Файл: Отчет по учебной практике пм. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

По мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой по Списку N 2, отдельных периодов его работы в плавсоставе по причине того, что не была подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на таких работах, в том числе в период до 1 января 1992 года, а также при реализации пенсионных прав ставят лиц, работавших в должности моториста судов дальнего плавания, в неравное положение с мотористами машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, что приводит к нарушению его права на досрочное пенсионное обеспечение и конституционного принципа равенства.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").


Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом принципа действия нормативного правового акта во времени в подпункте "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.

Правительством Российской Федерации в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 11 июля 2002 года N 516), закреплено положение о зачете в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Оспариваемые положения в их взаимосвязи с действующим правовым регулированием, предусматривающим льготу по снижению пенсионного возраста лиц, занятых на определенных видах работ, и условия ее предоставления, учитывающие, в частности, различную степень влияния тяжелых условий труда на лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах, направлены на реализацию пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с нормативным правовым актом, на основании которого они были приобретены, и не могут расцениваться как ограничивающие их конституционные права.

Как следует из материалов жалобы, В.С. Сибиряков полагает, что периоды его работы в должностях ремонтного моториста, моториста-матроса и матроса должны быть включены в стаж работы по Списку N 2, поскольку работу в указанных должностях следует относить к профессии "мотористы всех наименований". Однако суды при решении вопроса о зачете таких периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

пришли к выводу о том, что у заявителя, занятого выполнением работы в качестве моториста, предусмотренного Списком N 2 (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173), и совмещавшего указанную работу с выполнением других работ, которые не отнесены к работам с особыми условиями труда, не подтвердилось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных указанным Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.

Установление же факта выполнения В.С. Сибиряковым работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, постоянно в течение полного рабочего дня, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Разрешение поставленных В.С. Сибиряковым вопросов о разъяснении порядка применения оспариваемых положений, о признании незаконными решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и определений судов апелляционной инстанции в части определения стажа на соответствующих видах работ при разрешении вопроса о наличии у заявителя права на досрочную пенсию также не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сибирякова Василия Саяровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,


рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.М. Мальцевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Е.М. Мальцева оспаривает конституционность абзаца пятого подпункта "м" пункта 1 (ошибочно названного абзацем 4 подпункта "м" пункта 1) Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", устанавливающего, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

По мнению Е.М. Мальцевой, оспариваемое положение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не предоставляет ей, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, возможность зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением такой деятельности, периода учебы в высшем учебном заведении после 1 января 1992 года, чем допускает ограничение ее конституционного права на досрочное пенсионное обеспечение и ставит в неравное положение с теми гражданами, которые вышли на пенсию до указанной даты.

Заявительница полагает, что период ее обучения в Глазовском педагогическом институте с 1 сентября 1993 года по 20 июня 1997 года должен быть засчитан в указанный стаж на основании абзаца пятого пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, ввиду того что она начала обучение в высшем учебном заведении в период действия названного Положения (за месяц до утраты его действия с 1 октября 1993 года).


Кроме того, Е.М. Мальцева просит отменить правоприменительные решения судов по ее делу, основанные на оспариваемой норме.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 19 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов такой работы, обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, которым закреплены правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ.