Файл: Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романеДоктор Живаго.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: русская литература Класс: 11 ЕМН Дата___
Урок №
Тема: «Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романе»Доктор Живаго»
Цель:
-
помочь учащимся понять глубину философских размышлений и обобщений в романе;–показать особенности восприятия мира главным героем; -
развивать монологическую и диалогическую речь старшеклассников, аналитическое мышление, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, делать выводы, сравнивать и сопоставлять; -
формировать читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; -
воспитывать любовь и уважение к Родине, ценностям отечественной литературы.
Тип урока: урок-размышление
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают творческую историю создания романа «Доктор Живаго», особенности композиции и повествования о героях и событиях, формулируют проблемы, поднятые автором в романе, анализируют и комментируют эпизоды в соответствии с поставленным заданием.
Эпиграф: «Мы были музыкою мысли…» – так обозначил Пастернак судьбу поколения 20-х годов XX века в поэме «Высокая болезнь».
Ход урока
Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя
Он награжден каким – то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
Так о Пастернаке сказала А. А.Ахматова.
– А что бы вы включили в «Литературную визитку» о нем? (Борис Леонидович – лауреат Нобелевской премии, член Союза писателей СССР, писатель –юбиляр, 10 февраля 2015 года исполнилось 125 лет со дня его рождения, глубокий лирик, мастер эпического повествования и философских наблюдений, реформатор слова, писатель, который нравился Сталину, художник, музыкант, переводчик, , патриот своей родины, высокообразованный человек, убежденный гуманист, человек очень смелый как в жизни, так и в своем творчестве)
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока.
Слово учителя
Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме размышления над прочитанной книгой. А книга эта – роман «Доктор Живаго». Когда-то Эрнест Хемингуэй сказал: «По-настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что
вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность…А для этого нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом размышлять…».
2. Объявление темы урока
Вводно-ориентировочная беседа
– Каковы ваши впечатления от прочтения романа?
(Сложный в плане восприятия, потому что много философских размышлений и обобщений о жизни и смерти, о творчестве и свободе личности, о Евангелие, о народе и истории, о духе времени и судьбе интеллигенции, о любви и дружбе. Эпилогом романа являются стихи главного героя).
– В чем, на ваш взгляд,своеобразие композиционного построения романа?
(Кольцевое построение: начинается со смерти матери Юрия Живаго в 1902г и заканчивается смертью героя в 1929году. Последняя глава романа представляет собой лирический дневник главного героя.
Его судьба трагична и сложна, как и судьба самого произведения.
Ролевая игра
1. Учитель.
– Что бы вы хотели узнать об истории создания романа?
– Сформулируйте вопросы и задайте их автору произведения.
2. Диалог с писателем об истории создания романа «Доктор Живаго»
Уч-ся:
–Уважаемый Борис Леонидович, как долго Вы работали надроманом и каков был ваш замысел?
П.:
– Я хотел написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны, по возможности в 10-12 главах и охватить сорокапятилетие моей эпохи: с 1902 по 1946 годы. Начал я работу зимой 1945года, а закончил 10 октября 1955г.
Уч-ся:
– Как нам известно, название романа менялось несколько раз. Как он назывался до окончательного варианта?
П.:
«Девочки и мальчики», «Свеча горела», «Нормы нового благородства», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет», «Живые, мертвые и воскресающие», «Рыньва», «Иннокентий Дудоров».
Уч-ся:
– Скажите, пожалуйста, кому Вы посвятили свой роман?
П.:
– Роман я посвятил Ольге Всеволодовне Ивинской. В послевоенные годы она была сотрудницей журнала «Новый мир». Мы познакомились с ней на даче в Переделкино.Мне было тогда 56 лет, а ей 34. Она стала моей закатной любовью и прототипом Лары в «Докторе Живаго».
Уч-ся:
– Каким по вашему замыслу должен был быть главный герой Юрий Живаго?
П.:
– Этот герой должен представлять нечто среднее между мной, Блоком и Маяковским.
Уч-ся:
– Борис Леонидович, как Вы думаете, почему Ваш роман не был напечатан сразу в России?
П.:
Я считаю, что причина всему– эпоха . Травле подвергался любой писатель, придерживающийся своего законного права писать по велению совести и таланта, а не по приказу сверху.
От литераторов эпоха требовала единообразия не только в мыслях, но и писательской манере.
Уч-ся: И все же, Ваш писательский труд был высоко оценен, к сожалению, только за границей. А как оценили ваше творчество на родине?
П. : Да,23 октября 1958-го года Шведская королевская академия наук присудила мне Нобелевскую премию «За значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков».А 27 октября я был исключен из Союза писателей . Ив связи с негативным отношением общества к моей награде, я от нее отказался. Роман сначала был опубликован в Италии в 1957г, в Голландии в 1958г и переведен на 24 языка, а на родине –лишь в 1988.
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
-История создания романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности. Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанр произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмов, рифмовки.
Пастернак - поэт, и его творчество тесно связано с символизмом, а так как роман написан поэтом, то он близок к поэтическому восприятию действительности, отсюда и очень сильная знаковая система (т.е. система символов).
Создание проблемной ситуации
Формулирование учащимися проблемных вопросов.
– Почему роман «Доктор Живаго» оказался в списке запрещенной литературы?
– Что это была за эпоха, когда создавался роман и почему в России его долгое время не печатали?
3. Учитель.
Я надеюсь, что мы ответим в ходе урока на эти и многие другие вопросы
«Читая - размышляем…»: аналитическое чтение и анализ эпизодов.
1. Какие исторические события легли в основу произведения и как они освещены Пастернаком? (1-я мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, годы НЭПа и репрессий, Великая Отечественная война.)
2. Анализ эпизодов(работа в парах)
1-я мир война ч.4, гл.10 (с 210)
1905год, Ю.Живаго о народе ч. 5, гл. 5(с 232)
Февральская революция ч.5, гл. 3 (с. 227)
Октябрьская революцияч.5, гл. 8 (с. 240)
О социализме ч.6, гл 4 (с. 277)
О крестном путич 10, гл. 5 (стр. 418)
Все эти исторические события даются через восприятие главного героя Юрия Живаго.)
3. Образ Юрия Живаго
– Судьба Ю. Живаго, значение его фамилии( книга 1, ч. 3, гл. 2(стр. 158-159),
о занятиях Юры (ч. 3, гл15 стр. 182),
жена Тоня о противоречиях Юры(ч. 7, гл 21)
- Диалог мы начнём с выяснения значений ключевых слов.
С основного знака.
Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго.
- Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий?
1. Юрий - созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей.обладающим даром провидения, видящим истину в жизни.
2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу.
3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель».
- А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго?
1. От слова «жизнь».
2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?». То один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя).
Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго».
-Почему именно доктор главный герой романа? Когда человек идёт к доктору?
(Когда болен, чтобы излечить какое - то физическое и душевное заболевание).
- Почему доктор, а не врач?
(Доктор - какое - то домашнее слово, доброе, а врач - официальное)
- Каково же назначение профессии врача?
Спасать жизнь людей.
Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго - жизнь, назначение врача - спасать жизнь.
- Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе?
- Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов. Революции и войны разрушают установленный порядок, естественный ход жизни, ломают судьбы людей - это позиция Пастернака отражена уже в названии романа.
- Что значит доктор в эпоху войн?
Доктор - это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен (ч.l1, гл. 4).
Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении - героя.
Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит.
Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он - белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью. Он постоянно в дороге.
Мотив-символ дороги как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком.
- Что символизирует образ дороги?
Образ дороги тоже символичен. Дорога связана с поиском истины. Истина связана с познанием жизни, путь к истине труден. Недаром Живаго в конце романа выглядит стариком.
--Почем же ЮрийЖиваго постоянно в дороге?
- Где он пытается найти истину?
В труде: хороший врач, работает, чтобы спасать жизнь других (ч. 9, гл. 1);
на войне: не думает о себе, сам себя приносит в жертву (ч. 6, гл. 9);
в творчестве: пытается всё время писать о жизни поколения, пытается предсказать будущее, потому что в настоящем плохо, хаос (ч. 9, гл. 7-8);
в любви: жену любит как мать своих детей, страсти не было, традиция, любовь - долг, уважение. Любит как хранительницу очага, женился, как положено. Лару любит как поэт, для души, она вдохновляла его, питала жизненными силами.
- Давайте проследим, как внутреннее состояние героя раскрывается с точки зрения временного пласта.
- Что символизируют времена года?
Весна - пробуждения бытия, движение жизни.
Лето - расцвет бытия
Осень - символ засыпания бытия
Зима - замирание, умирание бытия
(Бытие - законы мира, не подвластные человеку)
-Что такое весна для Юрия Живаго?
Пробуждение душевного состояния героя, он оттаивает, как земля, начинает новую жизнь, порыв к творчеству. Лара появляется весной - зарождение любви.