Файл: Лист для замечаний нормативные ссылки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема «Особенности валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и здравоохранения»

СОДЕРЖАНИЕ


ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях.

«Государственный Комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы (СанПиН- 2.4.2.576. -96).

Профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н)

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


Лат. - латинский.

СанПиН - Санитарные (санитарно-эпидемиологические) правила (СП), нормы (СН), правила и нормы.

ВНИИФКа - Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта.

т.д. - так далее.

СО РАН - Сибирское отделение Российской академии наук.

др. - другие.

РФ - российская федерация.

ВВЕДЕНИЕ


Глобальность проблемы сохранения и укрепления здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологию — науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. В большинстве исследований ученых отмечается, что валеология — это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.


Валеологическая социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования и здравоохранения является связующим звеном. Одной из наиболее важных задач в системе образования на современном этапе является повышение эффективности социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья разновозрастного поколения. Социально-экономические реформы, проводимые в России, сопровождаются углублением социального неравенства детей и взрослых, падением духовного и нравственного уровня, значительным усложнением условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Нестабильное экономическое положение семьи, неблагоприятные материальные и санитарные условия в образовательных учреждениях и дома, неправильная организация питания — все это приводит к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Основной валеологической деятельностью социального педагога является создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков.

С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса и условий обучения и воспитания детей Министерство образования и Министерство здравоохранения Российской Федерации утвердили совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. «Государственный Комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы (СанПиН- 2.4.2.576. -96). «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

Таким образом, исходя из работы можно увидеть актуальность темы: «Особенности валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и здравоохранения».

Цель - рассмотреть особенности валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и здравоохранения

.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие валеологии в методической литературе.

  2. Рассмотреть особенности валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.

  3. Проанализировать Особенности работы специалиста по социальной работе в Архангельской клинической больнице.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Понятие валеологии в методической литературе


Термин «валеология» заимствован в 18 веке из французского языка и восходит к лат. valeo – vаlеrе – быть, становиться сильным, крепким (Л.А. Глинкина ).

Валеология – это новое междисциплинарное направление о закономерностях формирования, способах оценки, сохранения и укрепления здоровья [2].

Валеология акцентирует свое внимание на том, что между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния. При этом здоровье рассматривается как более общая категория по сравнению с предболезнью и болезнью. Предболезнь («третье состояние») и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. Наиболее частыми причинами снижения уровня здоровья в настоящее время являются социально обусловленные факторы.

  1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями.

  2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни.

  3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты.

  4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный) [5].


Валеология, как наука, находится на стадии становления, она опирается на опыт и достижения других наук (медикобиологических, психолого-педагогических, социальных). Она является интегральной наукой, которая включает не только знания о здоровье, но и способствует появлению нового знания на стыке различных ее научных направлений, например, эколого-валеологии.

Валеология как наука «быть здоровым», в то же время коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний (этиопатогенез), об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызывать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу изучения природы здоровья (валеогенез), причин, факторов и механизмов здоровья.

Цель валеологии – разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, улучшение качества здоровья).

Объектом исследований в валеологии является как «интактное», неповрежденное здоровье, так и нарушенное, но способное к саморазвитию. Валеология вызывает к разработке критериев здоровья и здорового образа жизни. Основная стратегия валеологии – здравотворчество.

Предмет валеологии на современном этапе её развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии является не статическое нормирование, а разработка системы индивидуального шкалирования «факторов устойчивости» позитивно воздействующего на здоровье человека.

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

Валеология – информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека. Именно такой смысл вкладывали в это понятие участники выездной сессии Ученого совета ВНИИФКа­ (август 1968 г.) в башкирском г. Салавате, обобщив данные научных исследований и опыт управленческой деятельности «города химии, спорта и здоровья». Речь шла о гармоничном единении медицины и физической культуры, рационального режима труда и активного отдыха, рекреации на лоне природы и полноценного питания. 


В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах.

Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, – единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека [3].

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья.

Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан – высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства [2].

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее. Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену.

Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность» [2].