не готовыми к обучению в школе, остальные детей обладали частичной готовностью к школе. Естественно, что у первоклассников, готовых к школе, существенно отличается уровень сформированности и характер учебной мотивации. Психолог выявил, что в этой группе все дети обладают внутренней позицией школьника, а в группе психологически не готовых к школьному обучению большинство детей этой позицией не обладали.
В процессе исследования выяснилось, что практически все готовые к школе первоклассники находятся на втором и третьем уровне школьной мотивации; их действия направлены на содержательную сторону учебного процесса. В группе психологически не готовых к школе первоклассников большинство испытуемых находятся на четвертом, уровне школьной мотивации, характеризующихся слабой выраженностью познавательных и социальных мотивов, у них преобладают интересы, связанные с общением, игрой и внеучебными ситуациями.
В ходе исследования нами применялся метод наблюдения, цель которого: изучить внешние проявления отношения первоклассников к учебной деятельности, определить влияние характера взаимодействия учителя с детьми и системы оценивания учебных достижений на уровень учебной мотивации первоклассников. Наблюдение за учащимися велось по следующей программе:
-
устойчивость внимания; -
желание задавать вопросы; -
желание отвечать на вопросы или выполнять задание учителя; -
ожидание одобрения учителя; -
реакция на неудачу (отрицательная или положительная); -
желание помочь другим одноклассникам; -
готовность работать с одноклассниками и умение слышать их.
Результаты наблюдения показали, что учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации проявляют активность на уроке, любят задавать различные вопросы, ожидают одобрения и похвалы от учителя, готовы помочь одноклассникам. Их ведущий тип деятельности - учебная деятельность. Однако эти учащиеся пока ещё не умеют слушать сверстников и не всегда могут адекватно реагировать на неуспех. В свободное время учащиеся предпочитают чтение, рисование или прогулку с наблюдением. Таким образом, у детей сформированы учебные мотивы, но для них ещё очень велика
социальная значимость процесса обучения, стремление понравиться учителю.
У учащихся со средним уровнем учебной мотивации не очень устойчивое внимание, они активны тогда, когда им интересно, готовы помочь одноклассникам, любят задавать вопросы. Они очень нуждаются в одобрении учителем, хотят понравиться учителю и окружающим, не все могут адекватно реагировать на неудачу. Такое противоречие между желанием учиться и желанием поиграть обусловлено социальной значимостью процесса обучения.
2.3. Апробация дидактических игр как средства формирование учебной мотивации на уроках окружающего мира
Для преодоления такого рода трудностей была разработана система дидактических игр, направленная на формирование положительной учебной мотивации [17, 18].
Таким образом, целью второго этапа являлась организация и проведение уроков с использованием дидактических игр по программе «Окружающий мир» для начальных классов О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов (УМК «Перспективная начальная школа») для формирования учебной мотивации на уроке.
Во время преддипломной практике было дано 6 уроков с использованием дидактических игр, подобранны в соответствии специфики класса, физических и возрастных особенностей детей.
Таблица 1
Серия дидактических игр на уроках окружающего мира 1 «А» класса
№ | Тема урока | Дидактические игра |
1 | Домашние животные «Кошки и собаки» | Дидактические игры «Умники и умницы», «Дополни предложение» |
2 | Дикие животные «Где обитают белые медведи» | Дидактические игры «Жизнь медведей», «Самый внимательный» |
3 | «Профессии» | Дидактические игры «Собери название профессий», «Доскажи словечко», «Узнай профессию». |
4 | «Моя семья» | Дидактическая игра «Ассоциации» |
5 | «В гостях у Весны» | Дидактическая игра «Весна идет - Весне дорогу!». |
6 | «Путешествие по неизведанным местам» | Дидактическая игра «Плюс-минус» |
Рассмотрим фрагмент урока по окружающему миру с использованием дидактических игр.
Тема: Домашние животные «Кошки и собаки». На этом уроке был рассмотрен вопрос, как ухаживать за кошкой и собакой.
Цель урока: расширить представления детей о домашних животных, была проведена дидактическая игра «Умники и умницы»
Для того, чтобы настроить детей на урок, организационный момент был проведен в стихотворной форме:
«Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?»
На этапе повторения пройденного материала с целью усвоения материала детям было предложено задание закончить предложение: животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ... (домашними).
Дети быстро подобрали нужный ответ - домашние животные, а также назвали отличительные признаки домашних животных, почему за ними ухаживает человек.
Затем была проведена игра дидактическая игра «Умники и умницы», для обобщения полученных ранее знаний.
Цель игры: закрепить и углубить знания учащихся о домашних животных. В ходе игры детям было предложено соединить стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек. Введение в урок дидактической игры вызвало у учащихся интерес к новой теме. Игра помогла обобщить имеющиеся у учеников знания о домашних животных. Наглядный яркий материал вызвал у детей желание принять участие в игре. Ученики с низким уровнем знаний охотно поднимали руку при проверке выполненного задания.
Для того, чтобы начать изучение новой темы, учащимися была поставлена задача - разгадать кроссворд.
Кроссворд состоял из загадок. Записывая ответы на загадки в пустые клеточки, ребята сами нашли ответ на тему урока, прочитав выделенное слово в ответах кроссворда. Отгадать загадки учащимся не составило труда, а наоборот с удовольствием давали ответ, что вызвало желание поскорее узнать тему урока.
Для повышения познавательного интереса учащимися была оформлена стенгазета с фотографиями их домашних питомцев. На уроке ребята рассказали о породе своего питомца, о повадках и т.д. Также на уроке для повышения познавательного интереса была показана презентация с различными видами пород кошек и собак. Некоторые породы детям были знакомы, но все же яркий и увлекательный материал произвел впечатление у учащихся.
Таким образом, яркая наглядность, разнообразие форм расширения познавательного интереса помогли учащимся легко усвоить материал данного урока.
На другом уроке на тему «Дикие животные», «Где обитают белые медведи», цель которого дать представление о северном и южном полюсах, использовалась дидактическая игра «Самый внимательный» и «Жизнь медведей».
Урок проводился в форме путешествия с элементами презентации.
Сюрпризным моментом было письмо с загадкой, которое прислал почтальон Печкин:
«Среди снегов и льда не голодает.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает.
От морозов согревает.
Кто это?» (Белый медведь)
На этапе изучения новой темы проводилась дидактическая игра «Будь внимательный», которая помогла закрепить знания учащихся об одежде, необходимой в условиях северного полюса.
Игра имела яркую и интересную наглядность. Учителем были заготовлены карточки с различными видами одежды. Работа с наглядным материалом повысила познавательную активность учащихся. Все ребята быстро справились с заданиями.
Также, в целях повышения познавательного интереса использовалась презентация. А также показаны фрагменты из фильма «Жизнь на Земле» из серии фильмов ВВС.
С помощью волшебного цветика - семицветика учащиеся перемещались с одного полюса на другой. Для нахождения полюсов детям предлагалось посмотреть на модель земли - глобус. Урок прошел увлекательно, дети были заинтересованы, с удовольствием выполняли задания.
На уроке «Профессии» проводилась дидактическая игра «Собери название профессий». Дети работали в группах, так же играли в игру «Узнай профессию».
На уроке «Моя семья» проводилась дидактическая игра «Ассоциации».
На уроке «В гостях у Весны» использовалась дидактическая игра «Весна идет - весне дорогу!», способствующая закреплению знаний о признаках весны. В начале урока учащимся было предложено разгадать загадку, с помощью которого дети сами определили тему урока. Также был показан фильм «Времена года» для повышения познавательного интереса учащихся. В ходе данной игры детям было предложено поставить знаки «+» и «-» в заранее нарисованные клетки игрового поля, отвечая на вопросы учителя. Задание выполнялось по строчкам, в конце игры дети сверяли свои ответы с изображениями на доске.
Таким образом, для повышения познавательного интереса на различных этапах урока проводилась дидактическая игра различных видов: ролевая, предметная и т.п.