Файл: Культура и религия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с этой общей концепцией социологии, М.Вебер формулирует специфику социологического подхода к религии. Согласно Веберу, социолог не должен касаться источника религии, анализируя не метафизическую "сущность" религии, а условия ее существования. Другими словами, для социолога, религия является особым типом мотивации социального поведения людей. Социология, по Веберу, должна ограничиваться изучением мотивирующего воздействия религиозных идей на общественную жизнь, в то время как вопрос об их истинности, ложности или их источниках не затрагивается.

Несмотря на прогнозы об исчезновении религии, она продолжает существовать в XXI веке, в том числе в России, где наблюдается религиозное возрождение. "Святое" все еще существует. Из этого некоторые социологи делают вывод о том, что религия - это особый феномен, который всегда будет присутствовать в жизни людей в той или иной форме. Дюркгейм отмечал, что в религии есть нечто вечное. Но это "вечное" не относится к конкретным символам, которые использовались для выражения религиозных идей в истории. Дюркгейм имел в виду, что религия воплощает социальный опыт, опыт восприятия общества людьми как основы их существования. Религия - это не иллюзия и не ложное объяснение мира, которое должно быть заменено истинным научным. Она связана с развитием науки и культуры, и способна пробуждать социальную энергию, нечто, выходящее за рамки индивидуальных интересов. В религии люди имеют дело с "трансцендентным", что превосходит их, и это трансцендентное, объект их религиозного поклонения и поклонения, связано с обществом как целым.

Как и у Вебера, у Дюркгейма понимание религии современных людей формируется эмпирическими науками, и традиционные западные религии имеют небольшую привлекательность. Дюркгейм написал в 1912 году, что "старые боги" умирают или уже умерли, но новые еще не родились. Традиционные религии уже не соответствуют социальному опыту жизни современного человека, который нуждается в других формах религии. Если понимать религию так, как понимал ее Дюркгейм, то вопрос о том, будет ли религия существовать и иметь будущее, должен быть поставлен по-другому. В первую очередь, возможно ли общество без религии? Согласно Дюркгейму, ответ на этот вопрос отрицательный, потому что общество не может жить без "священных вещей", поскольку потребность в сакральном неизменна. Однако согласно Бонхёфферу, Бог, который предлагают традиционные религии, уже был преодолен, отброшен как научно-философская, политическая и моральная гипотеза.[5.23]


Современное общество может существовать и функционировать без веры в трансцендентного Бога теизма, которая в прошлом годами и десятилетиями играла важную роль в религиозной жизни людей. Сегодня каждое общество, каждое поколение и каждая эпоха имеют свои святыни и принципы, которые придают им сакральное значение и направление. Согласно теории Дюркгейма, религия утрачивает свою важность и роль в современном мире, не отвечая запросам и потребностям современной эпохи.

Дюркгейм утверждает, что восстановить сакральное значение одной из старых религий, таких как христианство, уже невозможно, учитывая их участие в совершении несправедливых вещей в прошлом. Однако он уверен, что наступит день, когда общества опять начнут творчески возбуждаться и появляться новые идеи и формулы, которые станут руководством для человечества. Именно тогда появится новая религия, которая заменит устаревшие верования и принципы прошлого.

Следуя теории Дюркгейма, мы можем сказать, что это объясняет необходимость создания новых традиций, которые будут соответствовать запросам и ценностям современного общества. Люди будут время от времени испытывать потребность в мысленном возрождении творческих минут прошлого, поэтому праздники и традиции помогут им поддерживать воспоминания, которые будут направлять их в будущее.

Таким образом, религия в современном мире не является обязательным атрибутом жизни, однако появление новых идей и традиций может направить общество в нужном направлении и придать ему сакральное значение. Надо помнить, что не существует бессмертных евангелий, и человечество всегда будут приходить новые идеи.[6.23]

4.Европейская социокультурная интеграция с точки зрения религии

Выделение основных аспектов становления единой Европы в данном тексте позволяет легко создать уникальный текст без потери информативности. Вот так, например:

Построение единой Европы - сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов. Заложить только на один или два из них - значит, рисковать не достичь поставленных целей. Вопросы, связанные с правовым порядком, важны в этом процессе, и терминология, используемая в правовой литературе, полна значимых нюансов. Правовой порядок Европейских сообществ - это не просто совокупность норм, но определенная система, предназначенная для достижения конкретных целей и эффективного действия во внутреннем праве государств-членов. Анализируя процессы интеграции государств, стоит учитывать все существующие факторы, иначе рискнуть сведением усилий на нет.



Много было сказано о значении веры в современном мире, но многое еще предстоит сказать. Несмотря на прогнозы о том, что религия уходит со сцены мировой истории, оказалось, что это заблуждение. Кроме того, концепция "конца истории" не оправдала себя, ведь мир и человек оказались намного сложнее, чем считалось ранее. Сегодня человечеству необходимо осознавать глобальные процессы для выживания. Религиозное чувство является неотъемлемой частью человека, и оно проявляется по-разному в каждой культурной традиции. Попытки навязывания одной системы ценностей как универсальной и общеобязательной могут приводить к росту напряженности и конфликтам. Признавая свою веру, мы должны оставлять за другими право на культурное своеобразие. [7.89]

Современный мир представлен двумя основными тенденциями. Сторонники нового мироустройства хотят последовательно воплотить идеалы либерализма, глобализации и секулярного гуманизма. Они считают, что политическая и экономическая свобода достаточны для существования человеческого сообщества. Противниками этой модели выступают те, кто не приемлет подобную концепцию. Это может проявляться в формах, угрожающих стабильности в мировом масштабе, в том числе в религиозном экстремизме и терроризме.

Современная цивилизация сталкивается с вызовами, и для того, чтобы защитить свои ценности и право на достойную жизнь, необходимо четко осознать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Христианство, основываясь на традиционных ценностях, может помочь справиться с этими вызовами. Традиционные ценности включают в себя как принципы религиозной традиции, так и этические и нравственные представления, сложившиеся за многие века истории. Основой русской национальной культуры и этики является Православие, и несмотря на все трагические события в истории, это основа была сохранена русскими людьми. Но кроме религиозной традиции, требования совести универсальны и в них есть универсальность.

Человеческое сообщество, приходя к общеизвестным принципам, дает основания для диалога и взаимопонимания разных народов, культур и цивилизаций. Основой для политической деятельности должны быть положены нравственные и этические принципы, а вера может стать основой этих принципов. Важно понимать, насколько наши ценности могут быть последовательно реализованы в политике, экономике и информационной сфере. Защита наших ценностей и прав на достойную жизнь может помочь нам преодолеть новые вызовы и сохранить стабильность и благополучие нашего общества.


Как и многие другие идеологии, Европа как культурно-историческое сообщество стремится сохранять свою уникальность и пытается найти свои «христианские корни». Однако, исторические и культурные изменения в Европе, такие как реформация и секуляризация, делают сложным задачу определения этих корней. В прошлом, католическое папство играло важную роль в единой Европе, где все говорили на латыни. Однако, православные христиане оставались вне религиозного и культурного единства. Сегодня, Европа построена на принципах секуляризма и культурного превосходства, а не на религиозных. Есть и другая точка зрения, согласно которой, христианство становится одним из признаков европейской культуры. В этом случае, светский эгалитарный идеал, идеология нынешней Европы, может быть ущемлен. В конечном счете, нравственные принципы, выведенные христианством, все еще составляют фундамент европейского гражданского общества.

На первый взгляд это может показаться очень странным, но утверждение о том, что существует уникальный код европейского сознания, связанный с христианством, имеет свою логику. Сегодня жители Европы живут в мире, где нет принуждения в моделях поведения и в оценке поступков. Традиционные инструменты социального воздействия, обусловленные патриархальными семейными отношениями или общественным мнением, не существуют. Однако, связанное с демократизацией общества и развитием рыночных отношений, умножение наших желаний и потребностей сочетается с технологическим прогрессом, позволяющим нам получать информацию обо всем происходящем. Это позволяет любые попытки настаивать на той или иной модели характера наталкиваются на препятствия, представляющиеся непреодолимыми. Приверженность одному комплексу ценностей и стремлений формирует идеал личности, который может быть несовместим с идеалом, соответствующим иному комплексу желаний.

Однако, понимая христианскую политику как христианскую этику в практическом ее применении, понимая, что наша вера не может ограничиваться возможностью сохранения наших убеждений и принципов вне возможности их осуществления, мы приходим к выводу, что консолидированное христианское действие в современном мире должно быть организовано и в полный голос заявить о себе. Представляется, что для его осуществления не годятся существующие экуменические механизмы, глубоко пораженные либеральными модернистскими тенденциями. Каждый из нас желает прежде всего сохранить основы своей веры; но есть принципы, безусловно очевидные для каждого убежденного христианина. Поэтому задача христианских политиков на первом этапе их совместного действия может быть сформулирована так: разработка плана создания единой внеконфессиональной христианской организации, ориентированной на защиту основополагающих ценностей христианства.[8.78]


Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2 октября 2007 г. подчеркнул, что хотя Европейский континент испытал влияние многих культур, но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о достоинстве человека и условиях его реализации. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Однако, сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности.

В настоящее время наблюдается новое поколение прав, которое вступает в конфликт с моралью, и некоторые безнравственные поступки оправдываются с помощью прав человека. Однако, необходимо помнить, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, которую необходимо учитывать при правозащитной деятельности.

Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, которая была реализована после ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, которое является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Нарушение нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма могут подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к потере духовной и культурной идентичности.

При участии в общем деле необходимо придерживаться критериев возможности, которые включают решительное неприятие современных либеральных вызовов, таких как пропаганда однополых браков, стерилизации и эвтаназии, а также отсутствие национал-экстремистской и деструктивной идеологии.

Европейский интеграционный процесс сейчас стремится к совершенствованию Европейской конституции и решению проблем в самом Евросоюзе. Однако, в настоящее время, политический и экономический прагматизм, основанный на принципах либерально-гуманистического мировоззрения, не учитывает духовные ценности, что приводит к разрыву связи между правами человека и нравственностью. Таким образом, появляется новое поколение прав, которое конфликтует с моралью и не соответствует целям Европейской конвенции о защите прав человека.[9.64]