Файл: Культура и религия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М осковский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Кафедра «История и культурология»

Реферат на тему:

Культура и религия

Выполнил:

Группа:

Проверил:

МОСКВА 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1.Место религии в системе культуры…………………………………………4

2.Религия как социокультурный институт……………………………………6

3.Судьба религии в современном мире……………………………………10

4.Европейская социокультурная интеграция с точки зрения религии……….13

Заключение…………………………………………19

Литература…………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Культура и религия - две взаимосвязанные сферы человеческой жизни, которые сформировались в результате исторических и социокультурных процессов. В реферате рассматриваются различные вопросы, связанные с этими двумя понятиями: взаимодействие культуры и религии, роль религии в формировании культуры, влияние культуры на религию и др.

Тема культуры и религии абсолютно актуальна в современном мире, где наблюдается разнообразие религиозных культурных традиций и их влияние на социум. Эта тема заинтересовала меня тем, что она позволяет лучше понять взаимосвязь этих двух понятий и их влияние на жизнь людей.

Цель данного реферата - исследовать взаимодействие культуры и религии, выявить их роль в формировании общества и понять их смысл для человека в современном мире.

Задачи, которые решаются в данном реферате:

- Изучение понятий культуры и религии и их взаимосвязи

- Анализ роли религии в развитии культуры и общества

- Рассмотрение влияния культуры на религию и ее традиции

- Оценка значения культуры и религии для формирования личности и ее мировоззрения.

Религия является крайне многообразным явлением, которое имеет различные типы и формы. Она включает в себя мировые религии, количество направлений и организаций которых невозможно перечислить. Буддизм, христианство и ислам стали основой для многих культурных изменений, которые произошли на протяжении истории.

Слово религия происходит от латинского слова, означающего благочестие и святыню. Религия - это особое мировоззрение, которое определяет поведение и необходимые действия, основанные на вере в сверхъестественное, что является высшим и священным. Религия является формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент, такие как настроения, различные состояния души, грезы и экстаз. Верования в бога, бессмертие души и потусторонний мир, такие как мифы и догмы, являются основой религии.


Религиозная культура - это духовная сущность, которая представлена формой религии, религиозного искусства, религиозной философии, и многое другое. Взаимодействие этих форм приводит к появлению религиозных институтов, политик и т.д. Религия оказала огромное влияние на духовную культуру разных стран, народов и разнообразных аспектов их общественной жизни.

Религия даровала миру «священные» книги - источники мудрости и вдохновения. Однако, ее роль в истории культуры заключалась не только в этом. Важнейшим вкладом религии в мировую культуру является ее влияние на духовную культуру, научное и философское мышление, а также на политику и право.

1.Место религии в системе культуры

Упрощенная этимология термина «религия» связывает это понятие с латинским словом religio, которое можно интерпретировать как совестливость, благоговение, набожность и святыня. Однако, более точное значение этого термина указывает на латинский глагол religare, означающий вновь связывать, соединять и восстанавливать утраченную связь. Таким образом, религия не только придает явлениям сакральный смысл, но также является причастностью к Богу, личностным самоопределением, общением и соединением с ним. Это придает человеческой жизни глубокий смысл и действительную разумность.

Религия включает в себя элементы личностного и органического характера, что является гарантией против мистического своеволия и болезненного фантазирования. Основные функции религии - социально-организационная, консолидационная, нормативная и компенсаторная могут быть реализованы лишь с помощью использования коллективной духовной энергии социума для создания универсальной парадигмы бытия.

Ядро любой религии и религиозности вообще - вера, которая формирует чрезвычайно устойчивые отношения к миру и людям, не предполагая обязательности объективной проверки. Религиозность сдерживает развитие рефлективно-рациональных сторон духовной деятельности человека и активно использует внерациональную сферу его психики: эмоции, переживания, интуицию и воображение, что позволяет религии культивировать, очеловечивать и духовно обогащать эти качества.

Религия служит великой миссией превращения биологического, животного и низменного в духовное, метафизическое и возвышенное. Религиозная идея трехуровневого пространства бытия трансформируется в различных религиях, а анимизм, фетишизм и тотемизм относятся к ранним формам религии.[1.24]



Религия как культурная форма состоит из трех основных элементов: религиозного знания, религиозного культа и религиозного ритуала. Основной формой религиозного знания является миф, а ритуал и культ практически осуществляются в формах магии на ранних стадиях религии.

Индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, христианство и ислам относятся к числу мировых религий, а в современном религиозном культурном процессе ведущую роль занимают буддизм, христианство и ислам.

2.Религия как социокультурный институт

Буддизм является значимой составляющей культурного наследия Азии. Его космология, мифология и этика придают особый оттенок духовности восточных народов.

В западной культуре центральное место занимает христианство. Различные конфессии этой религии (католицизм, протестантизм, православие) и секты оказывали большое влияние на развитие европейской культуры.

Ислам, имея общую основу с христианством и иудаизмом, представляет собой не только набор религиозных обязанностей, но и определенную социально-психологическую и этно-психологическую систему, которая формирует поведенческие и мыслительные стереотипы у мусульман.

Желание человечества достичь объединения с Абсолютом проявляется во множестве религий, которые, будучи зрелыми, во многом сходятся. В христианстве мы видим идеалы других религий, например, освобождение от страстей, понимание мира как проявление высшей гармонии, желание соединения с Абсолютом. Но каждая религия имеет и свои уникальные ценности.[2.121]

Культура - это механизм социального наследования, который обеспечивает непрерывность духовности человека. Она внефизична, внебиологична и связана с религиозным опытом.

Религиозность всегда свойственна культуре наряду с научным и художественным аспектами. Она объясняется антиномичностью человеческого мышления, т.е. конфликтом между целостной мыслью и ограниченностью познания. Религиозная философия стремится найти в культуре эхо Высшего и превратить его в цель практики и источник возвышения.

Культурология - это не только теория, но и практика, которая стремится регулировать познание и жизнь человека. Антиномичность становится саморазорванностью, порождающей внутренние конфликты, которые религиозность культуры стремится преодолеть, превратив их в диалектическое противоречие, решаемое как теоретически, так и практически.

Культура не может заменить религию, как и науку или искусство. Религия - это вера, на которой базируется сложная система религиозной культуры и религиозных институтов. Культурология, хотя и иррациональна, является формой рационального знания, содержащего в себе истину.


Религия играет важную роль в культуре, так как отражает религиозность, скрытую в человеке, и вводит его в диалог с религией, превращая ее в религиозную философию. Подобная роль религии является неотъемлемой частью самосознания культуры.

Религия стремится к идеалам, которые помогают приобретать опыт более высокого уровня, что является главной задачей культуры. Религия ищет в высшем свои стимулы развития, что делает ее необычайно важной для философии, которая стремится повысить уровень нашего бытия, перенося его от переменчиво-земного к вечному.

Кроме того, искусство и наука всегда заинтересованы в действительности и все ее проявлениях. Однако, несмотря на все наши попытки, обширность реальности весьма ограничена, и мы не можем узнать о ней больше, чем мы знаем. Таким образом, человеческая жизнь становится проблематичной, и мы живем не только с изученной частью вещей, но и с их целостным представлением, игнорируя наше сущностное невежество.

Каким же образом мы можем получать от предметов мира желаемый результат? Это возможно благодаря религиозной стороне человеческого разума, которая позволяет нам соотноситься с непознанным, сохраняя за ним качество непознанности. Эта сторона является неотъемлемой и обязательной частью познания и практики.[3.11]

Правда, понятие познания редко применяется к религии, однако она является главным фактором, оказывающим влияние на этот процесс. Религия создает предпосылки, без которых практика и познание были бы невозможны.

Задача религиозного мышления заключается в том, чтобы через веру устанавливать практическую связь с тем, о чем ничего не известно. Религия формирует представление об устойчивости и неизменности мира человека и наводит доверие между людьми и миром.

Также религия способна придать стабильность культуре и стабилизировать общественную жизнь. Благодаря вере в устойчивость законов природы, в существование внешнего мира и необманываемость чувств, человек обретает свое собственное понимание мира.

Нет людей, которые не верят во что-то свое, будь то Бог, материя или отсутствие Бога. Вера помогает каждому человеку получить свою отдачу.

Религия не может предотвратить землетрясение или другие стихийные бедствия, однако она способна придать устойчивость каждому отдельному человеку и всей культуре в целом. Религия является самой консервативной из институтов культуры, сохраняя традиции и обряды, освященные ее авторитетом, которые исполняются также, как и тысячу лет назад.


В религии заключается важный вклад в современную культуру. Ее вера в вечность, бессмертие, Бога, возможность спасения от смерти и страданий и представление о том, что все катастрофы больше не будут, все это проявление покоя и устойчивости. Любое несчастье воспринимается как досадная случайность, отклонение от всемирного закона устойчивости.

Убеждение в устойчивости является основой для того, чтобы представление реальности стало возможным в формах, таких как "пространство" и "время". Это в свою очередь дало науке возможность создавать научные законы природы, которые характеризуют отдельные фрагменты устойчивых пространственно-временных отношений между явлениями, и решать свои основные задачи, такие как измерение и прогнозирование.

Однако, когда религия выходит в публичную сферу, это может привести к смешению религиозных и нерелигиозных значений и смыслов, размыванию границ семантического пространства религии, отождествлению нравственного смысла с религиозным и другим аналогичным явлениям. Поэтому операциональное определение религиозного смысла является необходимым для корректной идентификации религиозных проявлений и разграничения языков религии и религиоведения. Религиоведение интегрирует религиоведческие и религиозные категории в свой язык и смысл, что может привести к их смешиванию.[4.45]

Кроме того, методология идентификации сакральных текстов в поле религиоведческого дискурса является важной, но недостаточно разработанной проблемой. Семиотика религии и герменевтика "священных текстов" обладают несомненными операциональными потенциями, которые могут быть использованы для решения этой проблемы.

3.Судьба религии в современном мире

Значимость научного познания в большой степени определяется возможностью прогнозирования будущих событий. Социологический анализ явления секуляризации усугубил вопрос о судьбе религии, связав его с представлением об истории как постепенном движении от «святого» к «светскому», от «утраты святости».

Начиная с XIX века, социология религии основывалась на эволюционистском подходе и отсутствии возможности определить суть святого, являющегося неотъемлемой частью религии.

Снижение уровня религиозной практики и веры подтолкнуло к исследованию влияния религии на поведение людей и групп, включая работы Макса Вебера. В то время, когда позитивисты и марксисты рассматривали религию как явление прошлого, он нашел связь между религией и экономикой, которая была главной заботой промышленного общества. Для Вебера, религия представляет собой идеал-тип, который можно изучать только извне, предлагая классификацию различных проявлений религии в течение истории, в том числе в связи с экономикой.