Файл: Гост 2880690. Качество программных средств. Термины и определения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Качество программных средств

Определения КАЧЕСТВА

Определения КАЧЕСТВА

Системы качества. Качество функционирования

Методы квалиметрии

Методы обеспечения качества ПС

Требуемое качество при разработке проектов ПС, как и любой продукции, можно обеспечить двумя методами:

Классификация характеристик качества программ

Множество характеристик качества программных средств можно разделить на две принципиально различающихся группы:

Функциональное качество программ

Конструктивное качество программ

Обобщенные показатели ПС

На процесс разработки и деятельность по оценке качества ПС оказывают влияние следующие обобщенные показатели ПС:

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Шкала (scale): набор значений с определенными свойствами. При оценке качества используются следующие типы шкал:

Основные факторы, отражающиеся на качестве

Основные задачи, решаемыми при оценке качества программного средства

Основными задачами, решаемыми при оценке качества программного средства, по ГОСТ 28195–99 являются:

Классификация методов определения показателей качества программного средства

Стандарт ГОСТ 28195–99 и его предыдущая версия ГОСТ 28195–89 классифицируют методы определения показателей качества ПС следующим образом:

по способам получения информации о показателе качества:

Иерархическая модель оценки качества программного средства

Характеристики на первом (верхнем) уровне соответствуют основным свойствам ПС. Характеристики каждого уровня оцениваются посредством характеристик последующих уровней.

Основные характеристики качества ПС

РЕСУРСЫ ДЛЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Виды ресурсов

Виды ресурсов

Основные понятия и определения

  • Подразумеваемые потребности (implied needs): потребности, которые не были установлены, но являются действительными потребностями при использовании продукта в конкретных условиях.
  • Подхарактеристика качества ПС (software quality subcharacteristic): это характеристика качества программного средства, входящая в состав другой характеристики качества.
  • Показатель качества ПС (software quality feature) – признак, определяющий свойство программного средства, которое может быть соотнесено с некоторой характеристикой качества.
  • Промежуточный программный продукт (intermediate software product): продукт процесса разработки программного обеспечения, который используется в качестве входных данных для другой стадии процесса разработки программного обеспечения. Промежуточный продукт может также быть конечным продуктом.
  • Ранжирование (rating): действие по отнесению измеренного значения к соответствующему уровню ранжирования.

Основные понятия и определения

  • Уровень качества функционирования (уровень пригодности, level of performance): степень удовлетворения потребности, представленная конкретным набором значений характеристик качества.
  • Уровень ранжирования (уровень оценки, rating level): точка на порядковой шкале, которая используется для категоризации шкалы измерения. Уровень оценки позволяет ранжировать программное обеспечение в соответствии с установленными или подразумеваемыми потребностями. Соответствующие уровни ранжирования могут быть связаны с различными точками зрения на качество, например, пользователей, администраторов или разработчиков.
  • Характеристика качества ПС (software quality characteristic): набор свойств программного средства, с помощью которых описывается и оценивается его качество.

Основные понятия и определения

Шкала (scale): набор значений с определенными свойствами. При оценке качества используются следующие типы шкал:

  • номинальная – соответствует набору категорий; классифицирует программы по признаку наличия или отсутствия некоторого свойства без учета градаций (например «да», «нет»);
  • порядковая (упорядоченная) – соответствует упорядоченному набору делений шкалы; позволяет ранжировать свойства путем сравнения с опорными значениями; имеет небольшое количество делений (например, шкала с четырьмя градациями «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», с двумя градациями «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);
  • интервальная – соответствует упорядоченной шкале с равноудаленными делениями; обычно содержит достаточно большое количество делений с количественными значениями (например шкала с делениями 0, 1, 2, …, 10);
  • относительная – соответствует упорядоченной шкале с равноудаленными делениями, оцененными в относительных единицах относительно некоторой абсолютной величины (обычно в диапазоне от 0 до 1).
  • Два первых типа шкал применяются для оценки качественных атрибутов ПС, которые нельзя измерить количественно, и для ранжирования измеренных значений, третий и четвертый типы – для оценки количественных атрибутов.

Основные факторы, отражающиеся на качестве

При системном анализе и проектировании программных средств необходимо определять и учитывать связи, влияние и взаимодействие следующих основных факторов, которые отражаются на их качестве:
  • назначение, содержание и описание функциональных характеристик, субхарактеристик и атрибутов, определяющих специфические особенности целей, задач, свойств и сферы применения конкретного программного средства – его функциональную пригодность;
  • конструктивные характеристики качества, способствующие улучшению и совершенствованию назначения, функций и возможностей применения ПС;
  • метрики, меры и шкалы, выбранных и пригодных для измерения и оценивания конкретных характеристик и атрибутов качества ПС с учетом определенной достоверности;
  • уровни возможной детализации при описании и оценивании определенных характеристик и атрибутов качества ПС;
  • цели и особенности потребителей результатов оценивания характеристик качества ПС;
  • внешние и внутренние, негативные факторы, влияющие на достигаемое качество создания и применения ПС;
  • доступные ресурсы, ограничивающие возможные величины реальных характеристик качества ПС;
  • конкурентоспособность, выраженная отношением эффективности применения к стоимости приобретения и эксплуатации ПС.
  • стандарт СССР ГОСТ 28806–90. Качество программных средств. Термины и определения;
  • межгосударственный стандарт стран СНГ ГОСТ 28195–99. Оценка качества программных средств. Общие положения;
  • национальный стандарт Беларуси СТБ ИСО/МЭК 9126–2003. Информационные технологии. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.

Основные задачи, решаемыми при оценке качества программного средства

Основными задачами, решаемыми при оценке качества программного средства, по ГОСТ 28195–99 являются:

  • планирование номенклатуры характеристик и показателей качества;
  • планирование уровня качества;
  • выбор методов контроля показателей качества;
  • контроль значений показателей качества в процессе ЖЦ ПС;
  • выбор базовых образцов по подклассам и группам;
  • принятие решения о соответствии реальных значений показателей качества установленным требованиям.
  • Под показателем качества продукции в ГОСТ 28195–99 подразумевается количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

    Обеспечение и оценка качества ПС выполняются в течение жизненного цикла программных средств и неразрывно связаны с положениями стандарта СТБ ИСО/МЭК 12207-2003,


Классификация методов определения показателей качества программного средства

Стандарт ГОСТ 28195–99 и его предыдущая версия ГОСТ 28195–89 классифицируют методы определения показателей качества ПС следующим образом:

по способам получения информации о показателе качества:

  • измерительный;
  • регистрационный;
  • органолептический;
  • расчетный;
  • по источникам получения информации о показателе качества:

  • экспертный;
  • социологический;
  • традиционный.
  • Измерительный метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС путем измерений с помощью инструментальных средств (например, так может определяться количество операторов в программе, количество выполненных операторов, количество операндов, время выполнения программы при определенных наборах исходных данных и т.д.).
  • Регистрационный метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС во время его испытания или функционирования, когда регистрируются некоторые события (например количество сбоев и отказов).
  • Органолептический метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС, основанный на восприятии органов чувств (зрения и слуха) человека. Так могут определяться, например, свойства ПС, связанные с удобством его использования.
  • Расчетный метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС, основанный на использовании эмпирических и теоретических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. Так может определяться, например, точность вычислений.
  • Экспертный метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС на основании мнений группы экспертов–специалистов, компетентных в решении данной задачи. Экспертный метод применяется в том случае, когда невозможно или слишком трудоемко выполнить оценку показателей качества с помощью других методов. Данным методом рекомендуется определять, например, показатели понимаемости и осваиваемости ПС.
  • Социологический метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС на основе обработки специальных анкет-опросников. Так могут определяться, например, отдельные показатели удобства использования.
  • Традиционный метод – это метод получения информации о свойствах и характеристиках ПС на основе непосредственного наблюдения за их функционированием в процессе работы. Так могут определяться, например, некоторые из показателей функциональности и удобства использования.

Иерархическая модель оценки качества программного средства

Стандарты ГОСТ 28806–90, ГОСТ 28195–99, СТБ ИСО/МЭК 9126–2003 регламентируют выполнение оценки качества ПС и систем на основе иерархической модели качества. В соответствии с данной моделью совокупность свойств, отражающих качество программного средства, представляется в виде многоуровневой структуры.

Характеристики на первом (верхнем) уровне соответствуют основным свойствам ПС. Характеристики каждого уровня оцениваются посредством характеристик последующих уровней.

Стандарты ГОСТ 28806–90, СТБ ИСО/МЭК 9126–2003 определяют первые два уровня иерархической модели качества. При этом номенклатура характеристик первого уровня является обязательной, а номенклатура характеристик второго уровня (подхарактеристик) – рекомендуемой. Стандарт ГОСТ 28195–99 определяет четырехуровневую иерархическую модель оценки качества ПС. Номенклатура характеристик и подхарактеристик первых двух уровней является обязательной, а номенклатура подхарактеристик третьего и четвертого уровней – рекомендуемой.

Основные характеристики качества ПС

  • Функциональность (Functionality) – совокупность свойств ПС, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности.
  • Надежность (Reliability) – совокупность свойств, характеризующая способность ПС сохранять заданный уровень пригодности в заданных условиях в течение заданного интервала времени.
  • Удобство использования (практичность, Usability) – совокупность свойств программного средства, характеризующая усилия, необходимые для его использования, и индивидуальную оценку результатов его использования заданным или подразумеваемым кругом пользователей.
  • Эффективность (Efficiency) – совокупность свойств программного средства, характеризующая те аспекты его уровня пригодности, которые связаны с характером и временем использования ресурсов, необходимых при заданных условиях функционирования.
  • Сопровождаемость (Maintainability) – совокупность свойств программного средства, характеризующая усилия, которые необходимы для его модификации.
  • Мобильность (Portability) – совокупность свойств программного средства, характеризующая приспособленность для переноса из одной среды функционирования в другие.

РЕСУРСЫ ДЛЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Доступные ресурсы жизненного цикла ПС включает реальные финансовые, временные, кадровые и аппаратурные ограничения, в условиях которых происходит создание и совершенствование комплексов программ. В зависимости от характеристик объекта разработки на ее выполнение выделяются ресурсы различных видов и объема. Эти факторы проявляются как дополнительные характеристики программных продуктов и их рентабельности, которые следует учитывать и оптимизировать, начиная с системного анализа ЖЦ ПС. В результате доступные ресурсы становятся косвенными критериями или факторами, влияющими на выбор методов разработки, на достигаемые качество и эффективность применения ПС. Поэтому одной из основных задач при системном проектировании ПС является экономический анализ и определение необходимых ресурсов для создания и всего ЖЦ ПС в соответствии с требованиями контракта и технического задания.

Виды ресурсов

  • Допустимые финансово-экономические затраты или эквивалентные им величины трудоемкости соответствующих работ. При разработке, тестировании и анализе качества этот показатель может применяться или как вид ресурсных ограничений, или как оптимизируемый критерий, определяющий целесообразную функциональную пригодность ПС. При этом необходимо также учитывать затраты на разработку, закупку и эксплуатацию системы качества, на технологию и комплекс автоматизации проектирования программ и баз данных, которые могут составлять существенную часть совокупной стоимости и трудоемкости разработки и всего ЖЦ ПС.
  • Время или допустимая длительность разработки определенных версий ПС является "невосполнимым ограниченным ресурсом реальных проектов. Этот ресурс все больше определяет достижимое качество комплексов программ в процессе их разработки и сопровождения. Высокие требования заказчиков к сжатым срокам реализации проектов, естественно, ограничивают разработчиков и испытателей в продолжительности и объеме возможного системного анализа и проектирования, разработки и, особенно, тестирования программ. Увеличение числа, привлекаемых для этого специалистов, при опытной эксплуатации или тестировании, только в некоторых пределах позволяет ускорять разработку и увеличивать совокупное число тестов при проверках, для повышения качества программ.
  • Кадры специалистов можно оценивать численностью, а также тематической и технологической квалификацией, которые всегда ограничены. В создании крупномасштабных ПС участвуют системные аналитики и руководители различных рангов, программисты и вспомогательный обслуживающий персонал в некотором, желательно, рациональном сочетании. Определяющими являются совокупная численность и структура коллектива, а также его подготовленность к коллективной разработке конкретного типа ПС и к применению им системы обеспечения качества функционирования.