Файл: Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романеДоктор Живаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: русская литература Класс: 11 ЕМН Дата___

Урок №

Тема: «Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романе»Доктор Живаго»

Цель:

  • помочь учащимся понять глубину философских размышлений и  обобщений в романе;–показать особенности восприятия мира главным героем;

  • развивать монологическую и диалогическую речь старшеклассников, аналитическое мышление, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, делать выводы, сравнивать  и сопоставлять;

  • формировать  читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную  гражданскую позицию: ответственность перед прошлым  за настоящее и будущее;

  • воспитывать любовь и уважение к  Родине, ценностям отечественной литературы.

Тип урока: урок-размышление

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают творческую историю создания романа «Доктор Живаго», особенности композиции и повествования о героях и событиях, формулируют проблемы, поднятые автором в романе, анализируют и комментируют эпизоды в соответствии с поставленным заданием.

Эпиграф: «Мы были музыкою мысли…» – так обозначил Пастернак судьбу поколения 20-х годов XX века в поэме «Высокая болезнь».

Ход урока

Актуализация опорных знаний

 Вступительное слово учителя

Он награжден каким – то вечным детством, 
Той щедростью и зоркостью светил, 
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.

Так о Пастернаке   сказала А.  А.Ахматова.

– А что бы вы  включили в «Литературную визитку» о нем? (Борис Леонидович –  лауреат Нобелевской премии, член Союза писателей СССР, писатель –юбиляр, 10 февраля 2015 года  исполнилось 125 лет со дня его рождения, глубокий лирик, мастер эпического повествования и философских наблюдений, реформатор слова, писатель, который нравился Сталину, художник, музыкант, переводчик, , патриот своей родины, высокообразованный человек, убежденный гуманист, человек очень смелый как в жизни, так и в своем творчестве)
 

Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока. 

Слово учителя

Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме размышления над прочитанной книгой. А книга эта – роман «Доктор Живаго». Когда-то Эрнест  Хемингуэй сказал: «По-настоящему прочесть  художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что
вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность…А для этого нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом размышлять…».


2. Объявление темы урока

Вводно-ориентировочная беседа

– Каковы ваши впечатления от прочтения романа?
(Сложный  в плане восприятия, потому что много философских размышлений  и обобщений о жизни и смерти, о творчестве  и свободе личности, о Евангелие, о народе и истории, о духе времени и  судьбе интеллигенции, о любви и дружбе. Эпилогом  романа являются стихи главного героя). 
– В чем, на ваш взгляд,своеобразие композиционного построения романа?
(Кольцевое построение: начинается со смерти матери Юрия Живаго в 1902г и заканчивается смертью героя в 1929году.  Последняя глава романа представляет собой лирический дневник главного героя. 
Его судьба трагична и сложна, как и судьба самого произведения.

Ролевая игра 

1. Учитель.
– Что бы вы хотели узнать об истории создания романа?
– Сформулируйте вопросы и задайте их автору произведения.


2. Диалог с писателем об истории создания романа «Доктор Живаго»


Уч-ся:
–Уважаемый Борис Леонидович, как долго Вы работали  надроманом и каков был ваш замысел?
П.:
– Я хотел написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны, по возможности в 10-12 главах и охватить сорокапятилетие моей эпохи: с 1902 по 1946 годы. Начал я работу зимой 1945года, а закончил 10 октября 1955г.
Уч-ся:
– Как нам известно, название романа менялось несколько раз. Как он назывался до окончательного варианта?
П.:
«Девочки и мальчики», «Свеча  горела», «Нормы нового благородства», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет», «Живые, мертвые и воскресающие», «Рыньва», «Иннокентий Дудоров».

Уч-ся:
– Скажите, пожалуйста, кому Вы посвятили свой роман?
П.:
– Роман  я посвятил Ольге Всеволодовне Ивинской. В послевоенные годы она была сотрудницей журнала «Новый мир».   Мы познакомились с ней на даче в Переделкино.Мне было  тогда 56 лет, а ей 34. Она стала моей закатной любовью и прототипом Лары в «Докторе Живаго».
Уч-ся:
– Каким  по вашему замыслу должен  был быть главный герой Юрий Живаго?
П.:
– Этот герой должен представлять нечто среднее между мной, Блоком  и Маяковским.
Уч-ся:
– Борис Леонидович, как Вы думаете, почему Ваш роман не был напечатан сразу в России?
П.:
Я считаю, что причина всему– эпоха . Травле подвергался любой писатель, придерживающийся своего законного права писать по велению совести и таланта, а не по приказу сверху. 


От литераторов  эпоха требовала единообразия не только в мыслях, но и писательской манере.
Уч-ся: И все же, Ваш  писательский труд  был высоко оценен, к сожалению, только за границей. А как оценили ваше творчество на родине?
П. : Да,23 октября 1958-го года Шведская королевская академия наук присудила мне Нобелевскую премию «За значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков».А 27 октября я был исключен из Союза писателей . Ив связи  с негативным отношением общества к моей награде, я  от нее отказался. Роман сначала  был опубликован в Италии в 1957г, в Голландии в 1958г и переведен на 24 языка, а  на родине –лишь в 1988.

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»

-История создания романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности. Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанр произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмов, рифмовки.

Пастернак - поэт, и его творчество тесно связано с символизмом, а так как роман написан поэтом, то он близок к поэтическому восприятию действительности, отсюда и очень сильная знаковая система (т.е. система символов).

Создание проблемной ситуации

Формулирование учащимися проблемных вопросов.
– Почему роман «Доктор Живаго» оказался в списке запрещенной литературы?
– Что это была за эпоха, когда создавался роман и почему  в России его долгое время  не печатали?

3. Учитель.
Я надеюсь, что мы ответим в ходе урока на эти и многие другие вопросы
«Читая - размышляем…»: аналитическое чтение  и анализ эпизодов. 

1. Какие исторические события легли в основу произведения и как они освещены Пастернаком? (1-я мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, годы НЭПа и репрессий, Великая Отечественная война.)

2. Анализ эпизодов(работа в парах)
1-я мир война               ч.4, гл.10 (с 210)
1905год, Ю.Живаго о народе ч. 5, гл. 5(с 232)
Февральская революция ч.5, гл. 3 (с. 227)
Октябрьская  революцияч.5, гл. 8 (с. 240)
О социализме ч.6, гл 4 (с. 277)
О крестном путич 10, гл. 5 (стр. 418)
Все эти исторические события даются через восприятие главного героя Юрия Живаго.)

3. Образ Юрия Живаго

– Судьба Ю. Живаго, значение его фамилии( книга 1, ч. 3, гл.  2(стр. 158-159),
о занятиях Юры  (ч. 3, гл15 стр. 182),
 жена Тоня о противоречиях Юры(ч. 7, гл 21)
- Диалог мы начнём с выяснения значений ключевых слов.

С основного знака.

Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго.

- Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий?

1. Юрий - созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей.обладающим даром провидения, видящим истину в жизни.

2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу.

3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель».

- А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго?

1. От слова «жизнь».

2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?». То один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя).

Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго».

-Почему именно доктор главный герой романа? Когда человек идёт к доктору?

(Когда болен, чтобы излечить какое - то физическое и душевное заболевание).

- Почему доктор, а не врач?

(Доктор - какое - то домашнее слово, доброе, а врач - официальное)

- Каково же назначение профессии врача?

Спасать жизнь людей.

Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго - жизнь, назначение врача - спасать жизнь.

- Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе?


- Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов. Революции и войны разрушают установленный порядок, естественный ход жизни, ломают судьбы людей - это позиция Пастернака отражена уже в названии романа.

- Что значит доктор в эпоху войн?

Доктор - это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен (ч.l1, гл. 4).

Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении - героя.

Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит.

Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он - белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью. Он постоянно в дороге.

Мотив-символ дороги как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком.

- Что символизирует образ дороги?

Образ дороги тоже символичен. Дорога связана с поиском истины. Истина связана с познанием жизни, путь к истине труден. Недаром Живаго в конце романа выглядит стариком.

--Почем же ЮрийЖиваго постоянно в дороге?

- Где он пытается найти истину?

В труде: хороший врач, работает, чтобы спасать жизнь других (ч. 9, гл. 1);

на войне: не думает о себе, сам себя приносит в жертву (ч. 6, гл. 9);

в творчестве: пытается всё время писать о жизни поколения, пытается предсказать будущее, потому что в настоящем плохо, хаос (ч. 9, гл. 7-8);

в любви: жену любит как мать своих детей, страсти не было, традиция, любовь - долг, уважение. Любит как хранительницу очага, женился, как положено. Лару любит как поэт, для души, она вдохновляла его, питала жизненными силами.

- Давайте проследим, как внутреннее состояние героя раскрывается с точки зрения временного пласта.

- Что символизируют времена года?

Весна - пробуждения бытия, движение жизни.

Лето - расцвет бытия

Осень - символ засыпания бытия

Зима - замирание, умирание бытия

(Бытие - законы мира, не подвластные человеку)

-Что такое весна для Юрия Живаго?

Пробуждение душевного состояния героя, он оттаивает, как земля, начинает новую жизнь, порыв к творчеству. Лара появляется весной - зарождение любви.