Файл: Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романеДоктор Живаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Живаго умирает осенью

- Но мы говорим, что он Живаго? Что идёт после осени?

Зима - замирание, зимнее время всё посвящено творчеству. Это время.закрытое для всех. Зимой загорается свеча и зарождается творчество.

- Что же такое зима в романе, какова её функция?

Преображение. Этот процесс невидимый, но внутренний, то есть идёт обновление, воскрешение.

- В чем воскрешение?

В творчестве. Он остался поэтом в вечности. Преображается в другой образ - поэта.

Через времена года Пастернак показывает зарождение, расцвет, умирание и преображение - это естественный ход человеческой и духовной жизни. Перед нами творец.

- Как в романе показано зарождение творческих способностей?

(Эпизод со свечой ч. 3, гл. 10,11).

- Что такое свеча? Символ чего?

Символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. «Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу».

Вдохновение, огонь - начало творческой жизни; огонь в сердце - воплощение чувства любви, то есть образ свечи - это начало творчества и любви.

- Послушайте эпизод из романа о бабочке.

(Чтение учеником отрывка из ч. 11, гл. 8)

- Итак, здесь главный образ – бабочка.

- Как происходит процесс зарождения бабочки?

(Гусеница - кокон - бабочка).

- Что это за процесс, если спроецировать его на творчество?

В начале гусеница - зарождение из безобразного, реального, быта, потом кокон - внутреннее движение, невидимое, внутренние животворящие процессы, затем появление бабочки - красоты, творчество.

- Что делает бабочка в этом отрывке? (Мимикрирует)

- Что это такое?

( Мимикрия - один из видов защитной окраски у животных и растений с окружающей средой, приспособляемость - ч. 13. гл. 16).

- Какой путь предлагает Пастернак доктору Живаго? (Мимикрировать)

- Вчём?

в творчестве: Пастернак писал стихи, которые многие не понимали;

с окружающим миром : кто не приспособился - умирает, кто приспособился, ­живёт. Живаго подстраивается ко многим событиям, нигде не сопротивляется жизни, воспринимает всё как есть (рубит дрова, копает землю, терпит нужду). Умирает естественной смертью, потому что жил в гармонии с Природой (вспомните Базарова, Рудина - умирают, так как шли против гармонии жизни). Ехал в трамвае, который идёт по рельсам - замкнутый круг жизни, вышел и умер. Но остаётся живым в творчестве. Недаром роман заканчивается главой «Стихотворения Юрия Живаго».


- Давайте посмотрим, почему стихотворения располагаются в таком порядке? Почему же глава открывается стихотворением «Гамлет»?

(чтение стихотворения учеником)

- Главная мысль этого стихотворения? О чём оно?

«Гул затих. Я вышел на подмостки» - вышел на дорогу жизни. « Я ловлю в далёком отголоске

Что случилось на моём веку»- попытка понять, предвидеть. «Я один, всё тонет в фарисействе»- одиночество.

Жизнь - игра, бесполезно бороться, согласен играть роль. Здесь отражается трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно Гамлету, приходилось выбирать: быть или не быть.

- А теперь проследите принцип последовательности стихотворений.

Почему стихи расположены в таком порядке?

Все времена года, все формы человеческой жизни: времена - «Март», «На страстной», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Осень», «Август», «Зимняя ночь» и т.д., человеческая жизнь:«Объяснение», «Свадьба», «Разлука», «Свидание», «Дурные дни) - естественный ход человеческой жизни.

Заканчивается глава стихотворением «Гефсиманский сад»

- Послушайте его и ответьте на вопрос: почему заканчивается этим стихотворением?

- Что произошло в Гефсиманском саду?

(Иуда предал Христа, в этом стихотворении рассказывается о предательстве).

- Чем заканчивается стихотворение?

( Смертью, воскрешением и преображением)

Итак, сбылось, замысел осуществился, умер телесно, но воскрес в слове ­Живаго!

- Сегодня мы попытались раскрыть внутренний мир героя через символику, исследовали духовные и душевные стороны главного героя, попытались разобраться в позиции Пастернака по отношению к миру окружающему.

***

Словарная работа (Социалистический реализм, лирический эпилог, – революционный и религиозно-лирический)
4. Достигли мы на уроке поставленной цели?
5. Оценка работы учащихся.

Д/З судьбы интеллигенции в романе.