Файл: Тема Планирование и организация исследовательской деятельности учащихся по географии. Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как
можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с
литературой или обсуждения темы со специалистами.
4 Выбор методов и методики проведения исследования
Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно
подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка
методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный
метод исследования часто создаёт основу его успеха.
5 Планирование исследования, сбор собственных материалов
Важнейшим этапом учебно-исследовательской работы является её
планирование. При этом план учебно-исследовательской работы с
указанием ориентировочных сроков выполнения отдельных этапов
необходимо обсудить со всеми её участниками.
6 Анализ и оформление исследований
Анализ делается в соответствии с поставленной целью и задачами.
Выводы должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни
для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования
является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач.
7 Публичное представление исследовательской работы
Представительская деятельность выражена такими формами как
школьные научные конференции, городские. Областные конкурсы
исследовательских работ, интеллектуальные турниры. Благодаря этому,
учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские
достижения. Исследовательская деятельность старшеклассников может
быть организована учителем совместно с научными сотрудниками
высших учебных заведений или исследовательских институтов.
Практический блок
Вам необходимо разработать один план научно-исследовательской работы и план учебно-исследовательской или проектной работы учащихся. Для этого необходимо использовать материалы приложений 1, 2 или 3.
1. Определите тему исследования для научно-исследовательской работы по географии (или географическому направлению). При выборе темы необходимо учитывать возраст и психофизиологические особенности учащихся.
2. Выберите тему исследования для учебно-исследовательской или проектной работы по географии (или географическому направлению). Какой из видов учебно-исследовательской или проектной работы наиболее подходит для раскрытия данной темы? Для этой работы необходимо использовать материалы приложений 2
или 3. При выборе темы необходимо учитывать возраст и психофизиологические особенности учащихся, а также ее место в рабочей программе учебного предмета «География».
3. Составьте краткое содержание двух планов работы в соответствие с выбранными типами исследовательских работ. Используйте материалы приложений 1, 2 или 3.
Приложение 1
Научно-исследовательская работа по теме: «Развитие легкового автомобильного транспорта в России» 10 класс
Структура научно-исследовательской работы | Краткое содержание плана |
Введение: - актуальность темы; - цель и задачи; - объект и предмет; - методы исследования; - новизна работы; - практическая значимость работы. | Выбранная мною тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день, соответственно, видим его недостатки, промахи, преобразования и т.д. Актуальность темы исследования и научная новизна определяется тем, что я впервые на основе обобщения большого фактического материала, предприняла попытку создать исследование развития транспорта в России. Трудно представить сегодня человеческую цивилизацию без автомобилей, так как в современном мире сам человек уже не справится с ритмом высоких скоростей. Мир фактически разделен на «водителей», с одной стороны, и «пешеходов и велосипедистов» - с другой. Автомобиль – в первую очередь транспортное средство. В больших городах чуть ли не каждый второй житель добирается на работу или учебу на личном транспорте. Автомобиль гарантирует свободу перемещения и расширяет наш кругозор. Проведенные исследования позволяют обобщить и оценить опыт по развитию автомобильного транспорта в России и его практическую значимость, это цель моей работы. Задачи проекта: 1. Выяснить историю развития отечественного легкового машиностроения. 2. Исследовать какие иностранные компании легкового машиностроения в России. 3. Выяснить, есть ли перспектива развития отечественного легкового машиностроения в России. Объект изучения: легковой автомобиль со времён его создания, до современного автомобиля. Методы: мониторинг печатных, электронных специализированных изданий; аналитический обзор рынка; анализ и обработка материалов. |
Глава 1 (теоретическая) | История развития легкового отечественного машиностроения С чего началась история развития автомобиля? Её началом можно считать изобретение колеса более 5000 лет назад, которое справедливо относится к числу величайших технических открытий человечества. Оригинальную «самокатку» (четырехколесную повозку) изготовил в 1770 г. И. П. Кулибин. В последующем в 1752 году русский изобретатель Л. Л. Шамшуренков создал четырехколесный экипаж, приводящийся в движение мускульной силой двух человек. По сведениям некоторых исследователей, первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым в небольшом городке на Волге. Однако достаточных документальных подтверждений этого пока не получено. Официально считается, что в 1896 году русские изобретатели из Санкт Петербурга Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе сконструировали самый первый русский автомобиль Автомобиль имел оригинальное рулевое управление и мог развивать скорость около 32 км/ч. В 1901 г. инженер Б. Л. Луцкий построил на Ижорском заводе автомобиль, который успешно прошел испытания, но не был принят к производству. Конструктор вынужден был уехать за границу. «Позднее Русско-Балтийский вагоностроительный завод в Риге за семь лет изготовил 451 легковой автомобиль, несколько грузовиков и спецмашин». Автомобильная промышленность получила значительное развитие в России только после Октябрьской революции. В конце 1920-х годов советское правительство, вынужденное тратить доллары на покупку автомобилей, задумалось о том, что лучше было бы на эти деньги купить инструменты для их производства - иначе говоря, приобрести лицензию у иностранной компании. Выбор пал на Ford Motor. Согласно контракту американцы обязались предоставить чертежи двух автомобилей - легкового и грузового, помочь в строительстве завода и обучить рабочих. Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано в тридцатые годы в рамках программы социалистической индустриализации. Первым легковым авто, освоенным на построенном в 1932 году Нижегородском автомобильном заводе (НАЗ), стала самая массовая модель компании Ford Model A. В 1933 г. город переименовали в Горький, а завод в ГАЗ, и автомобиль приобрел свое историческое название ГАЗ-А. Первый советский автомобиль массовой сборки ГАЗ-А редко попадал в частные руки, а использовался чаще всего как штабной автомобиль в армии, санитарное авто, а также такси. Грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах позволил отечественным конструкторам в дальнейшем разрабатывать хорошие автомобили, находившие спрос даже в тех странах, где есть своё развитое автомобилестроение. Буквально за шесть лет, с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз - до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира. Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв! Последующие этапы развития автомобильной промышленности СССР приходятся на середину прошлого века. Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966--1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти (Самарская область). За основу при производстве был взят итальянский Fiat-124 - советским аналогом его стал ВАЗ-2101 и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (первоначально 660 тыс. автомобилей в год, а с 80-х -- 730 тыс.) легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных полноприводных джипов, что стало достаточно передовым и для Европы). Расширением мощностей в Ижевске легковое автомобилестроение стало лидирующим сектором в отрасли, а общее производство автомобилей в СССР в 1971 году впервые за всю историю существования советского автопрома перешагнуло за миллионный рубеж. Машины известны и пользовались заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами: - автомобили надежные и морозоустойчивые; - техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями; - высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России; - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей. И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», «Чайка», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов! Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал. К 1980-м гг. в советском легковом автомобилестроении стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя: фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей. Однако в это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек: ВАЗ-2108 «Спутник», Москвич-2141 «Алеко», ВАЗ-1111«Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия». Советский Союз в 1990 году занимал восьмое место мире по производству легковых автомобилей. С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному. За четыре последующих года выпуск автомобильной техники теперь уже в суверенной России сократился почти вдвое, однако она по прежнему входила в десятку ведущих автомобилестроительных держав. Спад производства в 1990 - 1993 годах не превысил в нем 30% и остался в конъюнктурных рамках. В Тольятти производственные мощности были загружены на 72% (связано это было с выпуском первых вазовских переднеприводных моделей – «ВАЗ» 2108 и «ВАЗ» 2109, имевших большую популярность у автолюбителей). В Ижевске произошло четырехкратное падение производства. Стабильно работали заводы в Ульяновске и Нижнем Новгороде, Горьковский автозавод увеличил выпуск «Волг». За четыре года общий вывоз автомобилей из России сократился почти в четыре раза. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей. Причина этого - распад СССР и резкое снижение покупательной способности населения в странах СНГ, а также снижение популярности российских моделей за рубежом (отечественные автомобили продавались, в основном, в социалистических странах, а с распадом Советского Союза и падением «железного занавеса» в эти страны открылся свободный доступ для иностранных автопроизводителей, предлагавших более качественные и экологически безопасные автомобили, нежели российские производители, практически по такой же цене). В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ, ГАЗ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ3110 Волга, ГАЗ-3302/-2705/-3221 позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»). «Со́ллерс» (Sollers) — российская автомобилестроительная компания. Штаб-квартира — в Москве На современном этапе развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт является одной из наиболее быстро изменяющихся и растущих отраслей национальной экономики. |
Глава 2 (теоретико-практическая) | Иностранные компании легкового машиностроения в России Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Начиная с 2002, в России нарастает сборка иномарок (в 2008 -- 618,2 тыс. из 1 790 тыс. всех произведённых). Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %. В 2000-е годы в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается. |
Глава 3 (практическая) | Перспектива развития отечественного легкового машиностроения в России Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2018 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей, что должно подразумевать годовой выпуск, больший, чем в последние годы не только в Испании и Франции но и в Германии. Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн. руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд. руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд. руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд. руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей - 24 млрд. руб.). |
Заключение | Сейчас отечественная автомобильная промышленность стремится строить новую техническую политику на пути реорганизации и в сотрудничестве с различными партнерами. Опыт истории развития мирового автотранспорта показывает, что многие зарубежные автомобильные компании и фирмы находились в таком же состоянии, но, преодолев трудные времена, вновь выпускали автомобили уже известных и новых марок, моделей и модификаций. Россия сейчас на пути прорыва вперед. Этапы развития автотранспортной отрасли качественным образом связаны с событиями, кардинально изменившими материально-техническую базу, формы собственности и соответственно формы экономических отношений с социалистических на рыночные (капиталистические). В соответствии с этими условиями изменяются методы организации производства и управления им, организационная структура транспортной отрасли, отношения управления, регулирования и др. Борьба предприятий за конкурентное преимущество, его создание и удержание, с одной стороны, инициирует прогресс отрасли, с другой стороны, тормозит его. Точная оценка возможных изменений в технике и экономике связана с необходимостью построения прогнозов и планов развития транспортной отрасли, выявления основных факторов ее развития. Реальность предопределяет множественность вариантов будущего (каждый из которых требует правильной оценки качества, существа и природы исследуемых процессов и явлений) для построения стратегии развития и транспортной отрасли в целом, и ее отдельных элементов – видов транспорта, транспортно-дорожного комплекса, инфраструктуры, предприятий. Только государство способно в условиях рынка сбалансировать развитие видов транспорта в транспортной системе, определив приоритеты, в полной мере приемлемые и для экономики России в целом, и для участников рынка транспортных услуг. В рыночных условиях специалисты автомобильной подотрасли располагают большими возможностями быстро совершенствовать технику, технологии, информационные и коммуникационные сети, применять новейшие статистические и математические методы, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать объективные закономерности развития транспорта, а также более полно использовать результаты исследований экономических процессов и отношений, повышая эффективность отрасли и экономики России. Как известно, российское правительство оценивает свою работу либо на «хорошо», либо на «отлично». Если послушать отчеты правительственных чиновников, складывается стойкое ощущение, что они как минимум повторяют успехи первых пятилеток, ударными темпами превращая страну в мирового экономического лидера. Взять хотя бы тему моего проекта отечественного автопрома. Глава правительства Дмитрий Медведев охарактеризовал успехи в данной области следующим образом: «По итогам 2018 года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов». Особое внимание хотелось бы заострить на легковых автомобилях и задаться вопросом, а где глава правительства нашел в России российские предприятия? Конечно же, легковые автомобили в России выпускаются, вот только носят они отнюдь не российские названия – Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Mazda и т.д. Есть, правда, такая марка, как «Лада», но она только формально может считаться российской, так как АвтоВАЗ принадлежит зарегистрированной в Голландии компании Alliance Rostec Auto B.V., где 50% акций принадлежит концерну Renault и 17,3% - Nissan Motor. На сегодняшний день в России остался один-единственный отечественный производитель легковых автомобилей – УАЗ. За прошлый год Ульяновский автозавод выпустил 41 632 автомобиля, что является каплей в море, учитывая тот факт, что в России в 2017 году было продано 1,6 млн. легковых автомобилей. У нас фактически нет российского легкового автопрома, поэтому зачислим в него инофирмы со сборочными заводами в России. У нас нет своих электромобилей. И не надо быть экспертом, чтобы понять очевидное – если электромобили и появятся в России в относительно больших количествах, то это будут «китайцы», а не отечественные мифические электрокары, которые только предстоит разработать тем инженерам, которых только предстоит вырастить и всему обучить. В настоящее время Российская автомобильная промышленность не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе высокого уровня безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей. Это одна из основных причин ухудшения работы автотранспорта. Невозможно сформировать оптимальный парк автотранспортных средств, что сказывается на качестве услуг автоперевозчиков и из-за чего транспортники России несут большие потери. Чтобы смягчить падение продаж, целесообразно рассмотреть возможность использования дополнительных мер стимулирования спроса, таких как увеличение финансирования и продление программы обновления автопарка, обеспечение снижения эффективной ставки по автокредитам, госзакупки автомобилей российского производства; создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в России. |
Список использованной литературы и источников | Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. - М.: Высшее образование, 2003. - 299 с. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. Кононова Г.А. – М: Издательский центр «Академия», 2006 – 320 с. «Экономика отрасли. Автомобильный транспорт» И.С. Туревский: издательство “Форум», 2007. Русские автомобили. Назаров Р.А. 2012 г. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. – 75 с 13. Акулов М.П. Сжимая время и расширяя пространство // Автомобильный транспорт. 2014. № 9 Голомзин А.Н., Давыдов Г.Е. Показатели, характеризующие степень достижения целей реформирования автомобильного транспорта, определенных в Программе структурной реформы отрасли // Бюллетень транспортной информации. 2013. № 4 Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2013 году и задачах на перспективу // Автомобильный транспорт. 2014. № 5 Россия в цифрах. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат. 2017 Данные сайта http:// www. Gks. Ru www.at.asmap.ru // Журнал «Автомобильный транспорт» www.bse.sci-lib.com/article092606.html – Автомобильный транспорт. Энциклопедия БСЭ. http://www.km.ru/avto/2018/03/15/avtomobilnyi-transport-v-rossii/821748-perspektivy-rossiiskogo-avtoproma-fantazii-na Перспективы российского автопрома: фантазии на высшем уровне. |
Приложения | |
Приложение 2
Учебно-исследовательская работа по теме: «………………….» (по выбору студента)
Вид учебно-исследовательской работы | Краткая структура работы | Краткое содержание плана |
Реферат (обзорный или монографический) | Включает введение, основную часть, заключение, список источников информации, приложение(я). | |
Доклад (информационный или проблемный) | Включает новизну, практическую значимость, основные выводы. | |
Стендовый доклад | Включает текст и иллюстрации. Изложение материалов должно быть в сжатой и сконцентрированной форме, содержание – наглядным, оптимальным по объему, популярным по теме. | |
Конспект по определенному источнику информации | Включает аннотацию и реферирование. | |
Приложение 3
Проектная работа по теме: «………………….» (по выбору студента)
Вид проектной работы | Краткая структура работы | Краткое содержание плана |
Исследовательские проекты | Имеют четкую структуру (как в научно-исследовательской работе). Предполагают продолжение работы. | |
Творческие проекты | Включают сценарии, видеофильмы, программы мероприятий, оформление альбомов и журналов, план статьи (или статья). | |
Ролево-игровые проекты | Предполагают распределение ролей и выполнение заданий. | |
Информационные проекты | Имеют четкую структуру. Результат проекта – реферат, аннотация, статья. | |
Практико-ориентированные | Ориентированы на социальные интересы участников (например, проект дизайна квартиры, план (проект) приусадебного или придомового участка) и пр. | |
Выполните задание в приложенном файле. Ответ прикрепите в виде файла.
Литература (основная) и источники
1. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – Режим доступа: https://www.bi blio- online.ru/book /6610290E- 7845-4259- B88F- 3E85DC36D3 50. – Заглавие с экрана.
2. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Режим доступа: www.biblio- online.ru/book /A3ED53AE- 6B35-4A12- 9D19- A0560456662 D. – Заглавие с экрана.
Литература (дополнительная) и источники
3. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: монография. – Режим доступа: http://biblioclu b.ru/index.php ? page=book&id =437291. – Заглавие с экрана.
4. Горбатова, О.Н. Методика преподавания географии: учебное пособие. – Режим доступа: http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/802. – Заглавие с экрана.