Файл: Курсовая работа по дисциплине Возрастная психология и психология развития На тему Особенности развития личности в зрелом возрасте.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью настоящей работы являлось изучение влияния социально-психологических особенностей личности в зрелом возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям социально-психологическим особенностям личности зрелого возраста, особенностей стилей общения в зрелом возрасте; выбрана методика для проведения экспериментального исследования влияния особенностей личности на стиль общения в зрелом возрасте (Методика исследования тревожности Спилбергера, Ханина)
По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи возраста и стиля общения. Это подтверждается данными теста
Анализ не выявил значимых связей между возрастом и особенностями общения. Таким образом, возраст не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения в зрелом возрасте.
На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза получила частичное подтверждение: выявлена связь возраста и определенного стиля общения.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. - 180 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 c. ((348-357.))
4. Введение в психологию. Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. ((384))
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с. ((256-257,227))
6. Годфруа Ж. Что такое психология: Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие - М.: 1997. - 256 с.
8. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство «Институт психологии», 1996. - 224 с. ((163))
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с. ((175-231))
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с. ((492- использ.))
11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер, с англ. М.С. Жам-кочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. ((35-36,41-43))
12. Психология развития. Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, 524 с. ((434))
13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
14. Рогов Е.И. Общая психология Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 1998. - 300 с.
15. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. - 384 с.
16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. ((138)))
17. Хулаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость». - М.: 2005 г.
18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г. - 512 с.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ. и нем./ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; - М.:» Прогресс», 1990.-368 с.
20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. Пособие - М.: Аспект Пресс, 2005.-460c.
Приложение 1
Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
Назначение теста
Самооценка эмоциональных состояний.
Инструкция к тесту
«Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».
Тестовый материал
Спокойствие - тревожность
-
10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. -
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. -
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно. -
7. В целом уверен и -
-
. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. -
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. -
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
Энергичность - усталость
-
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. -
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности. -
-
-
-
изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. -
1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
Приподнятость - подавленность
-
10. Сильный подъем, восторженное веселье. -
9. Возбужден, в -
-
-
очень подавленно. Настроение определенно унылое. -
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. -
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе - беспомощность.
Уверенность в себе - беспомощность
-
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу. -
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. -
8. Очень уверен в -
-
-
и несчастным. Устал от своей некомпетентности. -
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.
Обработка результатов теста
Измеряются следующие показатели:
-
И1 - «Спокойствие - тревожность». -
И2 - «Энергичность - усталость». -
ИЗ - «Приподнятость - подавленность». -
И4 - «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».
Индивидуальная самооценка И - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из соответствующей шкалы.
-
И5 - Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:
И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где
-
И1, И2, ИЗ, И4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» (О.П. Елисеев).
Пожалуйста, прочитайте утверждения и поставьте против каждого из них цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно – 1-нет, это совсем не так, 2- пожалуй, так, 3 – верно, 4 - совершенно верно
-
Обычно вы не чувствуете в себе уверенности –
2. Вы часто из-за пустяков краснеете –
3. Ваш сон беспокоен –
4. Вы легко впадаете в уныние –
5. Вы -
-
-
-
–
34. Нередко у вас из головы не выходят мысли, от которых следовало бы освободиться –
35. Вы нелегко сближаетесь с людьми –
36. Вас расстраивает даже незначительное нарушение плана –
37. Вы неохотно идете на риск –
38. Вы нередко проявляете упрямство –
39. Вы резко переживаете отклонения от принятого вами режима дня –
Приложение 2
Сводная таблица результатов диагностики по методике «Самооценка эмоциональных состояний», балл
ФИО | Методика «Самооценка эмоциональных состояний», балл |
| 15 |
| 32 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| 30 |
Сводная таблица результатов диагностики по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» (О.П. Елисеев), балл.
ФИО | Самооценка | Тревожность | Агрессивность | Ригидность |
| 52 | 65 | 46 | 78 |
| | | | 71 |
| | | | 32 |
| | | | 36 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| 50 | 72 | 56 | |
| 40 | 64 | 13 | |