ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24818
Скачиваний: 28
хоаналитической и "разговорной" (по выражению авторов) терапии не от-
личаются степенью эффективности. Мало различаются по эффективности
также поддерживающие методы семейной и поведенческой психотерапии.
Установлено, что поведенческие методы в 2 раза эффективнее, чем психо-
аналитическая психотерапия. Кроме того, было выявлено, что большинству
пациентов нужна была в основном помощь в преодолении их проблем, а не
в обнаружении скрытых мотивов и переживаний. В заключение K.Grawe и
соавт. указывают, что применение современных методов психотерапии об-
ходится здравоохранению в 3 раза дешевле, чем лечение без психотерапев-
тической поддержки.
При всей трудности оценки эффективности психотерапии необходима
разработка теоретических и практических аспектов этой проблемы с учетом
природы, клинической картины, механизмов развития болезни, методов
лечения и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
Развитие психотерапевтической помощи требует внимания к разработке
основных принципов и методов последипломной подготовки и повышению
квалификации кадров в области психотерапии. Актуальными в настоящее
время являются профильная специализация врачей, для которых психоте-
рапия станет основной профессией (врач-психотерапевт); тематическое усо-
вершенствование врачей тех специальностей, где психотерапия может играть
существенную роль в комплексном лечении больных; повышение знаний
по психотерапии всех врачей.
Общепризнано, что без достаточного количества хорошо подготовлен-
ных специалистов-психотерапевтов не может быть осуществлено качествен-
ное повышение знаний основной массы врачей по психотерапии. Не реша-
ется эта задача даже при наличии в нашей стране кафедр психотерапии,
организованных в системе последипломного образования, что в свое время
явилось важнейшим шагом в создании специализированной психотерапев-
тической службы. Возможности кафедр в этом плане ограничены. Поэтому
заслуживает внимания опыт немецких коллег в проведении психотерапев-
тических факультативов для врачей отдельных регионов силами работающих
в них опытных психотерапевтов. При наличии специализированных отделе-
ний неврозов и психотерапии в большинстве регионов нашей страны этот
путь представляется вполне реальным. Повышение знаний широкого круга
врачей в области психотерапии пограничных состояний позволит прибли-
зиться к решению
задач современного здравоо-
хранения, а именно — своевременной диагностике неврозов и близких к
ним нарушений, оперативному направлению больных к врачу-психотерапев-
ту, лечению простых форм психогенных расстройств. Последнее потребует
от каждого врача владения некоторыми психотерапевтическими методи-
ками и прежде всего рациональной психотерапией, аутогенной трениров-
кой, приемами поведенческой, позитивной психотерапии и, возможно, гип-
нозом.
Кафедры психотерапии в большей степени могут способствовать реше-
нию второй задачи — тематическому усовершенствованию врачей различных
специальностей. Не меняя своей профессии, они получают знания в области
психотерапии, ее теории и методов для последующего использования в
комплексном лечении применительно к своей специальности. Такая система
309
подготовки сохраняет клиническую профилизацию врача, а при освоении
им психотерапевтических методов может обеспечить квалифицированное их
применение в соответствующей области медицины.
При подготовке врачей-психотерапевтов на кафедрах психотерапии
проводится
специализация или общее усовершенствование.
Программа такой подготовки включает освоение теоретико-методологичес-
ких, клинических, нейрофизиологических и психологических основ психо-
терапии, овладение психотерапевтическими методами и возможностями их
использования в практической работе с больными. Клинический и личност-
ный подходы свойственны всем формам преподавания психотерапии на
кафедрах. Профильную специализацию получают психиатры и невропато-
логи. Однако, поскольку в реальных условиях на нее направляются также
врачи других специальностей (терапевты, дерматологи и т.д.), в программе
значительное место занимает психиатрия (общая психопатология и основ-
ные формы психических заболеваний).
Непрекращающиеся дискуссии о том, из какой специальности должен
"вырастать" психотерапевт, с позиций клинического реализма носят беспоч-
венный характер. На данном этапе формирования психотерапии как само-
стоятельной специальности ее фундаментом являются знания в области
психиатрии, в особенности пограничной психиатрии, где от врача-психоте-
рапевта требуется очень тонкое владение психопатологическим анализом.
Это относится не только к деятельности психотерапевта, работающего в
психотерапевтическом учреждении, но и к деятельности психотерапевта,
работающего в общесоматической поликлинике, а также санаторной сети,
где психотерапевты составляют (обычно бывшие интернисты) значительный
процент.
В последние десятилетия все большее внимание обращается на необ-
ходимость дополнения методов обучения психотерапии, направленных глав-
ным образом на освоение психотерапевтической техники, такими формами
подготовки и повышения квалификации, в которых акцент был бы сделан
на развитии "чувствительности" психотерапевта к процессу его взаимоотно-
шения с пациентом, развитию умения пользоваться обратной связью при
общении с больным, увеличению гибкости и эффективности такого обще-
ния, осознанию влияний собственных установок, наклонностей и ценностей
на процесс взаимоотношения с пациентом в процессе лечения. В разной
степени этим целям соответствует несколько форм обучения в тренинговых
психотерапевтических группах.
Тренинговые психотерапевтические группы можно подразделить на
следующие виды: методические тренинговые группы, ориентированные на
обучение методам психотерапии; тренинговые группы, ориентированные на
групповую динамику; тренинговые группы, ориентированные на личност-
ный тренинг.
Методические тренинговые группы, ориентированные на обучение мето-
дам психотерапии, имеют своими целями и задачами ознакомление и овла-
дение отдельными методами и приемами психотерапии. Кроме основных
задач, можно также отметить развитие психологических знаний, формиро-
вание представлений о психотерапевтическом и диагностическом потенциа-
ле отдельных методик и возможностях их использования при работе с
различными контингентами больных. Оптимальный состав методических
тренинговых групп — 10—15 человек, общая продолжительность работы за-
висит от конкретного метода.
310
Цели и задачи тренинговых групп, ориентированных на групповую
динамику, — динамических тренинговых групп заключаются в ознакомлении
с групповой динамикой на собственном опыте, повышение чувствительнос-
ти к групповым процессам, развитие навыков распознавания и анализа
групповых феноменов и использования групповой динамики в психотера-
певтических целях. Оптимальный состав динамических тренинговых групп —
10—12 человек. В такие группы могут включаться специалисты разного
уровня подготовки. Продолжительность занятий в группах — не менее 24 ч,
оптимальная продолжительность — 40 ч.
Тренинговые группы, ориентированные на личностный тренинг, — лич-
ностные тренинговые группы в литературе называются по-разному: лабора-
торный тренинг, тренинг сенситивности, группы развития личности, группы
личностного роста и т.д. Личностное развитие, личностный рост, основан-
ный на самопознании, являются непременным условием профессионально-
го совершенствования психотерапевта. Основная задача групп личностного
роста — развитие самопознания (познание самого себя, становление аде-
кватной самооценки, отношение к себе и развитие саморегуляции). Опти-
мальный состав групп личностного тренинга— 10—12 человек. Продолжи-
тельность занятий — не менее 30 ч (оптимально — 60 ч). Опыт показывает,
что наиболее эффективной формой организации работы таких групп явля-
ется "марафон" (несколько дней подряд по 8—10 ч).
Помимо перечисленных тренинговых групп, следует упомянуть также
группы Балинта, которые получили значительное распространение как эф-
фективная форма подготовки психотерапевтов в зарубежных странах (осо-
бенно во Франции). Занятия при этом проводятся в малых группах (до 12
человек). Каждый участник должен принять участие не менее чем в 30
занятиях, во время которых обсуждаются проблемы, реально возникающие
у психотерапевтов ситуации в процессе проводимой ими индивидуальной и
групповой психотерапии. Каждый участник на занятиях группы представ-
ляет несколько подобных ситуаций из своей практики. Проблемы обсужда-
ются группой (различные способы понимания ситуации, анализ поведения
психотерапевта в его взаимоотношениях с больным и др.).
По мере все большей интеграции психотерапии в лечебной, психопро-
филактической и психогигиенической практике появляются новые задачи в
области психотерапевтического образования. Проводится подготовка по
психотерапии спортивных, школьных врачей, врачей медико-санитарных
частей промышленных предприятий и др. Возрастает потребность в детских
и подростковых психотерапевтах. Все большее признание получает работа
психотерапевтов в службе семьи и брака, деятельности кризисных центров
и в медицине катастроф. Все это приводит к увеличению потребности в
квалифицированных специалистах в самых разных областях психотерапии,
необходимости планирования и осуществления их подготовки.
Заслуживают внимания и вопросы обучения психотерапии среднего
звена — медицинских сестер. В практической работе хорошо проявили себя
медицинские сестры, которым поручается проведение "поведенческой",
"двигательной" терапии, арттерапии и некоторых других психотерапевтичес-
ких, обычно групповых, занятий под контролем врача. В связи с отсутствием
специальных учреждений для указанной подготовки она осуществляется на
базе крупных научно-исследовательских и учебных центров, разрабатываю-
щих теоретические и практические аспекты психотерапии, где обучение
проводится врачами и психологами.
311
Эффективное обучение психотерапии в настоящее время уже не мыс-
лится без использования современной техники видеозаписи, специальных
теле- и кинофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
Развитие психотерапии как научной дисциплины и медицинской специаль-
ности выражается в первую очередь в создании более совершенных психо-
терапевтических теорий, подходов и методов, критерием развития которых
в конечном счете является их результативность.
При рассмотрении современных тенденций совершенствования психо-
терапии важен учет усиливающегося интегративного движения, т.е. исполь-
зования комбинаций разных методов в психотерапии. В связи с этим
современный этап можно было бы определить как этап интегративной
психотерапии. Интегративные методы предполагают активное отражение и
использование в психотерапии достижений смежных наук, и в первую
очередь психиатрии и других клинических дисциплин. Более совершенными
следовало бы считать методы психотерапии, которые учитывают при лече-
нии различные проявления заболевания, особенности личности, индивиду-
ального и социального функционирования пациента. Не случайно психоте-
рапия все более сближается с социальной психологией, а также с теорией
и практикой психологического консультирования.
Развитие психотерапии в настоящий период связано с внедрением в
психотерапевтический процесс новейших технических средств, прежде всего
видеотехники, значительно расширяющей границы использования различ-
ных методов и создающей необходимые предпосылки для развития интег-
ративных подходов в этой области. Пациенты впервые получают возмож-
ность объективно наблюдать собственное поведение, анализировать скрытые
причины своих переживаний и поступков. Психотерапевт с помощью ви-
деотехники может активизировать познавательные процессы больных с уче-
том исходных целей психотерапии, путей их достижения и индивидуальных
особенностей пациентов и как следствие более дифференцированно и на-
правленно применять различные методы психотерапевтических воздействий.
Современная видеотехника совместима с компьютерными системами и в
сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (видеокомпью-
теры). Видеокомпьютеры позволяют конструировать так называемую третью
реальность, в которой наглядно представлены различные ситуации из буду-
щего на основании имеющейся информации или восстанавливается давно
утраченная информация по сохранившимся ее элементам. Третья реальность
(создаваемая посредством компьютерных систем), или виртуальное про-
странство, — это наглядные картины ожидаемых (прогнозируемых) резуль-
татов лечения каждого больного уже в самом начале психотерапии и, сле-
довательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые кор-
рективы и проверить ее результативность путем моделирования. Можно
полагать, что в недалеком будущем от активного применения видеотехники
психотерапевтами-профессионалами, от их умения использовать новые ин-
формационные технологии во многом будет зависеть дальнейшее развитие
теории и практики психотерапии.
312
8
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
Как известно, эпидемиология возникла в связи с изучением инфекций.
Термин "эпидемия" относится почти исключительно к описанию острых
вспышек инфекционных заболеваний. Инфекционисты определяют эпиде-
миологию как науку, изучающую закономерности развития эпидемического
процесса, т.е. процесса распространения инфекционных болезней среди
населения.
Тенденция включать в это понятие и неинфекционные заболевания
возникла очень давно. Еще
писал, что "война — это травма-
тическая эпидемия". В последующем
и Д.Ипсен (1965)
определили эпидемиологию как науку о распространенности заболеваний,
поражающих человека, и о факторах, ее определяющих. Несмотря на то что
инфекционисты резко критиковали расширение понятия "эпидемиология",
оно все более признавалось, поскольку использование эпидемиологических
методов в исследовании неинфекционных заболеваний оказалось чрезвы-
чайно эффективным.
Приведенное определение эпидемиологии — одно из самых признан-
ных. Его авторы разделили эпидемиологию на описательную (занимающую-
ся выяснением распространенности болезни) и аналитическую (исследую-
щую влияние на болезнь тех или иных факторов). Необходимо, однако,
заметить, что это разделение устарело: мало кто удовлетворяется простой
констатацией распространенности того или иного заболевания. Всегда воз-
никает желание сравнить свои данные с другими и постараться понять, с
чем связаны различия, т.е. провести анализ. Кроме того, это определение
недостаточно отражает важнейшую особенность эпидемиологии как науки.
Она состоит в том, что эпидемиология исследует проблемы не на уровне
отдельного человека, а на уровне репрезентативных выборок. Поэтому эпи-
демиологию можно определить как науку о закономерностях возникновения,
распространения и течения болезней, выявляемых при исследовании адекватных
репрезентативных выборок.
Исследования, которые мы сегодня с полным правом назвали бы эпи-
демиологическими, в психиатрии начались очень давно.
в 1838 г.
писал, что увеличение числа психически больных объясняется возросшими
возможностями лечения. И.Ф.Рюль в 1840 г. опубликовал результаты своей
переписи душевнобольных, из которых следовало, что один психически
больной приходится на 2700 человек (0,37 на 1000). В 1872 г.
объяснил увеличившееся число психически больных в Англии появлением
"законов о сумасшедших", благодаря которым потребовалась регистрация
психически больных и улучшились условия их лечения. В
г.
отметил, что у туземцев о.Явы раннее слабоумие характеризуется невыра-
313