Файл: Введение понятие политический режим от лат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime – управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие большой теоретической базы исследований и практического опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют единого решения ни в западной, ни в отечественной политической науке. В научной литературе существует большое количество определений политического режима.

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»1.

Можно сказать, что политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы1.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.


Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  1. раскрыть понятие политического режима;

  2. раскрыть понятие и основные черты видов политического режима;

  3. исследовать основные виды политических режимов.

Основным методом достижения поставленных целей является изучение учебной литературы по политологии и конституционному праву отечественных и российских учёных.

  1. Понятие политического режима

Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов1.

Политический режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом2.

Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества3.

Характер политического режима зависит от следующих моментов:

- от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);

- степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

- процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

- состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.

Основные формы правления следующие:

  1. Автократия – самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия – власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия – власть богатых, господство в обществе «денежных мешков».

4. Тимократия – власть привилегированной верхушки состоятельных людей.

5. Теократия – власть церкви и духовенства.

6. Геронтократия – власть старейшин, старшего поколения людей.

7. Демократия – народовластии, власть всего народа, широких слоев общества.

8. Охлократия – власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям.



9. Монархия – власть одного правителя – монарха (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия – власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.).

11. Полиархия – власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и пр.)

12. Анархия – отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура – неограниченная власть одного лица (диктатора), группы лиц, политической партии и т.д.

14. Бюрократия – чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)1.

Важно заметить, что в реальной жизни многие из этих форм могут накладываться друг на друга. В частности, хорошо «уживаются» вместе теократия и монархия. Иногда, к сожалению, совместимы теократия и диктатура, демократия и анархия и т.д. Кроме того, иные из перечисленных здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов государств по политическому режиму сводится обычно к трем формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними – в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан.


  1. Тоталитарное государство

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого успеха.

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий
1.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры- монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»1.

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок- появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной
1.

В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.

Общие предпосылки тоталитаризма следующие:

1. Индустриальная стадия развития;

2. Нарастание рациональности и организованности в жизни общества;

3. Появление монополий и их срастание с государством;

4. Этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;

5. Массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;

6. Эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований;

7. Психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;

8. Острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;

9. Появление многочисленных маргинальных слоев.

Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.
3. Авторитаризм

Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.