Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая (медицинская) психология (1690) Дисциплина Нейропсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология (1690)
Дисциплина: Нейропсихология
Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологические механизмы нарушений познавательной сферы
Выполнил:
слушатель Андасбаева Мадина Эриковна
Преподаватель:
Иващенко Лариса Борисовна
г. Пермь - 2022
Нейропсихология
Практическое задание 3
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Цель:закрепление знаний, отражающих клинику нейропсихологических синдромов
Задание:Используя материал приложения №3 и 4 заполните таблицу, отражающую клинику основных нейропсихологических синдромов у взрослых и детей.
Нейропсихологические синдромы | Область поражения | Клиническая картина |
| Затылочно-теменные отделы мозга | Возникают нарушения зрительно-перцептивной деятельности в виде зрительных агнозий: а) предметная агнозия: больной не может воспринимать объект в целом; б) лицевая агнозия: больной не распознает человеческие лица, ; в)оптико-пространственная агнозия: больной плохо ориентируется в пространственных признаках изображения; г)буквенная агнозия: больной, правильно копируя буквы, не может их читать; д)цветовая агнозия: больной различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет; е)симультанная агнозия: больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения |
А)синдром соматосенсорных афферентных синтезов, в который входят следующие синдромы : Нижнетеменной синдром проявляется в нарушении осязательного восприятия предметов и их свойств: Верхнетеменной синдром Б) синдром нарушения пространственных синтезов (ТРО), при котором нарушается ориентировка во внешнем пространстве, дефект пространственной | Поражение верхних и нижних теменных областей поражение третичных височно-теменно-затылочных отделов коры | а) астерогноз: невозможность больным идентифицировать предмет в целом при сохранности восприятия его отдельных частей; б) тактильная агнозия текстуры: больной не воспринимает шероховатость, гладкость, мягкость и т.д.; в)пальцевая агнозия : нарушено называние пальцев руки противоположной очагу поражения, а так же их узнавание с закрытыми глазами; г)тактильная алексия: больной не способен опознать цифры. Буквы. Которые пишут у него на кисти рук; д) тактильная амнестическая афазия: больной не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый предмет при возможности правильного описания вида объекта. Его назначения. е) афферентная моторная афазия: больные теряют способность по заданию те или иные движения языком, губами, другими органами артикуляции. Нарушено произношение звуков, наблюдается частичная или полная замена. ж) афферентная (кинестетическая) апраксия: нарушены произвольные движения и действия, нарушается движения при письме, трудности воспроизведения различных поз руки, затруднено выполнение символических действий. а) соматоагнозия: расстройство узнавания частей тела, их расположение по отношению друг к другу; б)гемисоматогнозия: больные плохо ориентируются в одной (чаще левой) половине тела, наблюдается частое возникновение ложных соматических образов Нарушаются ориентировки движений и наглядно- пр остранственных действий (конструктивная апраксия). Кроме того, появляются симптомы аграфии, алексии, зеркального копирования, акалькулии, пальцевой агнозии, речевые расстройства в виде амнестической афазии(у больных наблюдаются трудности называния предметов, при этом сохранно понимание назначения этих предметов) и семантической афазии (нарушено понимание сложных грамматических структур, требующих квазипространственный сиетез). |
А) Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области. Б) Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга. В)Синдромы поражения медиальных отделов височной области. Г) Синдромы поражения базальных отделов височной области. | латеральные отделы височной области. "внеядерные" конвекситальные отделы височных долей мозга. Медиальные отделы височной области базальные отделы височной области | а) сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха – фактора, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи; б) амузия – нарушение способности воспроизводить знакомую мелодию; в) просодия - нарушение интонационной стороны речи (тон, громкость, темп, общая тембровая окраска); г) аритмия – нарушение воспроизводения по образцу ритмов и по инструкции. а) акустико-мнестическая афазия: у больного происходят нарушения слухоречевой памяти, т.е. дефекты запоминания вербального материала, предъявляемого на слух, при возможности воспроизведения тех же стимулов, предъявляемых зрительно. а) У больных наблюдаются аффективные расстройства по типу экзальтации или депрессии, а также пароксизмы тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями. Нередко как симптомы ирритации могут возникать нарушения сознания в виде абсансов и таких феноменов как "deja vu" и "jamais vu", нарушений ориентировки во времени и месте, а также психосенсорных расстройств в слуховой сфере (вербальные и невербальные слуховые обманы, как правило, с критическим к ним отношением со стороны больного), искажением вкусовых и обонятельных ощущений. б) нарушения памяти, имеющие модально-неспецифический характер, протекают по типу антероградной амнезии (память на прошлое остается относительно интактной), сочетаются с нарушениями ориентировки во времени и месте. а) нарушения слухоречевой памяти, характризующиеся повышенной тормозимостью вербальных следов интерферирующими воздействиями в условиях гомогенной интерференции, признаками инертности в виде повторения при воспроизведении одних и тех же слов. Как правило, заметного сужения объема слухоречевого восприятия при этом не наблюдается, так же как и признаков афазии. |
А) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга. Б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов (префронтальный синдром) В) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей Г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга Д) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга. | Нижние отделы премоторой области коры больших полушарий Префронтальные отделы лобных долей базальные отделы лобных долей медиальные отделы лобных долей мозга глубинные отделы лобных долей мозга, захватывающие подкорковые узлы | а)эфферентная или кинетическая апраксия, которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса. При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, состоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений ("кулак – ребро – ладонь"), обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на вербальном уровне; б) эфферентная моторная афазия: у больных страдает как экспрессивная сторона речи, так и понимание, особенно при быстром темпе обращенной к больному речи. Речь характеризуется отсутствием плавности, скандированностью, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет уменьшения глаголов (телеграфный стиль), недостаточной речевой инициативой. Так же как и движения, речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминает речевую продукцию механических устройств. Ведущим признаком является диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов: а) регуляторная апраксия или апраксия целевого действия: у больного наблюдаются нарушения произвольного контроля за осуществляющимися движениями, происходит замена нужных движений моторными шаблонами и стереотипами, при грубом нарушении – симптомы эхопраксии в виде подражательных движений. Нарушается речевая регуляция двигательных актов. Нарушается регулирующая роль речи: в случае левополушарных поражений наблюдается динамическая афазия: обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы, односложность, упрощенность ответов, больной не может построить внутренний план высказывания, страдает грамматический строй речи, нарушено понимание и воспроизведение глаголов, предлогов, местоимений. При правополушарных нарушений - расторможенность речи, обилие речевой продукции. б) В интеллектуальной сфере нарушается, целенаправленная ориентировка в условиях задачи и программа действий, необходимых для реализации мыслительных операций. в) Мнестическая деятельность больных нарушается прежде всего в звене своей произвольности и целенаправленности. У больных отсутствуют первичные нарушения памяти, но крайне затруднена возможность создавать прочные мотивы запоминания, поддерживать активное напряжение и переключаться от одного комплекса следов к другому. Нарушается общий эмоциональный фон настроения, нарушаются аффективные процессы и эмоциональные реакции, отношение и оценка к своему заболеванию. Характерны обедненность аффективной сферы, монотонность проявлений, недостаточная критичность, неадекватность эмоционального реагирования При правополушарном поражении характерен общий деперессивный фон поведения без истинного переживания болезни и с отсутствием когнитивной составляющей внутренней картины болезни. При левополушарном поражении характерен благодушный фон настроения, эйфорией, отсутствием целостного представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Нарушения нтеллектуальных и мнестических процессов протекает в виде нарушения в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью. Характерно своеобразное нарушение нейродинамических параметров деятельности, характеризующееся, сочетанием импульсивности (расторможенности) и ригидности, которые дают синдром нарушения пластичности психических процессов. При этом операциональная сторона мышления остается относительно сохранной. Нарушение сознания. Характеризуются дезориентировкой больного в месте, во времени, своем заболевании, дезориентировкой в собственной личности. Больные не могут точно назвать место своего пребывания. Нарушается и ориентировка во времени, как в плане знания даты, так и в текущем непосредственном времени. Больные не могут назвать год, месяц, число, время года, свой возраст, возраст своих детей или внуков, длительность заболевания и т.д. При поражении правого полушария мозга чаще встречается двойственная ориентировка в месте или нелепые ответы по поводу места своего пребывания, связанные с конфабуляторной интерпретацией элементов окружающей среды. Нарушения памяти. характеризуются тремя чертами: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного (в условиях интерференции) воспроизведения по сравнению о относительно сохранным непосредственным и нарушением избирательности процессов воспроизведения. Проявляются грубым нарушение целенаправленного поведения (аспонтанность) и заменой актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями. наблюдается полная дезорганизация психической деятельности. Аспонтанность больных проявляется грубым нарушением мотивационно-потребностной сферы. На этом фоне растормаживается ориентировочный рефлекс, что приводит к явно выраженному феномену полевого поведения. Замена осознаваемой программы действий хорошо упроченным стереотипом, не имеющим никакого отношения к основной программе. |
5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга. | гипоталамо-диэнцефальые области мозга. | Возникает дефицит в регуляции мозговой деятельности и связанные с ним нарушения сознание, эмоций, внимания и памяти. Расстройство памяти формируется в виде амнестического синдрома. Он имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности от легкой, выявляемой лишь в специальных клинико-экспериментальных условиях, до массивной, аналогичной выраженному корсаковскому синдрому с патологическим забыванием больным секущих событий с относительной сохранностью объема непосредственного воспроизведения. Основным патологическим радикалом, лежащим основе мнестических нарушений является выраженная, повышенная тормозимость следов. Отличительной особенностью нарушений памяти при данной локализации патологического процесса является их протекание на фоне снижения уровня активации, который, к тому же, обнаруживает значительные колебания в различных временных диапазонах. Расстройства памяти при этом носят флуктуирующий характер и степень их выраженности может колебаться в различные дни, в течение одного исследования и даже во время выполнения одного задания. Снижение уровня активации проявляется и в эмоциональной сфере в виде общего уплощения аффективных процессов, их монотонности, вялости, сужения поля эмоционально-значимых стимулов. На более поздних стадиях можно видеть и симптомы апатии. Однако больной остается "открытым" для эмоционального воздействия на него; путем дополнительных инструкций, указаний на значимость проводимого обследования и других форм внешней дополнительной стимуляции можно временно повысить продуктивность его деятельности и получить адекватные эмоциональные реакции. При значительном снижении уровня активации, в сочетании с массивными нарушениями памяти выступают и нарушения сознания в виде дезориентировки в месте, времени, а иногда и в обстоятельствах собственной жизни. Как правило, эти нарушения сознания проходят без конфабуляций, которые, если и имеют место в отдельных случаях, носят свернутый непродуктивный характер и не возникают у больных спонтанно. |
| Мозолистое тело | Происходит нарушение межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер: а) синдром аномии: он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные иди затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. б) синдром "дископии-дисграфии": проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой. |
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ | ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ | КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА |
1. Синдромы отклоняющегося развития | Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга | Основным патологическим фактором в данном случае является недостаточность произвольного внимания, речевой саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. имеет место функциональная несформированность лобных отделов мозга, прежде всего левого полушария. Легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий. Трудно надолго заинтересовать, вял и равнодушен практически ко всему, особенно если это связано с выполнением школьных заданий. Ребенка не волнуют ни поощрения, ни наказания, особенно в старшем возрасте. Уроки могут выполняться им часами, если рядом не «нависает» взрослый. В тетрадях — домашние и классные задания выполнены как будто разными детьми. Уроки могут выполняться им часами, если рядом не «нависает» взрослый. В тетрадях — домашние и классные задания выполнены как будто разными детьми. Любая учебная программа усваивается ребенком с трудом, а подчас и с отвращением — ведь она всегда сопряжена с соблюдением ряда правил, а это практически недоступно таким детям. Однако в течение эксперимента обнаруживается, что в конце ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, то есть истинного истощения не происходит. Если намеренно ускорить темп и не давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда. Практически невозможна активная развернутая самостоятельная речевая продукция. При этом все базисные характеристики речи (фонематический слух, артикуляция, номинация и т.д.) интактны. Первично достаточными являются праксис, гнозис, память. в возрасте 3—4 лет на первый план у таких детей выступает псевдоаутичный фасад, с соответствующим отвержением коммуникаций и инертноперсевераторным стилем деятельности. В 6—7 лет, когда начинается активный этап формирования электрофизиологических механизмов системной организации процесса произвольного внимания, наиболее 6 ярко обнаруживали себя элементы полевого поведения, повышенная откликаемость и отвлекаемость, обилие системных персевераций. К 12 годам на первый план выступала интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации; тенденция к глобальному копированию, «отзеркаливанию» значимого взрослого без какой бы то ни было критики к нему и самому себе |
| Функциональная несформированность левой височной области. | Изолированные трудности речевого звукоразличения (фактор фонематического анализа и синтеза). В жалобах такого ребенка часты ссылки на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно. В связи со слухоречевой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью. При чтении также выявляются литеральные парафазии, «проглатывание» окончаний, затруднения в расстановке ударений; оно плохо интонировано, не дифференцировано в соответствии со знаками препинания. В связи с этим затруднено понимание и запоминание прочитанного. Наиболее грубо страдает письмо, находящееся в прямой зависимости от состояния фонематического слуха и его взаимодействия с рядом других функциональных звеньев психической деятельности . Конечно, с возрастом у детей с данным синдромом несформированности происходит некоторая элиминация указанных дефектов, поскольку нахождение в речевой среде является для них естественным корригирующим фактором. Однако при условии эмоционально насыщенной ситуации они по-прежнему продемонстрируют обилие грамматических ошибок, литеральных парафазии и контаминации на следах памяти и в спонтанной речи. |
| Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). | Данный синдром актуализируется характерным набором специфических признаков «функциональной дезинтеграции» мозговых полушарий в детстве. На первый план у этих детей выступает накопление амбилатеральных черт в пробах на исследование латеральных (сенсорных и моторных) предпочтений. То есть среди них много лиц с несформированной доминантной рукой, глазом, ухом. доминантность, которая в норме уже достаточно отчетлива к 6 годам, у этих детей окончательно формируется лишь к 9—10-летнему возрасту Все они демонстрируют первичную несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз. У них выявляется обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр. в ходе интерпретации сюжетных картин (особенно серийных), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти, в счете. Характерным в последнем случае является, например, вычитание из нижнего числа верхнего или слева направо. Так, при написании собственного имени «Инна» ребенок сначала (справа) пишет букву «А», затем с левого края — «И», затем в образовавшемся проеме «НН». Обнаруживается несформированность фонематического слуха, что особенно ярко проявляется на следах памяти и в письме. Дети этой группы, верно повторяя диктуемое слово, испытывают отчетливые трудности при переводе его звукового образа в графический. Явно недостаточно автоматизированной остается у этих детей функция номинации по анемическому типу, что связано с дефицитом межполушарного обеспечения зрительно-номинативного комплекса. В то же время корригирующие занятия, ориентированные на формирование межполушарных взаимодействий, доказывают, что все эти трудности элиминируются достаточно быстро, если в ходе коррекции соблюдаются 12 иерархические закономерности становления парной работы полушарий мозга |
| Функциональная несформированность правого полушария мозга | В первую очередь при синдроме функциональной несформированности правого полушария мозга обнаруживает себя недостаточность пространственных представлений во всех формах (метрические, структурно-топологические, координатные, проекционные). У детей с описываемым синдромом постоянными являются дефекты метрических синтезов: ошибки при оценке и воспроизведении расстояний, углов, пропорций, явления «расфокусировки» фрагментов эталонного образа при условии сохранения адекватной его структуры. Наблюдается структурно-топологический дефицит, связанный с изменением общей принципиальной схемы пространственного строения объекта, когда разрушается его целостный образ, а части и целое смещены относительно друг друга. высокую корреляцию между возникновением данного синдрома и наследственной эндокринной, сердечно-сосудистой и ревматической отягощенностью (особенно по линии матери). |
| Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. | Жалобы: выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый», «иногда становится будто бешеным» и т.п. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, тенденцией к ригидности психических процессов, подчас просто неадекватными поведенческими реакциями на происходящее. Из биографических данных становится известно, что ребенок еще в младенчестве перенес многократные воспалительные процессы типа отитов, ларингитов и т.п. излишне чувствителен, капризен, часто неуправляем в поведении, нередко патологически упрям. У таких детей может отмечаться излишняя полнота или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками; явления энуреза имеют место вплоть до 10—12 лет; изменяется аппетит и формула сна. Следовательно, необходимо внедрение в коррекционный процесс комплекса приемов, ориентированных на присвоение ребенком правил, ритуалов, ролей; то есть социально ориентированных алгоритмов поведения, которые с неизбежностью привели бы его к осознанию, что существует и глагол «должен». |
| Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром. | Для этих детей характерно накопление дизэмбриогенетических и неврологических стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, 17 различного рода дистонии, включающие в себя как гипер-, так и гипотонус в проксимальных и дистальных отделах конечностей, имеющий тенденцию к постоянным флуктуациям. Фиксируется обилие пигментных пятен и ангиом, диспла-зии, соматические (органные) дизритмии. Наиболее постоянными являются глазодвигательные дисфункции: неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции и т.п. Наблюдается обилие истинных и псевдопатологических синкинезий (орально-мануальных, оптооральных и т.д.), сочетающиеся с постоянными девиациями языка. . Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсомоторных координации с обилием синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных телесных установок. Выявляется грубая патология всех уровней и аспектов пространственных представлений (метрических, структурнотопологических, координатных, проекционных) с обилием реверсий и отчетливыми латеральными отличиями в правой и левой руках актуально и на следах памяти. Патогномоничными для нижнестволовых дисфункций являются не 180-, а 90-градусные реверсии при рисовании и копировании. отчетливо и вредоносно у этих детей актуализируется феномен «мерцающей» функциональной включенности левого полушария в опосредование психической деятельности. не затрагивая ядерного патологического радикала (который, пребывая в латентном состоянии, начинает постепенно включаться во все более обширные зоны саморегуляции и самоосознания ребенком себя в окружающем мире), он является предпосылкой для возникновения широкого круга уже не диз-, а дезадаптивных эксцессов. |