ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация ФГОС на уроках окружающего мира во 2 классе

Урок окружающего мира 2 класс

с использованием мультимедийных технологий
Тема: В гости к весне.

автор учебника А.А.Плешаков , 2 класс,

УМК «Школа России»
Тип урока: комбинированный
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Личностные результаты:

  • понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;

  • отделять значимую информацию от второстепенной,

  • использовать речевые средства для решения познавательных задач;

  • использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых процессов;

  • взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной;

находить информацию на заданную тему ,

различать известную и новую для себя информацию;

узнавать перелётных птиц на рисунке ,

осуществлять самопроверку ;

выступать с сообщениями в классе;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе,

составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Оборудование:

Учебник 2 класс Плешаков

распечатка текстов;

карточки с заданием для групповой работы;

Презентация к уроку « В гости к Весне»

Фрагмент мультфильма «Весенняя песня»



  • технические средства:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;



Предварительная работа:

Подготовка творческих проектов о весне.

Ход урока
1.Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!

Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

Покажите своё настроение.
2. Мотивация и целеполагание
-Я рада, что все пришли на урок с прекрасным настроением, потому что сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время, вы скажите, прослушав отрывок А. Фета.
Слайд

Снова птицы летят издалёка,

К берегам расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.
-Что значит расторгать?
-Разрушать, разрывать
-О каком времени года пишет поэт?
-Поэт пишет о весне
Слайд

-Тема нашего урока В гости к весне
-Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке?
Предположение учащихся….
-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»
Дети читают на с.86.
-Сегодня на уроке мы постараемся открыть тайны природы, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем сравнивать и анализировать, делать выводы по наблюдениям.
-А теперь я приглашаю вас на лесную опушку послушать весеннюю песенку.
Отрывок из мультфильма «Весенняя песенка» .
-С чем же к нам приходит весна?
-С пением птиц, музыкой природы, журчанием ручья ,звенящей водой, бурным пробуждением, расцветом, шёпотом цветов, весельем и т.д.
3.Актуализация знаний и умений (с помощью вопросов на стр.86)

Обмен информацией

-Расскажите о весенних изменениях в живой и неживой природе, которые вам удалось пронаблюдать.
- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?
-Сначала происходят изменения в неживой природе
1.-Как изменилась погода с приходом весны?

Слушаем друг друга внимательно, чтобы продолжить рассказ последовательно
-С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака. Стало намного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Река Алей вышла из берегов и затопила луг. Осадки выпадают в виде дождя и снега.
Слайд

солнце стало подниматься выше, светить ярче, греть лучше

  • дни стали длиннее

  • Небо стало голубое

  • становится теплее


  • снег тает

  • побежали ручейки

  • оттаивает почва

  • осадки выпадают в виде дождя и снега

начинается ледоход (новое понятие)

половодье (новое понятие)
2. -Что изменилось весной в жизни растений и животных?
-Согретые весенним солнышком соки деревьев поднимаются от корней к почкам. Начинает зеленеть молодая травка. В наши края возвратились перелётные птицы: грачи, скворцы, гуси, журавли. Ожили мухи, выползли муравьи, появились бабочки, пчёлы.


  • набухание почек на деревьях

  • появление травы

  • прилет птиц

  • появление насекомых



4.Освоение нового содержания и его применение

Изменения в неживой природе
-Где можно ещё, кроме ваших наблюдений узнать об изменениях в неживой и живой природе?
предположение учащихся


  • Работа по учебнику в группе (стр 86-87)


-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?

-Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе
Слайд

  • Уважай своего товарища

  • Говори спокойно и ясно.   

  • Умей каждого выслушать 

  • Говори только по делу.

  • Не согласен - предлагай


Задание на карточке: Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе и ответьте на вопрос: «Почему с приходом весны стало теплее»,

-Почему стало теплее?
-Солнце стало греть лучше.
-Какие новые понятия вам встретились.
-ЛедоходПоловодье
-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что можно наблюдать во время ледохода?

Слайд
-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.
-А почему весной опасно ходить по льду?
-Подтаявший лёд может проломиться.
Слайд
-Когда река грозит половодьем?
Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.
-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?
-Они могут погибнуть
-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.
Слайд

-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе
Работа на компьютере задание №2


-А теперь поработайте на компьютере и проверьте себя:

Будьте внимательны, читая задание.
Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?
-Становится теплее
-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе

С потеплением природа оживает, пробуждается.
Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Цапля весело шагала,

Всех лягушек разогнала,

Тину с лапок обобрала, обобрала,

Шейкой длинной повертела, повертела,

Всю округу осмотрела, осмотрела,

К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Изменения в живой природе.

растения

Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»
( предположения учащихся

«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)
Эту улыбку можете увидеть в классе..
коллаж слайда

А как вы полагаете, почему их так назвали?
Они первыми появляются из земли и цветут очень рано
Познакомьте нас с растениями, о которых вы готовили сообщение

А мы слушаем внимательно, чтобы уметь ответить на вопрос.
(Сообщения детей о первоцветах)
Слайд

Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?

Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать
Слайд

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!

Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?


Меняет окраску: цветки бывают разного цвета- розового,синего.фиолетового

Слайд

Хохлатка.

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.
Молодцы!

Но вот Мудрая Черепаха интересуется, а знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения .
чистяк весенний,

печёночница благородная,

ветреница лютичная,

первоцвет,

гусиный лук .

нарцисс

Слайд
Работа на компьютере задание №1
А теперь поработаем на компьютере. Задание №1. Определите какой цветок лишний и отметьте первоцветы
Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

А вы как думаете?
( предположения детей)
Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?
Потому что мы пока этого не знаем
Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.
Работа в группе

Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:
Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?
Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.