Файл: Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
переживание тихой радости, довольства, снижение самокритичности.

При гипотимии, в депрессивном состоянии, напротив, доминирует угнетенное, подавленное настроение. Человек испытывает «тяжесть на душе», переживает неизбывное душевное страдание, захвачен чувством бесперспективности существования. безнадежности своего положения, все окружающее видит в мрачных тонах, не доступен положительным эмоциям. Такое состояние эмоциональной сферы проявляется в двигательной заторможенности, снижении аппетита, сочетается с потерей интереса к окружающему, ослаблением памяти, нарушениями сна.[12]

В качестве особых состояний снижения настроения рассматриваются дистимия и дисфория. Дистимия – это преходящее угнетение настроения вследствие неудовлетворенности базисных биогенных, психогенных и социогенных потребностей. При дисфории пониженное настроение приобретает оттенок раздражительности, мрачного недовольства окружающим, озлобленности, взрывчатости, повышенной чувствительности ко всякому внешнему раздражителю.

Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ, действий или неопределенный беспредметный страх, называются фобиями (от греч. phobos – страх, боязнь). Здесь остро отрицательное эмоциональное переживание воплощается в конкретной его форме – в страхе.

Эмоциональная лабильность и слабость относятся к числу нарушений, которые характеризуются патологическими изменениями временных параметров протекания эмоциональных процессов. При эмоциональной лабильности отмечается повышенная легкость возникновения эмоций, преимущественно отрицательных, быстрая их смена. Незначительное утомление, сколько-нибудь длительная концентрация внимания вызывают поверхностный и неглубокий гнев, злобность или астенические эмоции: обиду, досаду. О слабодушии или эмоциональной слабости говорят тогда, когда имеет место неустойчивость настроения, резкие его колебания – от эйфории до глубоких расстройств, сопровождаемых слезами. Те и другие оказываются нестойкими и быстро сменяют друг друга: случайное горестное воспоминание тотчас вызывает слезы, а самое поверхностное утешение успокаивает и веселит. В отличие от эмоциональной лабильности при слабодушии эмоции глубоки.


О чувственном оскудении говорят тогда, когда наблюдается ослабление высших чувств при одновременном усилении и доминировании эмоций, тесно связанных с органическими процессами. В отличие от этого для эмоциональной тупости характерно выпадение не только высших чувств, по и низших эмоций. связанных с инстинктивными потребностями: повышаются пороги болевых ощущений, ослабевает эмоциональная окраска удовлетворения пищевых и сексуальных потребностей. В крайних вариантах – эмоциональная тупость, дефект, содержанием которого является безразличие: что бы ни происходило вокруг. вплоть до прямой опасности для собственной жизни, судьбы близких – все оставляет человека безучастным, не вызывает никаких эмоциональных откликов.[4]

К числу особых нарушений эмоциональной сферы можно отнести алекситимию, когда наблюдается трудность вербализации высших чувств, неспособность на эмоциональную коммуникацию. Внутреннее состояние описывается человеком, имеющим такого рода нарушение, преимущественно в терминах пустоты, скуки, усталости, раздражительности. При этом ослабевают социальные контакты, наступает одиночество, интересы сосредоточиваются на тривиальных деталях повседневной жизни.


1.2 Эмоциональные нарушения у подростков


Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.

Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение.

Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность вповедении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.[10]

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.


Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.[6]

Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:

1. расстройства настроения;

2. расстройства поведения;
Слово психология происходит от греческих слов psyche - душа и logos - учение.По϶тому первое определение ϶та наука получила как учение о душе. Понятие «душа» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало сущность тех или иных явлений.Сегодня научная психология в понятии «душа» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань уважения к древним мыслителям. Любой - наука начинается с ф

актов.Фактами для психологии является психика или психическую жизнь человека. Психика - ϶то свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 групп фактов:- психические процессы;- психические состояния;- психические свойства.Психические процессы иногда называют психическими функциями. Они являются первичными регуляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжит

ельность и устойчивость.Психические процессы разделяют на две группы: познавательные, или когнитивные, и ϶моционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. К ϶моционально-волевых - ϶моции, чувства, воля.Психические состояния - ϶то относительно статические и устойчивые психические образования. Они, как прав

ило, не осознаются человеком.Примером психических состояний могут быть настроение, бодрость, усталость, апатия, депрессия, ϶йфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.Психические свойства - субъективные особенности, определяющие успешность деятельности человека. Они харак ¬ теризуються постоянством и формируются в процессе упорной деятельности. По϶тому можно выделить

такие психические свойства: восприимчивость, чувственность, ϶моциональность, холод ¬ ность, рассудительность, настойчивость, вдумчивость, инициатив ¬ ность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.Выявлен факт не всегда может стать предметом научного исследования. Для того чтобы факту заинтересовалась наука, он повторяться, и повторяться закономерно. Например, после упорной и тяжелой работы закономерно наступ

ает усталость.Каждое психическое явление имеет свой четко определенный механизм. В психике человека выделяют три механизма: отражение, проектирование и опредмечивания.Дисплей - ϶то общее свойство материи воспроизводить объективную действительность. Психическое отражение - не просто воспроизведение действительности, но и создание образов чувственного, логического и мнимого характера. Эти образы находят воплощение в продуктах культуры человека. Психическое отражение имеет объективную детерминацию, всегда активное, имеет опережающий характер и постоянно развивается.Проектирование - ϶то совокупность определенных действий по созданию образов в

соответствии с целью деятельности.Созданные образы могут быть зафиксированы на бумаге в виде схем, чертежей, планов и т.д., что позже будет материализованное, т.е. будет создан определенный объект (сооружение, техническое устройство), что обеспечит удовлетворение определенных потребностей.Опредмечивания - ϶то проц

есс воплощения человеческих душевных сил в образ застывшей предметности.Благодаря ϶тому образы проектирования находят воплощение в определенных объектах материальной культуры. Опредмечивания имеет три формы:- материальную - реальная работа;- психическую - отражение объективного мира и переживания ϶того отображения;- личностную - создание самого себя, самообразование и самовоспитание.Рассмотрены три блока содержания науки дают нам возможность определить понятие психологии.Психологией называется наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики человека.Очень часто дают другое определение, связанное с содержанием психи

ческих явлений.Психологией называется наука, изучающая психические процессы, психические состояния и психические свойства.Психология как наука имеет историю более двух тысяч лет. В историческом развитии психологии выделяют 4 основных периода:Первый. Психология как наука о душе. Возникла в древнем мире. Существован

ием души древние мыслители пытались объяснить те или иные явления в жизни человека.Второй. Психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. Способность человека думать, чувствовать, желать и т.д. назвали сознанием. Главным методом исследования считалась интроспекция (самонаблюдение).Третий. Психология как наука о поведении. Возникла в XX в. Задача психологии своди

лось к изучению того, что можно непосредственно наблюдать, а именно поведение.Чувства, мотивы и т.д.. не учитывались.Четвертый. Психология как наука о фактах, закономерности и механизмы психики. Возникла в XX в.Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими взглядами древних народов. Анимистический от латинского anima - душа. Душа представлялась как своеобразн

ая нематериальная субстанция, двойник тела.Она независима от тела. Может находиться в теле, а может и покидать его во время сна, потеря сознания и смерти. В последнем случае она чего-то не возвращается к телу. Души мертвых людей создают особые объединения.Вторым направлением понимание души был гилозоизм. Это учение отрицает различия живого и неживого и утверждает общую одухотворенность. Гилозистом считали, что все в природе имеет душу люди, животные, растения, горы, камни, мелкие частицы песка ...Анимизм и гилозоизм рассматриваются как первый философско-мифологи

ческий подход к объяснению особой категории психического.Элементы анимизма и гилозоизму присутствуют в учениях древних мыслителей.Аристотель (384 - 322 гг до н.϶.) - древний философ, основатель психологической системы, определившей поиски объяснений душевной деятельности на века. Душу он рассматривал как сложное образование, единое с телом. Душа и тело неразрывны, души принадлежит главная роль, она является формой форм, или ϶нтелехией. Телу он отводил подчиненную

или второстепенную роль.Душа как форма организации тела неделима, но оказывается в трех функциях: вегетативной, двигательной и чувственной и разумной.Вегетативная (растительная) функция присуща растениям, животным, человеку. Двигательная и чувствительная - животным и человеку. Умная - только человеку. Эти функции души являются уровнями ее ϶волюции.Источником познания Аристотель считал ощущение,

что является результатом внешних воздействий на органы чувств.Мышление является свойством только души, зависит от тела.Душа полностью смертная. Вместе с телом умирают две функции души. Умная функция бессмертна.Аристотель впервые в истории человечества написал психологический трактат «О душе». В нем он обосновывает свои взгляды на душу. Время написания трактата «О

душе» считают времени возникновения психологии как науки,Аристотеля - автора трактата - основателем психологии.Естественно-философское объяснение души Аристотелем находит продолжение в атомистическом учении Демокрита (460-370 гг до н.϶.). Демокрит понимал душу как причину движения тела. Она материальна и состоит из атомов. Атомы - шаровидные,

неделимые, огненные, движущиеся частицы материи, а отсюда душа - ϶то «особого рода огонь и тепло».Душа смертна, она умирает вместе с телом. Источником познания является чувственный опыт как следствие влияния атомов с окружающего мира на атомы органов чувств.Взгляды Аристотеля и Демокрита можно объединить в материалистический подход к пониманию души. Материалистический подход объясняет особенности психики действием материальных, объективных сил.Противоположную точку зрения отстаивал древний

философ Платон (427-347 гг до н.϶.). В отличие от Аристотеля и Демокрита Платон считал, что душа нематериальна, она является идеей, бессмертной сущности. Души живут в занебесные, вечном мире идей. Там души приобретают знания о мире, познает добро и зло. Во время рождения человека душа воплощается, т.е. соединяется с телом на весь период земной жизни. Попав в такое «мерзкое» создания, как тело человека, душа забывает все знания. По϶тому обучение является ничем иным как

припоминанием знаний.Взрослые должны помогать припоминанию. После смерти человека душа возвращается в мир идей.По мнению Платона, душа сложна. Она состоит из ума, мужества и сладострастия илипохоти. Разум, по мнению Платона, размещается в голове, мужество в груди, а похоть в брюшной полости. Эти части души у разных людей развиты неодинаково. Если лучше развит ум, то такие люди философам

и (они должны править государством), если мужество - воины (должны защищать государство), если похоть - ремесленники, земледельцы, рабы (а работать и создавать материальные ценности).Платоновский подход к пониманию феномена души в древнем мире называют идеалистическим.Древний врач Гален (129 -199 гг) впервые в истории человечества подошел к пониманию сознания. Он разделил явления, происходящие в мышлении и во сне. В частности, он разграничил способ

ность человека владеть знаниями о собственных умственные и волевые действия и другие проявления психического.Эпоха средневековья характеризуется господством религиозной идеологии в обществе. Религиозная или теологическая (от греческого teos - бог) идеология требовала от человека оставаться наедине с самим собой, стремясь к всевышнему, отказаться от мирской жизни и плотских утех. В ϶то время взгляды на душу освещались в контексте теологических теорий.Плотин (205 - 270 гг) - философ. По мнению Плотина мировой процесс начинается с божественного начала, оказывается сначала как мировой разум затем, как душа мира. Цель человеческой жизни, по мнению Плотина, восхождение к исходн


ому (божественного).Душа имеет презирать земное и любить его чистой любовью. Этого можно достичьпутем сдерживания телесных сил и развитием духовных сил.Знание душа получает от ума. Реальное бытие открыто для души. Душа имеет только уметь вернуться к самой себе, познать свою сущность. Это возможно путем очистки и уподобление божеству.Августин (354-430 гг) - христианский теолог. Взгляды Августина обосновываются учением о боге как принцип бытия. Бытие бога можно вывести из человеческого мышления. Целью ума является самопознание и

богопознания.Августин в состав человеческой души вносит сознание. По его мнению, душа имеет все знания и живет и движется в бозе. Достоверность знаний проверяется внутренним опытом. Душа должна вернуться к себе и познать свою деятельность. Новейшим в учении Августина проблема динамики человеческой личности. В своем труде «Исповедь» Августин показывает внутреннее развитие от младенца до взрослого, показывает противоречивый характер становления

личности.Поскольку в душе личности во телесных «пропастей», то необходима божья благодать, что спасет ее.Одной из человеческих общностей является «град божий». Это духовная общность, основанная на «любви к богу, доведенной до презрения себя». А отсюда вывод о стремлении к всевышнему.Фома Аквинский (1225 - 1274) - средневековый философ и теолог. Бытие бога он выводит из бытия вещей. Человека он рассматривает как личностное сочетание души и тела. Душа нематериальна, свое завершение получает только через тело. Душа человека является формой тела. Ф. Аквин

ский обращается к личной души.Личность для него «благородное во всей разумной природе». В состав личности он включаетинтеллект как часть целого. Только в бозе интеллект является сущностью. Несмотря на способность интеллекта к познанию, в жизни человека любовь кбогу важнее, чем познание бога.Теологические учения средних веков объединили душу с телом, душа с богом, душа с интеллектом и знанием и сознанием. Все ϶то говорит о том, что в те времена душа, сознание, интеллект получили как религиозного, так и мистического характера.Вся ϶поха средних веков

характеризуется постепенным ростом производства, численности населения, урбанизацией.Изменения в социальной среде вызывают их необходимость в идеологии и психике человека. Такие изменения начинаются в XIV в. и знаменуют ϶поху Возрождения. Это ϶поха перехода средневекового феодализма к новой системе социальных отношений - капиталистических. Именно в ϶ти времена возникает большой интерес к человеку и его чувств. По словам Я. Буркхардта (1818-1897 гг), происходит «открытие человека». К. Салютати (1331-1406 гг) и Л. Полны (1369 -1444 гг) вводят слово humanitas как свойство человека, определяет

его человеческое достоинство и стремление к знаниям.В ϶ти времена искусство освобождается от религиозного содержания и возрождается естественнонаучное направление. Возникает необходимость в научном объяснении природных, общественных и психических явлений. Для ϶того необходимо использовать опыты, оптику, механику, математику, анатомию. Все ϶то постепенно перерастает в упорный труд открытие законов природы.XVI в. - Время великих открытий в механике, астро ¬ мии, матем

атике.Н. Коперник (1473 - 1543 рр.), Д. Бруно (1548 - 1600 рр.), Г. Галилей (1564 - 1642 рр.) - основатели классической науки Нового времени. Именно они доказали необходимость анализа явлений действительности, открытие законов природы. Так начинается деятельность теоретического мышления. В естественнонаучном направлении значительных результатов достигли медицина, анатомия, физиология. Так постепенно формируется познания путем опытов, пришедшие на смену догмам и схоластике.Немецкие схоласты Р. Гоклениус и А. Кассман вводят в употребле

ние термин «психология» (1590).Это свидетельствует о росте интереса к вопросам психологического содержания и определяет будущие изменения во взглядах на душу. По нашему мнению, заслуживают внимания учение Д. Локка, Ж.. Ламетри иР. Декарта. Д. Локк (1632 -1704 гг) - английский философ. В псы ¬ хо ¬ логии известен как основатель ϶мпирической (опытной) психологии от латинского empiri

a - опыт.По мнению Д. Локка, все знания происходят из опыта. Опыт делится на внешний и внутренний. Внешний опыт - деятельность внешних органов чувств, внутренний - восприятие собственной внутренней деятельности. Человек рождается на свет без каких-либо знаний и идей. Душа человека от рождения чиста доска tabula rasa. Именно опыт на ϶той доске напишет буквы. Ж. Ламетри (1709 -1751 гг)

- французский философ, основатель сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение).По мнению сенсуалистов, пидгруттям психической жизни является чувственные впечатления. Ж. Ламетри подчеркивает единство души и тела.Ведущую роль он отводит телу, а потому для познания души необходимо сначала опознать тело. Идеи сенсуализма определили и первые ϶кспериментальные работы по психологии. Задача ϶ксперимента заключается, по мнению сенсуалистов, в выяснении первичных чувственных ϶лементов (ощущений), составляющих основу всего сложного психична жизни человека.

Бурное развитие механики и машинного производства вызвал к жизни механистическое понимание мира, жизни и деятельности живых организмов (в том числе и человека).Мир понимается как система машин. Тело животного и человека является автоматом.Деятельность тела самоуправляеться без участия души. Типичным представителем механистического розумин

яя мира и живых организмов является Рене Декарт (1596 - 1650 рр.) - французский философ. По его мнению, деятельность сердца управляется механикой кровообращения, а мышц - особым строением и деятельностью нервной системы. Именно нервная система опосредует взаимодействие живых организмов с окружающим миром. Нервная система состоит из мозга и нервов, отходящих от него. Нер

вы представлялись как полостные трубочки, наполненные «жизненным духом».Внешние предметы действуют на периферические окончания нервов и вызывают движение «жизненного духа» к мозгу, а оттуда к мышцам, вызывая их сокращение. Так утверждается внешняя детерминация движения. Рассмотренная схема движения, или деятельности мышц, является ни чем иным как рефлексом - ответом организма на раздражение рецепторов. Именно Декарт впервые в истории человечества обосновал понятие рефлекса как основного акта нервной системы. Кроме материального рефлекса, в учении Р. Декарта выделяется сознание как непосредственное знание души о самой себе. Так возникает дуализм в понимании психики. С одной стор

оны, существует душа, только предполагает, а с другой - тело, только движется.Влияние внешних объектов вызывает впечатление о них, но не дает настоящих знаний. Знание закладываются в душе от рождения в виде врожденных идей. Эмоциональныесостояния возникают рефлекторно, они двигают «машину тела». Наряду с ними существуют духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Источником последних есть субстанция сознания. Под влиянием учения Р. Декарта развивалась вся психология нового времени. Существование рефлексов и со

знания требовало их ϶кспериментального изучения.Первые ϶кспериментальные психологические исследования провел немецкий ученый Э. Вебер (1795 - 1878 гг.) Он ϶кспериментально исследовал чувствительность кожи человека и установил одну из центральных закономерностей ощущений - порог разграничения.Позже немецкий ученый Г.Т. Фехнер (1801 - 1887 рр.) математически обосновал ϶тот закон. Сегодня закон Вебера - Фехнера является главным психо- ф ¬ изиологичним законом. Он отр

ажает пропорциональную зависимость интенсивности ощущений от логарифма интенсивности раздражителя.Г.Т. Фехнер является образцом использования точных методов в психологии. Исследования Е. Вебера и Г.Т. Фехнера стали основой возникновения ϶кспериментальной и объективной психологии. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт (1832 - 1920 гг) основал первую в мире психологическу

ю лабораторию.Он считал, что сознание необходимо разделять на составляющие ϶лементы и изучать закономерные связи между ними. В лабораторииВ. Вундта изучались ощущения, скорость реакции на различные раздражители, внимание, чувства и др.. Так началось систематическое накопление психологических фактов ϶кспериментальным методом. Поскольку В. Вундт предложил выделять структуры ¬ турне ϶лементы сознания, то его считают основателем структуралистическая подхода к изучению психики. Сущность ϶того подхода заключается именно в выделении структурных составляющих психики и изучения их ϶кспериментальными метода

ми.Наряду с структуралистическая подходом развивается и функциональный (фунционалистичний) подход. Функционалисты отрицали существование структурных компонентов сознания и считали, что предметом психологических исследований должны стать процессы сознания с точки зрения их функции в Прист ¬ нием организма к среде. Психология рассматривалась как наука о функциях (или деятельность) сознания в свя я зку с потребност

ями организма для ϶ффективной адаптации к среде.Кроме сознания, изучались мотивы поведения, индивидуальные различия между людьми и прочее. Главным методом исследования должен быть ϶ксперимент. Рассмотрены два подхода к изучению психики человека являются ϶лементами ϶кспериментального подхода. Он обеспечил выделение психологии в отдельную, самостоятельную науку. Эк

спериментальные исследования позволили изучать как общие закономерности психики человека, так и индивидуальные вариации психических проявлений.Установка индивидуальных особенностей чувственности, памяти, скорости реакций стало основой для дифференцированного подхода. Этот подход обеспечил изучения индивидуальных различий между людьми и группами. Культурно-исторический подход к пониманию психики