Файл: Пояснительная записка Рабочая программа по предмету Геометрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения курса геометрии в 7 классе
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Геометрические фигуры
Унаучится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство)
4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изучен ные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Ученик получит возможность:
6) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
7) приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
8) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
9) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;
10) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы,
3) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения (10 ч)
Возникновение геометрии из практики. Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии.. Геометрические фигуры и тела на плоскости. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Длина отрезка. Единицы измерения отрезков. Свойства длины отрезков. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые утлы. Биссектриса угла и ее свойства. Вертикальные и смежные углы. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теорема о перпендикулярности прямых..Построение прямых углов на местности.
В результате изучения ученик должен
знать:
-
определения: отрезок, луч. угол, биссектриса угла, смежные, вертикальные углы, перпендикулярные прямые равные фигуры. -
свойства измерения отрезков и углов; -
свойства смежных и вертикальных углов.
уметь:
-
изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч, угол; -
сравнивать отрезки и углы, различать виды углов; -
находить длину отрезков и величину углов, используя чертёжные инструменты и свойства измерения; -
строить биссектрису угла; -
строить и находить на рисунке смежные и вертикальные углы; -
строить и находить на рисунке перпендикулярные прямые; -
выполнять чертежи к условиям задачи и решать задачи, на нахождение отрезков и углов.
Треугольники (17 ч)
Треугольник. Стороны треугольника. Периметр треугольника. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр, дуга, хорда.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла. Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур..
В результате изучения ученик должен
знать:
-
определения: треугольника, равные треугольники, периметр, перпендикуляр к прямой,высота, медиана, биссектриса треугольника, равнобедренные и равносторонние треугольники, окружность, круг, радиус, диаметр, хорда окружности; -
признаки равенства треугольников; -
свойства и признаки равнобедренного треугольника; -
алгоритмы задач на построение.
уметь:
-
объяснять какая фигура называется треугольником, называть его элементы; находить треугольник на чертежах, моделях и в текущей обстановке; -
решать задачи на вычисления и доказательства с использованием изученных признаков и свойств; -
решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые (13 ч)
Параллельные прямые. Секущая. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Теоремы о параллельности прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиомы, следствия. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Прямая и обратная теоремы. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии.Аксиома параллельных прямых и следствия из неё. Свойства параллельных прямых. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного.
В результате изучения ученик должен
знать:
-
определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; -
признаки и свойства параллельных прямых; -
формулировку аксиомы и следствия и неё.
уметь:
-
строить и находить на рисунках параллельные прямые; -
распознавать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов; -
решать задачи на вычисления и доказательства с использованием признаков и свойств параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой
. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам( по трём сторонам, по стороне и двум углам, по двум сторонам и углу между ними)
В результате изучения ученик должен
знать:
-
формулировку теоремы о сумме углов треугольника; -
определение и свойство внешнего угла треугольника, виды треугольников; -
теорему о соотношения между сторонами и углами треугольника; -
признак равнобедренного треугольника; -
свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников; -
теорему о неравенстве треугольника; -
определения перпендикуляра и наклонной к прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. -
алгоритмы построения треугольника по трём элементам с помощью циркуля и линейки.
уметь:
-
строить внешний угол треугольника; различные виды треугольников; -
сравнивать стороны и углы треугольника, используя теорему о соотношения между сторонами и углами; -
применять признак равнобедренного треугольника, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников для решения задач; -
решать задачи на нахождение перпендикуляра и наклонной к прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными -
строить треугольник по трём элементам с помощью циркуля и линейки.
Повторение изученного. Решение задач (10 ч)
В результате изучения ученик должен уметь: решать задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Количество часов |
| Начальные геометрические сведения | 10 |
| Треугольники | 17 |
| Параллельные прямые | 13 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
| Повторение изученного. Решение задач | 10 |
| Итого | 68 |
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическим комплектам по геометрии, выпускаемым издательством «Просвещение», не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания. Поэтому, учитывая что на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год распределение часов по разделам распределено таким образом.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Тема | Кол. часов | Дата | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
1 | Начальные геометричес-кие сведения (10 ч) | Возникновение геометрии из практики. Прямая и отрезок. Луч и угол. | 1 | 04.09 | | Стр.3-4 прочитать, п.1-2 стр.5-7, 8-10 выучить правила, № 5,14 |
2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 1 | 07.09 | | № 7,16,17 | |
3 | Понятие о геометрическом месте точек. Сравнение отрезков и углов. | 1 | 11.09 | | П.5-6 стр.10-12 выучить определения, задание в тетради | |
4 | Измерение отрезков. | 1 | 14.09 | | П.7-8 стр.13-16 прочитать, выучить определения, № 27,33 | |
5 | Измерение углов. Прямой, острый и тупой углы. Биссектриса угла. | 1 | 18.09 | | П.9-10 стр.18-20 прочитать, выучить правила, № 47,49 | |
6 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | 21.09 | | П.11 стр.22 прочитать, выучить определения, № 61(в,г), №65 | |
7 | Перпендикулярные прямые. | 1 | 25.09 | | П.12 стр.22-24 прочитать, выучить определения, № 66(в), 69 | |
8 | Перпендикулярные прямые. | 1 | 28.09 | | П.12 стр.22-24 выучить определения, №57,69 | |
9 | Решение задач по теме:"Начальные геометрические сведения." | 1 | 02.10 | | № 66(б),67 | |
10 | Контрольная работа № 1 по теме:""Начальные геометрические сведения." | 1 | 05.10 | | | |
11 | Треугольники (17 ч) | Первый признак равенства треугольников. | 1 | 09.10 | | П.14 стр.28-29 выучить определения, №88,90 |
12 | Теорема. Доказательства. Первый признак равенства треугольников. | 1 | 12.10 | | П.15 стр.29-30 выучить теорему, №94 | |
13 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | 16.10 | | №96,98 | |
14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | 19.10 | | П.16-17 стр.32-34 выучить теоремы, №101 | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | 23.10 | | П.18 стр.35-36 выучить теоремы, №109,112 | |
16 | Решение задач по теме: « Свойства равнобедренного треугольника» | 1 | 26.10 | | №117, 119 | |
17 | Признаки равнобедренного треугольника. Решение задач. | 1 | 06.11 | | Выучить записи в тетради, № 110,112 | |
18 | Второй признак равенства треугольников. | 1 | 09.11 | | П.19 стр.38 выучить теоремы, № 126 | |
19 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | 13.11 | | П.20 стр.39-40 выучить теоремы, № 136 | |
20 | Решение задач по теме:"Второй и третий признаки равенства треугольников." | 1 | 16.11 | | № 135,140 | |
21 | Решение задач по теме:"Второй и третий признаки равенства треугольников." | 1 | 20.11 | | Задание в тетради | |
22 | Окружность. | 1 | 23.11 | | П.21 стр.43-44 выучить определения, № 144, | |
23 | Задачи на построение. | 1 | 27.11 | | П.22 стр.44-46 выучить алгоритм, №152 | |
24 | Задачи на построение. | 1 | 30.11 | | № 154,155 | |
25 | Решение задач по теме:"Треугольники." | 1 | 04.12 | | № 156,158 | |
26 | Решение задач по теме:"Треугольники." | 1 | 07.12 | | № 161,162 | |
27 | Контрольная работа № 2 по теме:"Треугольники." | 1 | 11.12 | | | |
28 | Параллельные прямые (13 ч) | Признаки параллельности прямых. | 1 | 14.12 | | П.24 стр.54-55 выучить определения, № 186(а,в) |
29 | Признаки параллельности прямых. | 1 | 18.12 | | П.25 стр.55-56 выучить теоремы, № 189,192 | |
30 | Решение задач по теме:"Признаки параллельности прямых." | 1 | 21.12 | | Индивидуальное задание | |
31 | Решение задач по теме:"Признаки параллельности прямых." | 1 | 25.12 | | № 194,195 | |
32 | Аксиомы. Следствия из теорем. | 1 | 28.12 | | П.27 стр.59-62 выучить записи в тетради, №197, 200 | |
33 | Аксиома параллельных прямых. | 1 | 11.01 | | П.28 стр.60-62 выучить аксиомы, № 209,211(а) | |
34 | Свойства параллельных прямых. Прямая и обратная теоремы.. | 1 | 15.01 | | П.29 стр.63-64 выучить теоремы, № 215,216 | |
35 | Свойства параллельных прямых. Доказательство от противного. | 1 | 18.01 | | Задание в тетради | |
36 | Свойства параллельных прямых. | 1 | 22.01 | | Повторить свойства, № 213, 215 | |
37 | Решение задач по теме:"Параллельные прямые." | 1 | 25.01 | | №216,214 | |
38 | Решение задач по теме:"Параллельные прямые." | 1 | 29.01 | | № 207, 211 | |
39 | Обобщение знаний по теме: «Параллельные прямые." | 1 | 01.02 | | Задание в тетради | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме:"Паралллельные прямые." | 1 | 05.02 | | | |
41 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) | Сумма углов треугольника. | 1 | 08.02 | | П.31 стр.69 выучить теорему , № 224,226 |
42 | Внешний угол треугольника. Сумма углов треугольника. | 1 | 12.02 | | п.32 стр.70 выучить определения, № 233,234 | |
43 | Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 15.02 | | п.33 стр.73 выучить теорему, № 234,241 | |
44 | Неравенство треугольника. | 1 | 19.02 | | П.34 стр.73 выучить теорему, № 249, 251 | |
| Решение задач по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника." | 1 | 22.02 | | № 246, 253 | |
45 | ||||||
46 | Решение задач по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника." | 1 | 26.02 | | № 242, 349 | |
47 | Контрольная работа № 4 по теме:"Сумма углов треугольника." | 1 | 01.03 | | | |
48 | Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | 05.03 | | П.35 стр.75-76 выучить теорему, №255,257 | |
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 12.03 | | П.36 стр.76-78 выучить теоремы, № 265,267 | |
50 | Решение задач по теме:"Прямоугольные треугольники." | 1 | 15.03 | | № 260, 268 | |
51 | Решение задач по теме:"Прямоугольные треугольники." | 1 | 19.03 | | № 269,270 | |
52 | Обобщение знаний по теме: «Прямоугольные треугольники.» | 1 | 22.03 | | Задание в тетради | |
53 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Перпендикуляр и наклонная. | 1 | 02.04 | | П.38 стр.83 выучить теоремы, № 273,275 | |
54 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | 05.04 | | П.39 стр.83-85 выучить алгоритмы, № 290 | |
55 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | 09.04 | | № 292, 294 | |
56 | Решение задач по теме:""Соотношения между сторонами и углами треугольника." | 1 | 12.04 | | № 296,298 | |
57 | Решение задач по теме:""Соотношения между сторонами и углами треугольника." | 1 | 16.04 | | № 308, 318 | |
58 | Контрольная работа №5 по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника." | 1 | 19.04 | | | |
59 | Повторение изученного. Решение задач (10 ч) | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | 23.04 | | №327 325, |
60 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | 26.04 | | Индивидуальное задание | |
61 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | 30.04 | | № 333, 339 | |
62 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | 07.05 | | № 343, 345 | |
63 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | 12.05 | | №347,349 | |
64 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | 15.05 | | № 353, 358 | |
65 | Итоговая контрольная работа .(№6) | 1 | 19.05 | | | |
66 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | 22.05 | | Задание в тетради | |
67 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 26.05 | | № 356, 360 | |
68 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 31.05 | | |