Файл: Пояснительная записка Рабочая программа по предмету Геометрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения курса геометрии в 7 классе
Наглядная геометрия

Ученик научится:

распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Геометрические фигуры

Унаучится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство)

4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изучен ные методы доказательств;

5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Ученик получит возможность:

6) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

7) приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;

8) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

9) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;

10) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;


Измерение геометрических величин

Ученик научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы,

3) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).


Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения (10 ч)

Возникновение геометрии из практики. Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии.. Геометрические фигуры и тела на плоскости. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Длина отрезка. Единицы измерения отрезков. Свойства длины отрез­ков. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые утлы. Биссектриса угла и ее свойства. Вертикальные и смеж­ные углы. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендику­лярность прямых. Теорема о перпендикулярности прямых..Построение прямых углов на местности.

В результате изучения ученик должен

знать:

  • определения: отрезок, луч. угол, биссектриса угла, смежные, вертикальные углы, перпендикулярные прямые равные фигуры.

  • свойства измерения отрезков и углов;

  • свойства смежных и вертикальных углов.

уметь:

  • изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч, угол;

  • сравнивать отрезки и углы, различать виды углов;

  • находить длину отрезков и величину углов, используя чертёжные инструменты и свойства измерения;

  • строить биссектрису угла;

  • строить и находить на рисунке смежные и вертикальные углы;

  • строить и находить на рисунке перпендикулярные прямые;

  • выполнять чертежи к условиям задачи и решать задачи, на нахождение отрезков и углов.


Треугольники (17 ч)

Треугольник. Стороны треугольника. Периметр треугольника. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и при­знаки равнобедренного треугольника. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр, дуга, хорда.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла. Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур..



В результате изучения ученик должен

знать:

  • определения: треугольника, равные треугольники, периметр, перпендикуляр к прямой,высота, медиана, биссектриса треугольника, равнобедренные и равносторонние треугольники, окружность, круг, радиус, диаметр, хорда окружности;

  • признаки равенства треугольников;

  • свойства и при­знаки равнобедренного треугольника;

  • алгоритмы задач на построение.

уметь:

  • объяснять какая фигура называется треугольником, называть его элементы; находить треугольник на чертежах, моделях и в текущей обстановке;

  • решать задачи на вычисления и доказательства с использованием изученных признаков и свойств;

  • решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.


Параллельные прямые (13 ч)

Параллельные прямые. Секущая. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Теоремы о параллельности прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиомы, следствия. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Прямая и обратная теоремы. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии.Аксиома параллельных прямых и следствия из неё. Свойства параллельных прямых. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного.

В результате изучения ученик должен

знать:

  • определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей;

  • признаки и свойства параллельных прямых;

  • формулировку аксиомы и следствия и неё.

уметь:

  • строить и находить на рисунках параллельные прямые;

  • распознавать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;

  • решать задачи на вычисления и доказательства с использованием признаков и свойств параллельных прямых.


Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные тре­угольники. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой
. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам( по трём сторонам, по стороне и двум углам, по двум сторонам и углу между ними)

В результате изучения ученик должен

знать:

  • формулировку теоремы о сумме углов треугольника;

  • определение и свойство внешнего угла треугольника, виды треугольников;

  • теорему о соотношения между сторонами и углами треугольника;

  • признак равнобедренного треугольника;

  • свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

  • теорему о неравенстве треугольника;

  • определения перпендикуляра и наклонной к прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми.

  • алгоритмы построения треугольника по трём элементам с помощью циркуля и линейки.

уметь:

  • строить внешний угол треугольника; различные виды треугольников;

  • сравнивать стороны и углы треугольника, используя теорему о соотношения между сторонами и углами;

  • применять признак равнобедренного треугольника, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников для решения задач;

  • решать задачи на нахождение перпендикуляра и наклонной к прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными

  • строить треугольник по трём элементам с помощью циркуля и линейки.


Повторение изученного. Решение задач (10 ч)

В результате изучения ученик должен уметь: решать задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.


Тематическое планирование

п\п

Раздел

Количество часов



Начальные геометрические сведения

10



Треугольники

17



Параллельные прямые

13



Соотношения между сторонами и углами треугольника

18



Повторение изученного. Решение задач

10




Итого

68

Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическим комплектам по геометрии, выпускаемым издательством «Просвещение», не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания. Поэтому, учитывая что на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год распределение часов по разделам распределено таким образом.

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование

п\п


Раздел


Тема

Кол. часов

Дата


Домашнее задание


План


Факт

1


Начальные геометричес-кие сведения

(10 ч)

Возникновение геометрии из практики. Прямая и отрезок. Луч и угол.


1

04.09




Стр.3-4 прочитать, п.1-2 стр.5-7, 8-10 выучить правила, № 5,14

2

Прямая и отрезок. Луч и угол.

1

07.09




№ 7,16,17

3

Понятие о геометрическом месте точек. Сравнение отрезков и углов.

1

11.09




П.5-6 стр.10-12 выучить определения, задание в тетради

4

Измерение отрезков.

1

14.09




П.7-8 стр.13-16 прочитать, выучить определения, № 27,33

5

Измерение углов. Прямой, острый и тупой углы. Биссектриса угла.

1

18.09




П.9-10 стр.18-20 прочитать, выучить правила, № 47,49

6

Смежные и вертикальные углы.

1

21.09




П.11 стр.22 прочитать, выучить определения, № 61(в,г), №65

7

Перпендикулярные прямые.

1

25.09




П.12 стр.22-24 прочитать, выучить определения, № 66(в), 69

8

Перпендикулярные прямые.

1

28.09




П.12 стр.22-24 выучить определения, №57,69

9

Решение задач по теме:"Начальные геометрические сведения."

1

02.10




№ 66(б),67

10

Контрольная работа № 1 по теме:""Начальные геометрические сведения."

1

05.10




 

11


Треугольники

(17 ч)

Первый признак равенства треугольников.

1

09.10




П.14 стр.28-29 выучить определения, №88,90

12

Теорема. Доказательства. Первый признак равенства треугольников.

1

12.10




П.15 стр.29-30 выучить теорему, №94

13

Первый признак равенства треугольников.

1

16.10




№96,98

14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

19.10




П.16-17 стр.32-34 выучить теоремы, №101

15

Свойства равнобедренного треугольника.

1

23.10




П.18 стр.35-36 выучить теоремы, №109,112

16

Решение задач по теме: « Свойства равнобед­ренного треугольника»

1

26.10




№117, 119

17

Признаки равнобедренного треугольника. Решение задач.

1

06.11




Выучить записи в тетради, № 110,112

18

Второй признак равенства треугольников.

1

09.11




П.19 стр.38 выучить теоремы, № 126

19

Третий признак равенства треугольников.

1

13.11




П.20 стр.39-40 выучить теоремы, № 136

20

Решение задач по теме:"Второй и третий признаки равенства треугольников."

1

16.11




№ 135,140

21

Решение задач по теме:"Второй и третий признаки равенства треугольников."

1

20.11




Задание в тетради

22

Окружность.

1

23.11




П.21 стр.43-44 выучить определения, № 144,

23

Задачи на построение.

1

27.11




П.22 стр.44-46 выучить алгоритм, №152

24

Задачи на построение.

1

30.11




№ 154,155

25

Решение задач по теме:"Треугольники."

1

04.12




№ 156,158

26

Решение задач по теме:"Треугольники."

1

07.12




№ 161,162

27

Контрольная работа № 2 по теме:"Треугольники."

1

11.12




 

28


Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых.

1

14.12




П.24 стр.54-55 выучить определения, № 186(а,в)

29

Признаки параллельности прямых.

1

18.12




П.25 стр.55-56 выучить теоремы, № 189,192

30

Решение задач по теме:"Признаки параллельности прямых."

1

21.12




Индивидуальное задание

31

Решение задач по теме:"Признаки параллельности прямых."

1

25.12




№ 194,195

32

Аксиомы. Следствия из теорем.

1

28.12




П.27 стр.59-62 выучить записи в тетради, №197, 200

33

Аксиома параллельных прямых.

1

11.01




П.28 стр.60-62 выучить аксиомы, № 209,211(а)

34

Свойства параллельных прямых. Прямая и обратная теоремы..

1

15.01




П.29 стр.63-64 выучить теоремы, № 215,216

35

Свойства параллельных прямых. Доказательство от противного.

1

18.01




Задание в тетради

36

Свойства параллельных прямых.

1

22.01




Повторить свойства, № 213, 215

37

Решение задач по теме:"Параллельные прямые."

1

25.01




№216,214

38

Решение задач по теме:"Параллельные прямые."

1

29.01




№ 207, 211

39

Обобщение знаний по теме: «Параллельные прямые."

1

01.02




Задание в тетради

40

Контрольная работа № 3 по теме:"Паралллельные прямые."

1

05.02







41

Соотношения между сторонами и углами треугольника

(18 ч)

Сумма углов треугольника.

1

08.02




П.31 стр.69 выучить теорему , № 224,226

42

Внешний угол треугольника. Сумма углов треугольника.

1

12.02




п.32 стр.70 выучить определения, № 233,234

43

Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

15.02




п.33 стр.73 выучить теорему, № 234,241

44

Неравенство треугольника.

1

19.02




П.34 стр.73 выучить теорему, № 249, 251




Решение задач по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника."

1


22.02




№ 246, 253

45

46

Решение задач по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника."

1

26.02




№ 242, 349

47

Контрольная работа № 4 по теме:"Сумма углов треугольника."

1

01.03







48

Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

05.03




П.35 стр.75-76 выучить теорему, №255,257

49

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

12.03




П.36 стр.76-78 выучить теоремы, № 265,267

50

Решение задач по теме:"Прямоугольные треугольники."

1

15.03




№ 260, 268

51

Решение задач по теме:"Прямоугольные треугольники."

1

19.03




№ 269,270

52

Обобщение знаний по теме: «Прямоугольные треугольники.»

1

22.03




Задание в тетради

53

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Перпендикуляр и наклонная.

1

02.04




П.38 стр.83 выучить теоремы, № 273,275

54

Построение треугольника по трём элементам.

1

05.04




П.39 стр.83-85 выучить алгоритмы, № 290

55

Построение треугольника по трём элементам.

1

09.04




№ 292, 294

56

Решение задач по теме:""Соотношения между сторонами и углами треугольника."

1

12.04




№ 296,298

57

Решение задач по теме:""Соотношения между сторонами и углами треугольника."

1

16.04




№ 308, 318

58

Контрольная работа №5 по теме:"Соотношения между сторонами и углами треугольника."

1

19.04







59


Повторение изученного. Решение задач (10 ч)

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

23.04




№327 325,

60

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

26.04




Индивидуальное задание

61

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

30.04




№ 333, 339

62

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

07.05




№ 343, 345

63

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

12.05




№347,349

64

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

15.05




№ 353, 358

65

Итоговая контрольная работа .(№6)

1

19.05







66

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

22.05




Задание в тетради

67

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

26.05




№ 356, 360

68

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

31.05