Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 381
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений
1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов
1.2 Эмоциональные нарушения у подростков
Глава II. Коррекция эмоциональных нарушений у подростков
3) маловыразительную пантомимику.
Вывод по главе I
Рассмотрение эмотивных механизмов, осуществленное нами, позволяет выделить ряд параметров их функционирования в норме и патологии. Эти параметры следующие: модальность, интенсивность, скорость возникновения, длительность существования, темп чередования, порог чувствительности. При выходе значений параметров за пределы оптимальной зоны возникают определенные нарушения эмоциональной сферы. Эмоциональные нарушения могут иметь место также при несбалансированности эмоциональных процессов и при блокировании (выпадении) отдельных этапов эмоционального процесса.
Глава II. Коррекция эмоциональных нарушений у подростков
2.1 Методы диагностики
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения психолог-экспериментатор составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Ю.Я. Киселев предлагает шкалу оценки внешних признаков эмоционального возбуждения. Шкала содержит признаки эмоционального состояния, сгруппированные по следующим разделам: поведение, мимика, пантомимика, движения, статические позы, речь, вегетативные сдвиги. В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Результаты наблюдения заносятся в протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения, предполагающий условную оценку внешних признаков эмоционального возбуждения и определение уровня эмоционального возбуждения (оптимальный, чрезмерный, недостаточный).[1]
К.К. Платонов и Е.А. Зинченко разработали лист и таблицу экспертной оценки эмоциональных проявлений и выраженных состояний. Процедура исследования предполагает наблюдение за ребёнком в процессе деятельности и оценку его эмоционального состояния в баллах экспертной группой в составе 3-5 человек. Среди внешних эмоциональных показателей авторы выделяют рот, глаза, брови, окраска лица, движения рук, интонация и содержание высказываний, дыхание. Балл и качество эмоциональных проявлений позволяют определить сильные и
слабые положительные и отрицательные эмоции, нейтральное эмоциональное состояние.
Зарубежные психологи разработали методику определения степени эмоционального реагирования ребёнка на ситуации. Они предлагают пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на различные социальные ситуации (конфликтные, лишения ребёнка чего-либо, приятные, удивительные) по пятибалльной шкале.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно также использовать Опросник САН и тест Кеттела.
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение).
Цель данной методики – оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.
Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества.
Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 году и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов, мотивов, потребностей, интересов, ценностей требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций.
Опросник содержит следующие шкалы:
- «замкнутость - общительность»
- «интеллект»
- «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость»
- «подчиненность - доминантность»
- «сдержанность - экспрессивность»
- «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»
- «робость - смелость»
- «жесткость - чувствительность»
- «доверчивость - подозрительность»
- «практичность - развитое воображение»
- «прямолинейность - дипломатичность»
- «уверенность в себе - тревожность»
- «консерватизм - радикализм»
- «конформизм - нонконформизм»
-«низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»
- «расслабленность - напряженность»
- «адекватность самооценки».[13]
2.2 Методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.[3]
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.