Файл: Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 391

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУВО «Московский институт имени С.Ю. Витте»

факультет управления

кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине: «Психология развития»

на тему: «Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте».








ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ………. ……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений ……………………………………………………………………….7

1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов….7

1.2 Эмоциональные нарушения у подростков…………………………………11

Вывод по Главе 1…………..…………………………………………………….16

Глава 2. Коррекция эмоциональных нарушений у подростков……………....17

2.1 Методы диагностики…………………………………………………...……17

2.2 Методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков…………..20

Вывод по Главе 2………………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30




ВВЕДЕНИЕ


Подростковый возраст является переходным, сложным, трудным, критическим. Основные особенности этого периода это: непостоянство настроений, эмоциональная неустойчивость. В совокупности с плохим воспитанием, неудачным взаимодействии с внешним миром и людьми, физиологическими способностями эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.

Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. Виды эмоций: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это «чистые» эмоции. Они включены во все психические процесса и состояния человека. Любые проявления его активности у подростков сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У подростков главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям они могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместное общение.


Врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно - обусловленного выражения эмоционального состояния.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого человек устанавливает значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоционально - выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего.

Своё отношение к окружающей действительности человек проявляет в переживаниях, чувствах или эмоциях. Эмоции оказывают очень большое влияние на все виды деятельности человека. Эмоционально положительное отношение человека к действительности возбуждает, как правило, его энергию, активность, творческие возможности. И, наоборот, отсутствие положительного отношения к труду, к деятельности неизбежно ведет к спаду энергии, к шаблону в работе, снижению ее эффективности. В связи с этим вопрос о развитии положительных и преодолении отрицательных эмоций у подростков приобретает большое практическое значение.

Отрицательно окрашенные эмоции (угнетенное состояние, страх, разочарование, тревожное беспокойство и др.) возникает в связи различными неблагоприятными обстоятельствами. Степень выраженности и длительность таких отрицательных эмоций у разных людей различны. Обычно у человека с крепкой нервной системой отрицательные эмоции не очень продолжительны и не приводят к болезненным расстройствам. Здоровый человек устраняет неблагоприятную ситуацию, если это возможно, или адаптируется к существующей обстановке и не допускает срыва нервной системы.

Когда же отрицательные переживания слишком тяжелы или хотя и относительно незначительно, но длительно продолжаются и имеют место у подростка с ослабленной нервной системой, то они могут обусловить возникновение различных болезненных состояний, в том числе неврозов.



Таким образом, данная тема курсовой работы очень актуальна на сегодняшний, как для уже сформированных личностей, так и для подростков в особенности, так как у последних более динамичней проходят эмоциональные процессы.

Цель исследования – изучение эмоциональных нарушений у подростков и методов коррекции.

Объект исследования – эмоциональное нарушение у подростков.

Предмет исследования – методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить теоретические основы эмоциональных нарушений;

  • Проанализировать способы диагностики эмоциональных нарушений у подростков;

  • Рассмотреть методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков.

Методы курсовой работы – описание и анализ.

Информационную базу данной курсовой работы составили учебная и учебно-методическая литература.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.



Глава I. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений



1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов


Человеку и животным присуще то, что кардинально отличает их от любого самого умного искусственного устройства или машины, то, чем, по всей вероятности, никакой искусственный разум обладать не сможет и в будущем. Это эмоции. Эмоции — реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, без при­чины. Источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности.

Одна из теорий, объясняющих возникновение эмоций, базиру­ется на концепции П.К. Анохина о функциональных системах-био­логическая теория эмоций. Функцио­нальная система формируется как аппарат для удовлетворения по­требностей организма. Организм может одновременно испытывать несколько потребностей, но всегда можно выделить главную, или доминирующую потребность, на основании которой и строится кон­кретное поведение в данный момент. Механизм, с помощью кото­рого организмом обнаруживаются потребности, до конца не изве­стен. Без сомнения, можно говорить лишь о механизме обнаружения базальных физиологических потребностей. В большинстве случаев сдвиги констант внутренней среды организма воспринимаются мно­гочисленными интерорецепторами, которые запускают соответству­ющие рефлекторные механизмы, или - функци­ональные системы. Потребности могут осознаваться, и тогда пове­дение приобретает характер волевых действий, а могут оставаться и неосознанными, и тогда оно называется влечением или мотивом (англ. - драйв). Достижение полезного приспособительного резуль­тата определяется не только мотивацией, выражающей доминирую­щую потребность, но также пусковым, обстановочным стимулами и памятью.

Уже на стадии афферентного синтеза, несмотря на существова­ние биологической мотивации, поведение, направленное на дости­жение существующей потребности, может обрываться, если обста­новочная информация препятствует ее реализации. В человеческом обществе подобных обстановочных ограничений обычно бывает довольно много. Отсутствие возможности реализовать биологиче­скую или социальную потребность приводит к возникновению от­рицательных эмоций. Эмоции могут возникать и на заключительной стадии функционирования системы - при сопоставлении получен­ного результата с «эталоном», сформированным в акцепторе резуль­тата действия. Если параметры результата совпадают с «эталоном» или даже превышают его, происходит удовлетворение потребности, и поведение завершается. При этом возникает положительная эмо­циональная реакция. Наоборот, в случае неудачи, при несоответ­ствии параметров результата тем, которые были заготовлены в ак­цепторе результата действия, развивается эмоциональная реакция с отрицательным знаком. В этом варианте положительная эмоцио­нальная реакция - своего рода вознаграждение за удачно совершен­ное действие и, наоборот, в случае неудачи отрицательная эмоция - стимул к повторению действия вплоть до достижения необходимого результата.[14]


Одна из наиболее интересных теорий возникновения эмоций, так называемая информационная теория, предложена отечественным физиологом П.В. Симоновым. Согласно его концепции, эмоции есть отражение мозгом какой-либо потребности, с одной стороны, а с другой — вероятности ее удовлетворения. По Симонову, эмоция есть функция потребности и информации о всех средствах, необхо­димых для ее удовлетворения. Таким образом, можно записать фор­мулу эмоций:


Э = f [П...(Ин—Ис)] (1)

где Э—эмоция, ее степень, качество и знак; П — потребность; Ин — информация о всех необходимых для удовлетворения потреб­ности средствах; Ис — информация о средствах, имеющихся в распоряжении в данный момент. Точки, в квадратных скоб­ках означают, что есть и другие факторы, влияющие на эмоции. К ним относятся индивидуальные, типологические характери­стики человека, особенности его мотивационной сферы и во­левых качеств. [2]

Острота эмоций зависит и от временного фактора. Если эмоция сжата в рамках короткого временного отрезка, она может принять характер взрывного, стремительно развивающегося аффекта; если время, в течение которого она существует, не столь ограничено, она трансформируется в более или менее длительное настроение.

В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на. события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности. Один из видов эмоциональных нарушений заключается в смещении спектра эмоционального реагирования в сторону одного из полюсов: у человека на протяжении длительного времени доминируют либо эмоции положительной модальности (маниакальное, гипертимическое состояние), либо эмоции отрицательной модальности (депрессивное, гипотимическое состояние).

У человека, находящегося в маниакальном состоянии, постоянно радостное, приподнятое настроение. Он переживает прилив душевных и физических сил. Радостное чувство сопровождается возбуждением, повышенной активностью, отсутствием чувства усталости, что окружающими квалифицируется как «заразительное веселье». Вместе с тем в других вариантах радостное настроение может сочетаться с постоянными упреками в адрес окружающих, повышенной раздражительностью и гневливостью. В качестве самостоятельной разновидности гипертимического состояния рассматривается эйфория. Если для маниакального состояния характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность,