Файл: 1. Предмет изучения и задачи медицинской психологии. Основные методические принципы и методы медицинской психологии Роль и место знания основ медицинской психологии и профессиональной деятельности медицинского работника..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Предмет изучения и задачи медицинской психологии. Основные методические принципы и методы медицинской психологии Роль и место знания основ медицинской психологии и профессиональной деятельности медицинского работника.
Основной задачей медицинской психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов человека в ситуации болезни и лечебного взаимодействия.
Предмет медицинской психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, а также для сохранения и укрепления здоровья.
Методологические принципы мед психологии.
Медицинская психология – это область психологической науки, изучающая психологические факторы, связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой болезней. Выделяют принципы мед.психологии:
1.Принцип сознания и психики.
2.Принцип развития, подразумевает изучение патологических процессов психики.
3.Генетический принцип. Считается, что в мед. Ψ есть определенные нарушения психики, к-е имеют свою структуру и закономерности развития в онтогенезе.
4.Структурность. Задача мед. Ψ явл. приведение в единую систему частных структур психопатологич. явлений и согласование её с общей здоровой и больной личностью.
5.Принцип личностного подхода. Отношение к пациенту как к индивидуальности.
Основными методами мед. психологии являются.:
1.Клиническое интервью – это получение инф. об идивидуальных психич. свойствах личности, психол. феноменах, психопатологич. симптомах, о структуре проблемы клиента. Интервью отличается от расспроса врача тем, что оно направлено не только на жалобы, но и на выявление мотивов чел. и помощи в создании новых.
2.Экспериментально- психологическ. методы:
-
наблюдение, -лабораторный эксперимент, -
тесты, -проективные методы, -опросы
Медицинский работник должен осознавать значение психики больного, роль психологических контактов с пациентом. При общении медицинского работника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждёт от другого помощи, облегчения страданий, другой определяет более правильные пути её оказания.
Любое заболевание вызывает определённые изменения в психологии человека, которые необходимо знать медицинскому работнику, чтобы наметить правильную тактику беседы, поведения и лечения, найти «общий язык» с пациентом. Больной человек стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, само болезненное состояние повышает обидчивость, избыточную чувствительность больных. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять в него уверенность в выздоровлении. В работе медицинской сестры часто важнее не то «что» она делает, а то «как» она это делает.
К сожалению, медицинские работники не всегда учитывают личностные, возрастные особенности больных, что приводит к усложнению взаимоотношений между ними.
В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основ общей психологии. Эти знания, кроме того, способствуют повышению профессиональной квалификации, создаёт возможности для творческого и личностного роста.
2.«Личность», «индивид», «индивидуальность». Структура личности по К.К. Платонову.
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Индивид — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность
Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека
В структуре личности по Платонову выделяются такие элементы: 1) направленность; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) психофизиологические процессы. Одновременно структурные элементы Платоновым представляются иерархическими уровнями, которые морфологичны и функциональны при динамической изменчивости.
3.Темперамент, Типы темперамента, Их характеристика.
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Типы темперамента по И.П.Павлову.
Холерик— это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник— человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик— человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Heзначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
4.Характер. Акцентуации характера. Индивидуальные и типичные черты характера, Связь темперамента и характера
Понятие характера
В психологии понятие характер, означает совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Что такое акцентуация характера
Акцентуация характера - это гипертрофированное развитие каких-то свойств, каких-то черт характера, что приводит к внутреннему дисбалансу, ущемлению других черт и к значительном проблемам в коммуникациях с окружающими.
Особенности акцентуации характера у подростков
Основные признаки: приподнятое настроение, стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску, экстравертированность (направленность интересов и деятельности вовне).
Индивидуальные черты – черты, свойственные конкретному человеку, отражают главным образом личную историю жизни человека.
Типичные черты – черты, общие для характеров многих людей, свойственные данной группе людей или классу, возрасту, народу. Они отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, отражают те черты.
Связь между темпераментом и характером
выражается в том, что:
-
темперамент является основой для формирования характера; -
характер является прямым отражением темперамента; -
характер может компенсировать недостатки темперамента.
Личность определяется как биологическими особенностями, так и той социальной средой, в которой она находится.
5.Психика. Сознание, Нарушение сознания.
Психика – особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действительности и способности на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать собственное поведение и деятельность.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Классификация нарушений сознания:
1.Снижение уровня сознания:
-
оглушенность: Ступор – состояние оглушенности, из которого больного можно вывести на короткое время разговором с ним. Однако больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы медленно и с опозданием. -
Сопор (безучастное, отупленное) – больной находится в состоянии спячки, не реагирует на обращенную к нему речь или отвечает на вопросы односложно («да», «нет»), однако реагирует на осмотр, пальпацию перкуссию. -
Кома (глубокая спячка, полная утрата сознания) – это полная утрата сознания с резким снижением или полным отсутствием основных рефлексов.
2.Помрачение:
-
Делирий – вид помрачения сознания, проявляющийся зрительными галлюцинациями, яркими зрительными иллюзиями и резко выраженным двигательным возбуждением -
онейроид - особая разновидность нарушения сознания, характеризующаяся наличием сюжетных псевдогаллюцинаций и фантастических картин, которые смешиваются с реальностью или почти полностью ее замещают -
аменция - это тяжелое помрачение сознания, сопровождающееся нарушением ориентации в месте, времени и собственной личности, потерей способности к синтетическому восприятию, выраженной растерянностью, бессвязностью мышления, речи и движений. Может возникать на фоне некоторых психических расстройств, алкоголизма, тяжелых травматических поражений, инфекционных, эндокринных и соматических заболеваний, свидетельствует об ухудшении течения основного заболевания. -
сумеречные расстройства сознания - патологическое состояние, характеризующееся внезапной кратковременной потерей ясности сознания и отрешенностью от окружающего мира в сочетании с внешне упорядоченным автоматическим поведением либо приступами ярости, тоски или страха. Как правило, заканчивается внезапно, воспоминания о периоде сумеречного расстройства сознания полностью утрачиваются.