Файл: Гост 2880690. Качество программных средств. Термины и определения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Системы качества. Качество функционирования
Методы обеспечения качества ПС
Классификация характеристик качества программ
Функциональное качество программ
Конструктивное качество программ
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные понятия и определения
Основные факторы, отражающиеся на качестве
Основные задачи, решаемыми при оценке качества программного средства
Основными задачами, решаемыми при оценке качества программного средства, по ГОСТ 28195–99 являются:
Классификация методов определения показателей качества программного средства
по способам получения информации о показателе качества:
Иерархическая модель оценки качества программного средства
Основные характеристики качества ПС
- стандарт СССР ГОСТ 28806–90. Качество программных средств. Термины и определения;
- межгосударственный стандарт стран СНГ ГОСТ 28195–99. Оценка качества программных средств. Общие положения;
- национальный стандарт Беларуси СТБ ИСО/МЭК 9126–2003. Информационные технологии. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
Качество программных средств
Определения КАЧЕСТВА
- Ка́чество програ́ммного обеспечения — способность программного продукта при заданных условиях удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ISO/IEC 25000:2014).
- весь объём признаков и характеристик программ, который относится к их способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, ISO 8402:94);
- степень, в которой система, компонент или процесс удовлетворяют потребностям или ожиданиям заказчика или пользователя (IEEE Std 610.12-1990).
Другие определения из стандартов:
Определения КАЧЕСТВА
- Фил Кросби: Качество — это соответствие пользовательским требованиям.
- Уотс Хемпфри: Качество — это достижение отличного уровня пригодности к использованию.
- Компания IBM: ввела в оборот фразу «качество, управляемое рыночными потребностями (market-driven quality)».
- Критерий Бэлдриджа: «качество, задаваемое потребителем (customer-driven quality)».
- Система менеджмента качества ISO 9001: Качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям.
- Приемлемое качество — это желаемая степень совершенства создаваемого продукта (услуги), способная удовлетворить пользователей и достижимая в рамках заданных проектных ограничений.
- Качество в проектной деятельности:
Управление требованиями («атрибуты качества» как категория нефункциональных требований);
Тестирование (т.н. наработка на отказ, такие метрики как MTTF — Mean Time To Failure, то есть среднее время между обнаруженными сбоями системы, и т.п. ).
- внутреннее качество –совокупность характеристик программного продукта с внутренней точки зрения; внутреннее качество измеряется с помощью внутренних метрик и оценивается по отношению к требованиям к внутреннему качеству; отдельные элементы качества ПП могут улучшаться при реализации кода, проверке или тестировании, но фундаментальная основа качества программного продукта, представленная внутренним качеством, остается неизменной до повторного проектирования;
- внешнее качество – совокупность характеристик программного продукта с внешней точки зрения; это качество, измеряемое и оцениваемое на основе внешних метрик при выполнении ПП во время тестирования (испытаний) в моделируемой среде с моделируемыми данными или во время эксплуатации;
- качество в использовании – качество программного продукта, применяемого в заданной среде и заданном контексте использования, с точки зрения пользователя; оно оценивается на основе метрик качества в использовании и в первую очередь измеряет степень достижения пользователем своих целей в конкретной среде, а не свойства самого ПП; пользователь оценивает только те атрибуты программного продукта, которые он применяет в своих задачах.
Системы качества. Качество функционирования
- Обеспечение качества - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для уверенности в том, что продукция или процессы удовлетворяют определенным требованиям потребителей к качеству. Для реализации этого положения предназначены системы качества, каждая из которых включает: совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающую осуществление руководства качеством продукции или процессов.
Изучением и реализацией методов и средств количественного оценивания качества продукции занимается научная дисциплина – квалиметрия.
Практической задачей квалиметрии является разработка и развитие всех комплексных и дифференциальных методов оценки качества.
Методы квалиметрии
- Значительную роль в квалиметрии играют экспертные методы. При экспертных методах, оценки, даваемые отдельными экспертами - субъективны, зависят от целого ряда их индивидуальных особенностей: профессии и квалификации эксперта, его знания условий применения продукции, содержательности и количества информации, которой он пользуется. Математическая обработка совокупностей субъективных оценок позволяет получать более объективную оценку качества.
- Большое место в квалиметрии занимают статистические методы исследования. Многие показатели качества продукции определяются при помощи статистических методов по опытным данным или по материалам эксплуатационной статистики. Такие обобщенные квалиметрические оценки качества часто получаются путем измерения и сравнения физических, экономических, эстетических и других характеристик с лучшими образцами, которые формально такими эталонами не являются.
- Тщательное специфицирование и оценивание характеристик качества программного продукта - ключевой фактор обеспечения их адекватного применения. Применительно к программным средствам система обеспечения качества - это совокупность методов и средств организации управляющих и исполнительных подразделений предприятия, участвующих в проектировании, разработке и сопровождении комплексов программ с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей заказчиков и потребителей при минимальном или допустимом расходовании ресурсов.
Методы обеспечения качества ПС
Требуемое качество при разработке проектов ПС, как и любой продукции, можно обеспечить двумя методами:
- путем использования только заключительного контроля и испытаний готовых объектов и исключения из поставки или направлением на доработку продуктов, не соответствующих требуемому качеству;
- посредством применения регламентированных технологий и систем обеспечения качества процессов проектирования и разработки, предотвращающих дефекты и гарантирующих высокое качество продукции во время ее создания и модификации. Для создания современных прикладных высококачественных информационных систем необходимы оба метода, с акцентом на применение регламентированных технологий. Таким образом, обеспечение и удостоверение качества сложных ПС должно базироваться на проверках и испытаниях:
- технологий обеспечения жизненного цикла программных средств, поддержанных регламентированными системами качества;
- готового программного продукта с полным комплектом адекватной эксплуатационной документации.
Классификация характеристик качества программ
Множество характеристик качества программных средств можно разделить на две принципиально различающихся группы:
- функциональные характеристики (функциональность) - определяющие назначение, свойства и задачи, решаемые комплексом программ для основных пользователей, отличающиеся очень широким спектром и разнообразием, состав и специфику которых трудно унифицировать и можно категоризировать только по большому количеству классов и свойств ПС;
- конструктивные характеристики качества, номенклатура которых может быть унифицирована, адаптирована и использована для описания остальных, внутренних и внешних, стандартизируемых характеристик качества, поддерживающих и улучшающих реализацию основных, функциональных требований к качеству объектов и процессов ЖЦ программных средств.
Функциональное качество программ
Определение и сравнение функционального качества программ целесообразно рассматривать в пределах ограниченных классов ПС, выполняющих подобные функции. Такие классы функций могут выделяться в пределах крупных проблемно-ориентированных сфер применения (административные, банковские, медицинские, авиационные и т.п.), и для решения более мелких, специальных, функциональных задач в этих областях. Каждая из таких задач может быть описана рядом специфических свойств, характеристик и атрибутов, полная номенклатура которых содержит многие тысячи названий, мер и шкал, которые трудно или невозможно унифицировать. Функциональные характеристики и их параметры могут подвергаться значительным модификациям в течение всего ЖЦ ПС и являются обычно наиболее динамичными компонентами из всех характеристик качества.Функциональная пригодность (см. стандарт ISO-9126) непосредственно определяет основное назначение и функции ПС для пользователей. В контракте и техническом задании для каждого проекта, она должна быть выделена и формализована для однозначного понимания и оценивания всеми партнерами на каждом этапе ЖЦ и при значительных модификациях задач ПС. В силу своей специфичности, при последующем изложении функциональная пригодность обозначается как основная цель и главная характеристика для всего множества типов ПС.
Конструктивное качество программ
- Вторая группа характеристик - конструктивных, играет подчиненную роль и должна, в первую очередь, поддерживать и обеспечивать высокое качество реализации функций ПС и его применения по основному назначению. Номенклатура этих характеристик относительно не велика, и стандартами рекомендуется в составе: корректности, способности к взаимодействию, защищенности, надежности, ресурсной эффективности, практичности, сопровождаемости и мобильности.
- Их выбор и значения определяются требованиями к функциональной пригодности ПС. Исходная номенклатура этой группы характеристик, субхарактеристик и их атрибутов практически инвариантна к функциям ПС и стандартизирована, во взаимосвязи со стандартами на жизненный цикл комплексов программ при регламентировании их этапов и процессов. Для каждого конкретного проекта ПС из них может быть выделена представительная группа, наиболее важных и оказывающих наибольшее влияние на решение определенных функциональных задач.
Обобщенные показатели ПС
На процесс разработки и деятельность по оценке качества ПС оказывают влияние следующие обобщенные показатели ПС:
- область применения и назначение ПС;
- тип решаемых задач;
- объем и сложность ПС;
- необходимый состав и требуемые значения характеристик качества ПС и величина допустимого ущерба из-за их недостаточного качества;
- степень связи решаемых задач с реальным масштабом времени или допустимой длительностью ожидания результатов решения задачи;
- прогнозируемые значения длительности эксплуатации и перспектива создания множества версий ПС;
- предполагаемый тираж производства и применения ПС;
- степень необходимой документированности ПС.
Основные понятия и определения
- Атрибут (attribute): измеримое физическое или абстрактное свойство продукта. Атрибуты могут быть внешними или внутренними.
- Внешнее качество (external quality): степень, в которой продукт удовлетворяет установленные и подразумеваемые потребности при использовании в заданных условиях.
- Внешняя мера (external measure): косвенная мера продукта, полученная из мер поведения системы, частью которой он является. Внешние меры могут использоваться для оценки атрибутов качества промежуточных продуктов ближе к конечным целям проекта.
- Внутреннее качество (internal quality): полный набор атрибутов продукта, определяющих его способность удовлетворять установленные и подразумеваемые потребности при использовании в заданных условиях.
Основные понятия и определения
- Внутренняя мера (internal measure): собственная мера продукта, прямая или косвенная.
- Измерение (measurement): использование метрики для присвоения атрибуту продукта значения (числа или категории) из шкалы.
- Индикатор (indicator): мера, которая может использоваться для оценки или прогнозирования другой меры.
- Качество (quality): совокупность характеристик ПП, относящаяся к его способности удовлетворять установленные и подразумеваемые потребности.
- Качество в использовании (quality in use): степень, в которой программный продукт, используемый заданными пользователями, удовлетворяет их потребности в достижении заданных целей с результативностью, продуктивностью, безопасностью и удовлетворенностью в заданном контексте использования.
Основные понятия и определения
- Контекст использования (context of use): пользователи, задания, среда (аппаратное обеспечение, программное обеспечение и материалы), а также физические и социальные среды, в которых используется данное ПС.
- Критерий оценки качества (software quality assessment criteria): совокупность принятых в установленном порядке правил и условий, с помощью которых устанавливается приемлемость общего качества программного продукта.
- Мера (measure): число или категория, присваиваемая атрибуту продукта путем измерения.
- Мера косвенная (indirect measure): мера атрибута, которая получена из мер одного или большего числа других атрибутов.
- Мера прямая (direct measure): мера атрибута, которая не зависит от меры любого другого атрибута.
Основные понятия и определения
- Метрика (metric): определенный метод и шкала измерения. Метрики могут быть внутренними, внешними или метриками качества в использовании; прямыми или косвенными. Метрики включают методы для категоризации качественных данных (данных, которые нельзя измерить количественно).
- Модель качества (quality model): набор характеристик и связей между ними, обеспечивающий основу для определения требований к качеству и для оценки качества.
- Отказ (failure): прекращение способности продукта выполнять требуемую функцию или его неспособность работать в пределах заданных ограничений.
- Оценка качества (quality evaluation): Систематическое исследование степени, в которой продукт способен к выполнению указанных требований.
- Оценочный модуль (evaluation module): пакет технологии оценивания для конкретной характеристики или подхарактеристики качества ПС.
- Ошибка (fault): некорректный шаг, процесс или определение данных в программе.