Файл: 1. Предмет изучения и задачи медицинской психологии. Основные методические принципы и методы медицинской психологии Роль и место знания основ медицинской психологии и профессиональной деятельности медицинского работника..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ясное сознание подразумевает правильную ориентацию больного в себе, в пространстве и во времени. Больной правильно и своевременно отвечает на вопросы.
11.Ятрогении. Соматогении. Психогении. Виды общения: «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое общение, духовное межличностное общение, манипулятивное общение. Требования к мел. работнику при общении с пациентом. Общие рекомендации для проведения беседы с пациентом. Особенности отражения своего состояния пациентами разного возраста и соответствуюшая деонтологическая тактика общения.
Ятрогения – это вид психогенного расстройства, возникающий вследствие неправильного поведения медицинских работников. Толчком к развитию ятрогении могут быть неосторожные высказывания или действия врача или медсестры, научно-популярные лекции, построенные в пессимистическом плане и т.д. Иной раз не сама информация, которую врач сообщает больному и которая могла бы вызвать ятрогению, а тон, каким эта информация была сказана, является причиной её возникновения.
Соматогении - это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями (особенно инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и т.д.). Например:
при заболеваниях сердца может наблюдаться состояние страха, тревоги, беспокойства
при тиреотоксикозе — страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость
при раковых заболеваниях - чувство подавленности, угнетенности, при инфекционных и аутоиммунных заболеваниях могут быть тяжелые психические расстройства от депрессии до агрессивности, с маниакальными, галлюциногенными и другими синдромами
психогени́и— психические состояния от психических реакций до заболеваний:
Психические заболевания или расстройства психической деятельности, вызванные эмоциональным потрясением (синонимичное понятие — реактивные состояния)
Видоизменение клинической картины некоторых психических болезней под влиянием эмоциональных потрясений
-
«Контакт масок». Формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Очень часто контакт масок используется людьми, постоянно находящимися в центре внимания.
-
Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение
-
Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей
-
Духовное, межличностное общение друзей - общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга
-
Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды
-
Отношения между медицинским работником и пациентом строятся на взаимном уважении, вежливости и доброжелательности. -
В общении между сотрудниками медицинской организации и пациентами вне лечебного учреждения недопустимы фамильярность и «панибратство». -
Медицинские работники должны соблюдать общепринятые принципы этики и деонтологии, не обсуждать публично своих коллег и не давать им негативных оценок и характеристик. -
При встрече с пациентом вне рабочей обстановки необходимо: -
Поздороваться. -
Приветствуется доброжелательность, внимательность, невербальная открытость. -
Если пациент начинает навязчиво говорить о проблемах, связанных со здоровьем, стоит его мягко остановить и сказать, что это нужно обсуждать на приеме. -
В общении необходимо следить за своими мимикой и жестами: исключить избыточную жестикуляцию и неоднозначную мимику (закатывание глаз, мимику выказывающую неуважение к эмоциям и чувствам пациента). -
Помнить о своей профессиональной роли. -
Медицинский работник обязан попрощаться с пациентом в вежливой форме.
недопустимо:
-
Игнорирование вопросов пациента. -
Игнорирование присутствия пациента. -
Комментирование своей загруженности или временных ограничений приема. -
Выказывание эмоций по поводу своего собственного самочувствия и влияния на него присутствия пациента. -
Комментировать действия других специалистов и медицинских работников, даже если очевиден какой-либо недочет. -
.Повышать голос. -
Комментировать внешний вид пациента, его характерологические особенности. -
Оставление пациента в кабинете приема одного, без достаточных на то оснований. -
Прерывание приема по личным причинам медицинского работника, в случае крайней необходимости - принести извинения. -
Использование пациента в качестве помощника в процессе оказания медицинской помощи недопустимо в любом случае (например, вызов пациента из очереди другим пациентом, поиск информации в папках результатов анализов и др.) -
Обсуждение с пациентом своих коллег, указание на ошибки в лечении и некомпетентность других специалистов.
Особенности психологического восприятия своего состояния пациентами разных возрастных категорий:
-
Дети дошкольного возраста. У пациентов данной группы отсутствует осознание болезни в целом, они еще не умеют полноценно определять и формулировать свои жалобы, склонны к сильным эмоциональным реакциям на отдельные симптомы болезни, часто воспринимают лечебные и диагностические процедуры как устрашающие мероприятия. Также важно понимать, что в период болезни усиливаются дефекты воспитания и черты характера ребенка вследствие чувства страха, а также тоски и одиночества в стенах медицинского учреждения вдали от родственников и друзей. -
Пациенты подросткового возраста. У подростков особенностью возраста является преобладающая психологическая доминанта «притязания на взрослость». Также часто отмечается бравада, являющаяся формой само-защиты при внутренней психологической ранимости, и пренебрежительное отношение к заболеванию и факторам риска. -
Пациенты работоспособного возраста. В данной возрастной категории возможно совершенно разное отношение к болезни, поэтому, перед выстраиванием деонтологической тактики общения, прежде всего, необходимо познать индивидуальные особенности личности пациента, выяснить, каково его отношение к болезни, медицинскому персоналу и позицию в отношении взаимодействия с медперсоналом. -
Пациенты старших возрастных групп (пожилого и старческого возраста). Психологической доминантой в этой возрастной категории является «приближение смерти», «уходящая жизнь». Также характерны чувства одиночества, тоски, нарастающей беспомощности. Кроме того, присоединяются возрастные изменения психики, такие как сужение интересов, повышенная ранимость, обидчивость. Также снижается слух, зрение, возможности самообслуживания, ухудшается память, что делает невозможным ведение прежней активной жизни. Часто пожилые пациенты интерпретируют болезнь только через призму возраста, нередко у них отсутствует мотивация к лечению и выздоровлению.
12.Определение конфликта. Виды конфликтов, Стадии конфликта Способы разрешения конфликтов, Агрессия, Правила повеления с агрессивными пациентами.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
По специфике воздействия на конфликтующие стороны
-
Конструктивные. Противостояние такого типа приводит к разрешению конфликта, устранению его причины, развитию обоих участников, улучшению взаимоотношений между ними. -
Деструктивные. Такие конфликты ухудшают взаимоотношения между участниками, негативно отражаются на психическом и физическом здоровье каждой из сторон. Проблема при этом остается нерешенной.
Пример: родители и взрослые дети живут в одном доме, часто ссорятся. Если дети съедут, то взаимоотношения наладятся, появится взаимопонимание, так как люди не будут надоедать друг другу и спорить по бытовым вопросам. Если же два поколения так и останутся под одной крышей, то споры о том, как нужно жить и вести хозяйство, будут разгораться снова и снова. В первом случае описано конструктивное разрешение и ведение конфликта, во втором – деструктивное.
По содержанию
-
Реалистические. В их основе лежит вполне измеримая и очевидная нехватка ресурсов, неудовлетворенность актуальной потребности одной из сторон и т.д. -
Нереалистические. Это конфликты ради конфликтов. Одна или обе стороны выдумывают проблемы и причины на ровном месте, чтобы выпустить свой негатив.
Простой пример реалистического конфликта: в общественном транспорте нет свободных мест, бабушка начала конфликтовать с молодым человеком, который отказался уступить ей место.
Простой пример нереалистического конфликта: в общественном месте есть свободные места, но бабушка требует, чтобы молодой человек уступил ей именно свое место.
По условиям развития
-
Внутренние. Противоречащие стороны находятся внутри какой-то структуры, системы, группы. -
Внешние. Конфликтующие стороны относятся к разным структурам, группам, системам. -
Антагонистические. Возникают между социальными группами, которые категорично настроены друг против друга.
По способу разрешения
-
Насильственные. Одна из сторон оказывается полностью разрушенной или добровольно выходит из конфликта, сдается. -
Ненасильственные. Обе стороны активно взаимодействуют, стараются максимально удовлетворить потребности и цели каждой из них.
По количеству участников:
-
внутриличностный (конфликт с самим собой, внутренние противоречия); -
межличностный (конфликт одного человека с другим); -
конфликт между личностью и группой; -
конфликт между группами.
По сфере: политические, экономические, социальные, организационные.
По положению в иерархии:
-
вертикальные (один из участников имеет большие возможности и большую власть); -
горизонтальные (оба участника наделены равными правами, возможностями и властью).
По выраженности противостояния:
-
скрытые (напряжение ощущается, иногда участники косвенно портят друг другу жизнь); -
открытые (недовольство выражено прямо, участники предпринимают активные действия).
Стадии конфликта:
1. Первый этап — возникновение объективной конфликтной ситуации
2. Второй этап — осознание субъектами конфликта
3. Третий этап — конфликтные действия:
4. Четвертый этап— разрешение конфликта:
Способы разрешения конфликта:
-
Компромисс. Сглаживание противоречий путем отказа от части притязаний. -
Избегание. Уход от проблемы в надежде, что она разрешится сама собой. -
Сублимация. Преобразование деструктивной энергии в конструктивную. Например, в творческую. -
Репрессия. Вытеснение травмирующих переживаний. -
Коррекция. Изменение отношения к факторам, вызвавшим противоречия.
Агре́ссия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Правила повеления с агрессивными пациентами
-
Слушайте внимательно и Вы поймёте, что стоит за агрессией.
За ней вполне может оказаться реальная проблема. Необходимо понять чувства пациента-в этом помогут не столько его слова, сколько тон голоса, интонации и жесты. Затем услышьте главную мысль в потоке, отделяя агрессивную форму от содержания, иначе собственные эмоции помешают адекватно воспринять ситуацию.
Слушайте ЧТО говорит, а не КАК говорит. -
Не поддавайтесь на провокации.
Агрессивный пациент ждёт, что Вы ответите на его провокацию, вступив в словесную перепалку. Помните, что Вы сильнее в медицинских вопросах, а вступив в обмен словесными выстрелами, станете равным с пациентом.
В словесной дуэли нет победителей, ибо проблема так и не решится. -
Не повторяйте за пациентом грубых слов.
Перефразируйте сказанное, не изменяя сути, и ответьте по существу проблемы. Чем эмоциональнее пациент, тем более спокойнее реагируйте. Оставайтесь вежливы и корректны, но обязательно продолжайте проявлять интерес к медицинской проблеме пациента.
Холодная корректность бесит агрессора так же, как и ответное хамство. -
Не принимайте на свой счёт.
Агрессия пациентов в большинстве случаев направлена не на Вас, а на ситуацию. "Вы всё перепутали!" означает, что "Мои анализы не пришли вовремя и и кто в этом виноват, меня не интересует, но поскольку я говорю с Вами, то Вам меня слушать и исправлять ситуацию"
Врач выступает в роли громоотвода, а не цели агрессии. -
Обращайтесь к пациенту по имени.
Если пациент и слова не даёт вставить-назовите его по имени+/-отчеству. Большинство прислушивается и Вы сможете озвучить свой ответ.
"Помните, что для человека звук его имени-самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи" (с) -
Выразите сочувствие и понимание.
Необходимо выразить сожаление по поводу сложившейся ситуации, но без частностей. Не отделяйте себя от учреждения, в котором работаете, либо от коллег, даже если есть их вина.
"Я понимаю Ваши чувства, и это действительно неприятно. Сожалею, что произошло это недоразумение" -
Согласитесь и принесите извинения.
Если недовольство пациента обоснованно, то лучше сразу с этим согласиться. Если необоснованно, то согласиться с оговоркой сути ситуации без перехода на личности. Мнимое согласие и мнимое признание вины сразу гасит конфликт и позволяет перейти решению вопроса.
Будьте выше и лучше агрессора. -
Возьмите перерыв при необходимости и по возможности.
Если чувствуете, что эмоции переполняют, то покиньте поле боя, чтобы прийти в себя. Это надо сделать под благовидным предлогом и ненадолго.
"Извините, мне надо проверить информацию по этому вопросу. Я вернусь к Вам, через минуту." -
Предложите план действий.
После того, как Вы выслушали пациента и поняли, в чём заключается его проблема, изложите свои предложения чётко и недвусмысленно. Будьте абсолютно уверены, что Ваш план осуществим. -
Заканчивайте своё предложение решения закрытым вопросом.
"Вас устраивает такой вариант?"
Это создаёт иллюзию выбора, при котором пациенту ничего не остаётся, как подтвердить Ваш.