Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 386
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений
1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов
1.2 Эмоциональные нарушения у подростков
Глава II. Коррекция эмоциональных нарушений у подростков
ЧОУВО «Московский институт имени С.Ю. Витте»
факультет управления
кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: «Психология развития»
на тему: «Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………. ……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений ……………………………………………………………………….7
1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов….7
1.2 Эмоциональные нарушения у подростков…………………………………11
Вывод по Главе 1…………..…………………………………………………….16
Глава 2. Коррекция эмоциональных нарушений у подростков……………....17
2.1 Методы диагностики…………………………………………………...……17
2.2 Методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков…………..20
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является переходным, сложным, трудным, критическим. Основные особенности этого периода это: непостоянство настроений, эмоциональная неустойчивость. В совокупности с плохим воспитанием, неудачным взаимодействии с внешним миром и людьми, физиологическими способностями эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. Виды эмоций: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это «чистые» эмоции. Они включены во все психические процесса и состояния человека. Любые проявления его активности у подростков сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У подростков главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям они могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместное общение.
Врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно - обусловленного выражения эмоционального состояния.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого человек устанавливает значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоционально - выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего.
Своё отношение к окружающей действительности человек проявляет в переживаниях, чувствах или эмоциях. Эмоции оказывают очень большое влияние на все виды деятельности человека. Эмоционально положительное отношение человека к действительности возбуждает, как правило, его энергию, активность, творческие возможности. И, наоборот, отсутствие положительного отношения к труду, к деятельности неизбежно ведет к спаду энергии, к шаблону в работе, снижению ее эффективности. В связи с этим вопрос о развитии положительных и преодолении отрицательных эмоций у подростков приобретает большое практическое значение.
Отрицательно окрашенные эмоции (угнетенное состояние, страх, разочарование, тревожное беспокойство и др.) возникает в связи различными неблагоприятными обстоятельствами. Степень выраженности и длительность таких отрицательных эмоций у разных людей различны. Обычно у человека с крепкой нервной системой отрицательные эмоции не очень продолжительны и не приводят к болезненным расстройствам. Здоровый человек устраняет неблагоприятную ситуацию, если это возможно, или адаптируется к существующей обстановке и не допускает срыва нервной системы.
Когда же отрицательные переживания слишком тяжелы или хотя и относительно незначительно, но длительно продолжаются и имеют место у подростка с ослабленной нервной системой, то они могут обусловить возникновение различных болезненных состояний, в том числе неврозов.
Таким образом, данная тема курсовой работы очень актуальна на сегодняшний, как для уже сформированных личностей, так и для подростков в особенности, так как у последних более динамичней проходят эмоциональные процессы.
Цель исследования – изучение эмоциональных нарушений у подростков и методов коррекции.
Объект исследования – эмоциональное нарушение у подростков.
Предмет исследования – методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков.
Задачи курсовой работы:
-
Изучить теоретические основы эмоциональных нарушений; -
Проанализировать способы диагностики эмоциональных нарушений у подростков; -
Рассмотреть методы коррекции эмоциональных нарушений у подростков.
Методы курсовой работы – описание и анализ.
Информационную базу данной курсовой работы составили учебная и учебно-методическая литература.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава I. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных нарушений
1.1 Понятие эмоций. Характеристика нарушения эмотивных механизмов
Человеку и животным присуще то, что кардинально отличает их от любого самого умного искусственного устройства или машины, то, чем, по всей вероятности, никакой искусственный разум обладать не сможет и в будущем. Это эмоции. Эмоции — реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, без причины. Источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности.
Одна из теорий, объясняющих возникновение эмоций, базируется на концепции П.К. Анохина о функциональных системах-биологическая теория эмоций. Функциональная система формируется как аппарат для удовлетворения потребностей организма. Организм может одновременно испытывать несколько потребностей, но всегда можно выделить главную, или доминирующую потребность, на основании которой и строится конкретное поведение в данный момент. Механизм, с помощью которого организмом обнаруживаются потребности, до конца не известен. Без сомнения, можно говорить лишь о механизме обнаружения базальных физиологических потребностей. В большинстве случаев сдвиги констант внутренней среды организма воспринимаются многочисленными интерорецепторами, которые запускают соответствующие рефлекторные механизмы, или - функциональные системы. Потребности могут осознаваться, и тогда поведение приобретает характер волевых действий, а могут оставаться и неосознанными, и тогда оно называется влечением или мотивом (англ. - драйв). Достижение полезного приспособительного результата определяется не только мотивацией, выражающей доминирующую потребность, но также пусковым, обстановочным стимулами и памятью.
Уже на стадии афферентного синтеза, несмотря на существование биологической мотивации, поведение, направленное на достижение существующей потребности, может обрываться, если обстановочная информация препятствует ее реализации. В человеческом обществе подобных обстановочных ограничений обычно бывает довольно много. Отсутствие возможности реализовать биологическую или социальную потребность приводит к возникновению отрицательных эмоций. Эмоции могут возникать и на заключительной стадии функционирования системы - при сопоставлении полученного результата с «эталоном», сформированным в акцепторе результата действия. Если параметры результата совпадают с «эталоном» или даже превышают его, происходит удовлетворение потребности, и поведение завершается. При этом возникает положительная эмоциональная реакция. Наоборот, в случае неудачи, при несоответствии параметров результата тем, которые были заготовлены в акцепторе результата действия, развивается эмоциональная реакция с отрицательным знаком. В этом варианте положительная эмоциональная реакция - своего рода вознаграждение за удачно совершенное действие и, наоборот, в случае неудачи отрицательная эмоция - стимул к повторению действия вплоть до достижения необходимого результата.[14]
Одна из наиболее интересных теорий возникновения эмоций, так называемая информационная теория, предложена отечественным физиологом П.В. Симоновым. Согласно его концепции, эмоции есть отражение мозгом какой-либо потребности, с одной стороны, а с другой — вероятности ее удовлетворения. По Симонову, эмоция есть функция потребности и информации о всех средствах, необходимых для ее удовлетворения. Таким образом, можно записать формулу эмоций:
Э = f [П...(Ин—Ис)] (1)
где Э—эмоция, ее степень, качество и знак; П — потребность; Ин — информация о всех необходимых для удовлетворения потребности средствах; Ис — информация о средствах, имеющихся в распоряжении в данный момент. Точки, в квадратных скобках означают, что есть и другие факторы, влияющие на эмоции. К ним относятся индивидуальные, типологические характеристики человека, особенности его мотивационной сферы и волевых качеств. [2]
Острота эмоций зависит и от временного фактора. Если эмоция сжата в рамках короткого временного отрезка, она может принять характер взрывного, стремительно развивающегося аффекта; если время, в течение которого она существует, не столь ограничено, она трансформируется в более или менее длительное настроение.
В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на. события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности. Один из видов эмоциональных нарушений заключается в смещении спектра эмоционального реагирования в сторону одного из полюсов: у человека на протяжении длительного времени доминируют либо эмоции положительной модальности (маниакальное, гипертимическое состояние), либо эмоции отрицательной модальности (депрессивное, гипотимическое состояние).
У человека, находящегося в маниакальном состоянии, постоянно радостное, приподнятое настроение. Он переживает прилив душевных и физических сил. Радостное чувство сопровождается возбуждением, повышенной активностью, отсутствием чувства усталости, что окружающими квалифицируется как «заразительное веселье». Вместе с тем в других вариантах радостное настроение может сочетаться с постоянными упреками в адрес окружающих, повышенной раздражительностью и гневливостью. В качестве самостоятельной разновидности гипертимического состояния рассматривается эйфория. Если для маниакального состояния характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность,