ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24775
Скачиваний: 28
не только познавательную, но и всю психическую деятельность и поведение
больных. Так, больные шизофренией могут выполнять сложные виды интеллекту-
альной деятельности, но часто испытывают затруднения при решении простых задач.
Нередко парадоксальными являются также способы их действий, склонности и
увлечения.
Психологические исследования показали, что нарушения познавательной дея-
тельности при шизофрении происходят на всех ее уровнях, начиная от непосредст-
венного чувственного отражения действительности, т.е. восприятия. Разные свойства
окружающего мира выделяются больными несколько иначе, чем здоровыми: они
по-разному "акцентируются", что приводит к снижению эффективности и "эконо-
мичности" процесса восприятия. Однако при этом отмечается повышение "перцеп-
тивной точности" восприятия образа.
Наиболее четко отмеченные особенности познавательных процессов выступают
в мышлении больных. Было установлено, что при шизофрении выявляются тенден-
ция к актуализации практически малозначимых признаков предметов и снижение уровня
избирательности, обусловленной регулирующим влиянием прошлого опыта на мысли-
тельную деятельность. При этом указанная патология мыслительной, а также рече-
вой деятельности и зрительного восприятия, обозначающаяся как диссоциация,
выступает особенно отчетливо в тех видах деятельности, реализация которых суще-
ственно детерминирована социальными факторами, т.е. предполагает опору на про-
шлый социальный опыт. В тех же видах деятельности, где роль социального опос-
редования незначительна, нарушений не обнаруживается.
Деятельность больных шизофренией вследствие снижения социальной направ-
ленности и уровня социальной регуляции характеризуется ухудшением избиратель-
ности, но больные шизофренией в связи с этим могут получить в некоторых случаях
"выигрыш", испытывая меньшие трудности, чем здоровые, при необходимости
обнаружить "латентные" знания или открыть в предмете новые свойства. Однако
"проигрыш" неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве повседнев-
ных ситуаций снижение избирательности уменьшает эффективность деятельности
пациентов. Снижение избирательности составляет одновременно фундамент "ори-
гинального" и необычного мышления и восприятия больных, позволяющего им
рассматривать явления и предметы с разных сторон, сопоставлять несопоставимое,
отойти от шаблонов. Имеется много фактов, подтверждающих наличие у лиц шизо-
идного круга и больных шизофренией особых способностей и склонностей, позво-
ляющих им достигать успехов в отдельных областях творчества. Именно эти особен-
ности породили проблему "гениальности и помешательства".
Снижением избирательной актуализации знаний достоверно отличаются от
здоровых больные, которые относятся по преморбидным особенностям к стенич-
ным, мозаичным, а также к гипертимным шизоидам. Промежуточное положение в
указанном отношении занимают сенситивные и возбудимые шизоиды. Эти измене-
ния нехарактерны для больных, относимых в преморбиде к дефицитарным и "об-
разцовым"
Особенности избирательности познавательной деятельности в речи выступают
следующим образом: у больных шизофренией имеют место ослабление социальной
детерминации процесса восприятия речи и снижение актуализации речевых связей
на основе прошлого опыта.
В литературе относительно давно существуют данные о сходстве "общего по-
знавательного стиля" мышления и речи больных шизофренией и их родственников,
в частности родителей [Lidz Т., 1962; Wynne L.S., Singer M., 1965, 1972; Ciare D.D.
et
1967; Shopler E.,
J.,
Данные, полученные Ю.Ф.Поляковым и соавт.
(1983, 1991) при экспериментально-психологических исследованиях, проведенных в
Научном центре психического здоровья РАМН, свидетельствуют о том, что среди
родственников психически здоровых больных шизофренией имеется существенное
накопление лиц с разной степенью выраженности аномалий познавательной дея-
тельности, особенно в тех случаях, если они характеризуются сходными с пробан-
дами личностными особенностями. В свете этих данных по-иному выглядит и
проблема "гениальности и помешательства", которая должна рассматриваться как
496
выражение конституциональной природы выявленных изменений мышления (и вос-
приятия), способствующих творческому процессу.
В ряде последних работ некоторые психологические характеристики рассмат-
риваются как факторы предрасположенности ("уязвимости"), на основе которых
вследствие стрессов могут возникать шизофренические эпизоды. В качестве таких
факторов сотрудники нью-йоркской группы
занимающиеся в
течение многих лет изучением детей высокого риска по шизофрении, выделяют
дефицит информационных процессов, дисфункцию внимания, нарушение коммуни-
кативности и межперсонального функционирования, низкую академическую и со-
циальную "компетенцию"
N.J. et
1982; Ott S.L. et
1998].
Общим итогом таких исследований является вывод о том, что дефицит ряда
психических процессов и поведенческих реакций характеризует как самих больных
шизофренией, так и лиц с повышенным риском развития этого заболевания, т.е.
соответствующие особенности могут рассматриваться как предикторы шизофрении.
Выявленная у больных шизофренией особенность познавательной деятельнос-
ти, заключающаяся в снижении избирательной актуализации знаний, не является
следствием развития заболевания. Она формируется до манифестации последнего,
предиспозиционно. Об этом свидетельствуют отсутствие прямой связи между выра-
женностью этой аномалии и основными показателями движения шизофренического
процесса, в первую очередь его прогредиентностью.
Заметим, в ходе болезненного процесса ряд характеристик познавательной
деятельности претерпевает изменения. Так, снижаются продуктивность и обобщен-
ность мыслительной деятельности, контекстуальная обусловленность речевых про-
цессов, распадается смысловая структура слов и т.д. Однако такая особенность, как
снижение избирательности, с прогредиентностью болезненного процесса не связана.
В связи со сказанным в последние годы особенно большое внимание привле-
кает к себе психологическая структура шизофренического дефекта — патопсихологи-
ческий синдром шизофренического дефекта. В формировании последнего выделяют
две тенденции — формирование
или
с одной сторо-
ны, и тотального, или псевдоорганического дефекта, с другой [Критская
Ме-
лешко Т.К., Поляков Ю.Ф., 1991]..
Ведущим компонентом в формировании парциального, диссоциированного
типа дефекта является снижение потребностно-мотивационных характеристик соци-
альной регуляции деятельности и поведения. Недостаточность этого компонента
психической деятельности приводит к снижению социальной направленности и
активности личности, к дефициту общения, социальных эмоций, ограничивает
опору на социальные нормативы и снижает уровень деятельности преимущественно
в тех областях, которые требуют опоры на прошлый социальный опыт и социальные
критерии. Уровень регуляции остается у этих больных достаточно высоким в тех
видах деятельности и в ситуациях, где роль социального фактора относительно
невелика. Это и создает картину диссоциации и
проявления наруше-
ний психической деятельности у этих больных.
При формировании же такого типа дефекта, который обозначается как тоталь-
ный, псевдоорганический, на первый план выступает снижение потребностно-мо-
тивационного компонента психической активности, проявляющееся глобально и
охватывающее все или большинство видов психической деятельности, что характе-
ризует
больного в целом. Такой тотальный дефицит психической актив-
ности приводит в первую очередь к резкому снижению инициативы во всех сферах
психической деятельности, сужению круга интересов, снижению уровня ее произ-
вольной регуляции и творческой активности. Наряду с этим ухудшаются и формаль-
но-динамические показатели деятельности, снижается уровень обобщения. Следует
подчеркнуть, что ряд специфических характеристик шизофренического дефекта,
столь ярко выступающих при диссоциированном типе последнего, имеет тенденцию
к сглаживанию вследствие глобального снижения психической активности. Знаме-
нательно, что это снижение не является следствием истощаемости, а обусловлено
недостаточностью потребностно-мотивационных факторов в детерминации психи-
ческой деятельности.
497
В патопсихологических синдромах, характеризующих разные типы дефекта,
можно выделить и общие, и различные черты. Общей их чертой является снижение
потребностно-мотивационных компонентов социальной регуляции психической де-
ятельности. Эта недостаточность проявляется нарушениями основных составляющих
ведущего компонента психологического синдрома: в снижении уровня общения,
социальных эмоций, уровня самосознания, избирательности познавательной дея-
тельности. Наиболее выражены эти особенности при дефекте парциального типа —
возникает своеобразная диссоциация нарушений психической деятельности. Веду-
щим компонентом второго типа дефекта, псевдоорганического, является нарушение
потребностно-мотивационных характеристик психической активности, приводящее
к тотальному снижению преимущественно всех видов и параметров психической
деятельности. В этой картине общего снижения уровня психической деятельности
можно отметить лишь отдельные "островки" сохранной психической активности,
связанной с интересами больных. Такое тотальное снижение сглаживает проявления
диссоциации психической деятельности.
У больных прослеживается тесная связь негативных изменений, характеризую-
щих парциальный дефект, с конституционально обусловленными, преморбидными
личностными особенностями. В течение болезненного процесса эти особенности
видоизменяются: часть из них еще более углубляется, а некоторые сглаживаются. Не
случайно, что у ряда авторов этот тип дефекта получил название дефекта шизоидной
структуры. В формировании второго типа дефекта с преобладанием псевдооргани-
ческих расстройств наряду с влиянием конституциональных факторов выявляется
более выраженная связь с факторами движения болезненного процесса, в первую
очередь с его прогредиентностью.
Анализ шизофренического дефекта с позиций патопсихологического синдрома
позволяет обосновать главные принципы коррекционных воздействий в целях соци-
ально-трудовой адаптации и реабилитации больных, согласно которым недостаточ-
ность одних компонентов синдрома частично восполняется за счет других, относи-
тельно более сохранных. Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции
деятельности и поведения может в определенной степени компенсироваться созна-
тельным путем на основе произвольной и волевой регуляции деятельности. Дефицит
потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в какой-то мере
преодолен включением больных в специально организованную совместную деятель-
ность с четко обозначенной целью. Мотивирующая стимуляция, применяемая в этих
условиях, не апеллирует непосредственно к чувствам больного, а предполагает осо-
знание необходимости ориентировки на партнера, без которой задача вообще не
может быть решена, т.е. компенсация достигается в этих случаях также за счет
интеллектуальных и волевых усилий больного. Одной из задач коррекции является
обобщение и закрепление положительных мотиваций, создаваемых в конкретных
ситуациях, способствующих их переходу в устойчивые личностные характеристики.
ГЕНЕТИКА ШИЗОФРЕНИИ
и с с л е д о в а н и я шизофрении — изучение ее распростра-
ненности и распределения среди населения позволили установить главную законо-
мерность — относительное сходство показателей распространенности этого заболе-
вания в смешанных популяциях различных стран. Там, где учет и выявляемость
заболевших отвечают современным требованиям, распространенность эндогенных
психозов приблизительно одинакова.
Для наследственно обусловленных эндогенных болезней, в частности для ши-
зофрении, характерны высокие показатели их распространенности в населении.
Вместе с тем установлена пониженная рождаемость в семьях больных шизофренией.
Этот раздел, написанный М.Е.Вартаняном, был частично переработан и дополнен
В.И.Трубниковым.
498
Меньшая репродуктивная способность последних, объясняемая их длительным пре-
быванием в стационаре и отрывом от семьи, большим числом разводов, спонтанных
абортов и другими факторами, при прочих равных условиях неминуемо должна была
привести к уменьшению показателей заболеваемости в популяции. Однако по ре-
зультатам популяционно-эпидемиологических исследований ожидаемого уменьше-
ния числа больных эндогенными психозами в популяции не происходит. В связи с
этим ряд исследователей высказывали предположение о существовании механиз-
мов, уравновешивающих процесс элиминации из популяции шизофренических
генотипов. Предполагалось, что гетерозиготные носители (некоторые родствен-
ники больных) в отличие от самих больных шизофренией обладают рядом селек-
тивных преимуществ, в частности повышенной по сравнению с нормой репродук-
тивной способностью. Действительно, было доказано, что частота рождения детей у
родственников первой степени родства больных выше, чем средние цифры рожда-
емости в данной группе населения. Другая генетическая гипотеза, объясняющая
большую распространенность эндогенных психозов в популяции, постулирует высокую
наследственную и клиническую гетерогенность этой группы болезней. Иными сло-
вами, объединение под одним названием болезней, различных по своей природе,
приводит к искусственному завышению показателей распространенности болезни в
целом.
Изучение семей пробандов, страдающих шизофренией, убедительно показало
накопление в них случаев психозов и аномалий личности, или "расстройств шизо-
френического спектра" [Шахматова
1972]. Помимо выраженных случаев ма-
нифестных психозов в семьях больных шизофренией, многие авторы описывали
широкую гамму переходных форм болезни и клиническое разнообразие промежуточ-
ных вариантов (вялотекущее течение болезни, шизоидные психопатии и т.п.).
К этому следует добавить и охарактеризованные в предыдущем разделе неко-
торые особенности структуры познавательных процессов, свойственные и больным,
и их родственникам оцениваются обычно как конституциональные факторы, пред-
располагающие к развитию болезни [Критская
Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф.,
1991].
Риск развития шизофрении у родителей больных составляет 14
у братьев и
сестер — 15—16
у детей больных родителей — 10—12 %, у дядей и теток — 5—6
Имеются данные о зависимости характера психических аномалий в пределах
семьи от типа течения заболевания у пробанда (табл.8).
Т а б л и ц а 8. Частота психических аномалий у родственников первой степени
родства пробандов с различными формами течения шизофрении (в процентах)
Форма течения шизофрении у пробанда
Манифестные психозы
Аномалии личности
и поведения
Непрерывная
Рекуррентная
12,7
14,5
20,0
35,5
21,2
Из табл.8 видно, что среди родственников пробанда, страдающего непрерывно-
текущей шизофренией, накапливаются случаи психопатий (особенно шизоидного
типа). Число секундарных случаев манифестных психозов со злокачественным тече-
нием значительно меньше. Обратное распределение психозов и аномалий личности
наблюдается в семьях пробандов с рекуррентным течением шизофрении. Здесь число
манифестных случаев практически равно числу случаев психопатий. Приведенные
данные свидетельствуют о том, что генотипы, предрасполагающие к развитию не-
прерывного и рекуррентного течения шизофрении, существенно отличаются друг от
друга.
499
Множество психических аномалий, как бы переходных форм между нормой и
выраженной патологией в семьях больных эндогенными психозами, обусловило
постановку важного для генетики вопроса о клиническом континууме. Континуум
первого вида определяется множественными переходными формами от полного
здоровья к манифестным формам непрерывнотекущей шизофрении. Его состав-
ляют шизотимии и шизоидные психопатии различной выраженности, а также
латентные, редуцированные формы шизофрении. Второй вид клинического конти-
нуума — переходные формы от нормы к рекуррентной шизофрении и аффективным
психозам. В этих случаях континуум определяют психопатии циклоидного круга и
циклотимии. Наконец, между самими полярными, "чистыми" формами течения
шизофрении (непрерывной и рекуррентной) существует гамма переходных форм
болезни (приступообразно-прогредиентная шизофрения, ее шизоаффективный ва-
риант и др.), которые также можно обозначить как континуум. Встает вопрос о
генетической природе этого континуума. Если фенотипическая вариабельность про-
явлений эндогенных психозов отражает генотипическое разнообразие упомянутых
форм шизофрении, то следует ожидать определенного дискретного числа генотипи-
ческих вариантов этих заболеваний, обеспечивающих "плавные" переходы от одной
формы к другой.
Генетико-корреляционный анализ позволил количественно определить вклад
генетических факторов в развитие изученных форм эндогенных психозов (табл.9).
Показатель наследуемости (h
2
) для эндогенных психозов колеблется в относительно
узких пределах (50—74 %). Были также определены генетические корреляции между
формами болезни. Как видно из табл.9, коэффициент генетической корреляции
между непрерывнотекущей и рекуррентной формами шизофрении почти минималь-
ный (0,13). Это значит, что общее число генов, входящих в генотипы, предраспо-
лагающие к развитию этих форм, очень невелико. Этот коэффициент достигает
максимальных (0,78) величин при сопоставлении рекуррентной формы шизофре-
нии с маниакально-депрессивным психозом, что свидетельствует о почти иден-
тичном генотипе, предрасполагающем к развитию этих двух форм психозов. При
приступообразно-прогредиентной форме шизофрении обнаруживается частичная
генетическая корреляция как с непрерывнотекущей, так и с рекуррентной фор-
мой болезни. Все эти закономерности свидетельствуют о том, что каждая из упо-
мянутых форм эндогенных психозов имеет разную генетическую общность по от-
ношению друг к другу. Эта общность возникает опосредованно, за счет генетичес-
ких локусов, общих для генотипов соответствующих форм. Вместе с тем между ними
существуют и различия по локусам, характерным лишь для генотипов каждой от-
дельной формы.
Т а б л и ц а 9. Генетико-корреляционный анализ основных клинических форм
эндогенных психозов (h
2
— коэффициент наследуемости,
— коэффициент
генетической корреляции)
Клиническая форма
заболевания
Непрерывно-
текущая
шизофрения
Приступо-
образно-про-
гредиентная
шизофрения
Рекуррентная
шизофрения
Маниакально-
%
френия
Приступообразно-прогреди-
ентная шизофрения
Рекуррентная шизофрения
Маниакально-депрессивный
%
%
=
%
500