Файл: 1. Пропишите принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми. Составьте конспекты фронтальных занятий на разных этапах логопедической работы при различных формах речевой патологии 1 Для дошкольников с дизартрией..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Массаж лба:
а) Направление движения: от середины лба к вискам.
Тип движения: поглаживающий.
б) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: поглаживающий.
в) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: разминающий.
г) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: вибрационный.
Массаж щёк.
а). Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.
Тип движения: разминающий, растягивающий.
б). Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
Тип движения: растягивающий, поглаживающий.
Массаж носа.
Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
Массаж носогубной складки.
Направление движения: от крыльев носа к углам губ.
Массаж рта.
а) Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
б) Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.
Тип движения: растирающий, вибрационный.
Массаж подбородка.
Направление движения: от подбородка к углу рта.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Массаж шеи.
Направление движения: вдоль грудинно - ключично-сосцевидной мышцы.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
II. Основная часть
1. А сейчас гимнастика для мышц шеи.
а) Наклоны головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)
б) Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)
в) Круговые движения головой: делаем сначала 3 раза в одну сторону, затем 3 раза в другую сторону.
2. А далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из пипетки:
- я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими порциями, а ты по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)
3. Следующее наше задание «Подуть в Волшебный язычок».
Ты берёшь дыхание через нос, и длительно и сильно дуешь в трубочку «Волшебного язычка», так сильно, чтоб «язычок» выпрямился и засвистел. Ребёнок выполняет задание на развитие речевого дыхания.
4. А сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.
1) «Лягушка-Хоботок»
На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я
Хоботок есть у меня.
2) - Как называется наше второе упражнение?
- «Лопаточка!»
- Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик , положить широкий язычок на нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи.
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
3) Наше следующее упражнение называется…
- «Накажем непослушный язычок».
Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя. Ребёнок выполняет упражнение.
4) Посмотри на картинку: - Кто здесь изображён?
- Кошка.
- Что она делает?
- Сердится.
Наше следующее упражнение называется «Киска сердится».
-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,
Раз - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;
Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
5) На следующей картинке … Ослик.
-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие, ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.
6) «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри
Не болели чтоб они.
7) «Качели» - Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.
На качелях я катаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всё выше поднимаюсь
Вверх, вниз! Вверх – вниз!
И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то,
Он толкает зубы.
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы
5. Уточнение артикуляции звука «С». Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»
- Губы в улыбке не прикрывают зубы,
- Зубы сомкнуты или сближены,
- Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы, воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя. Предлагаю ребёнку вспомнить и правильно проинести «Песенку водички».
6. Наша следующая игра называется «Поймай звук «С». Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» - хлопни в ладоши.
А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.
7. А сейчас игра «Добавлялки». Будем играть с мячом. Я бросаю тебе мяч и называю первый слог или 2 слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и возвращаешь мне мяч.
Ли (са). Что получилось? – Лиса.
- Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).
- Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем добавлять?
Ребёнок: - СЫ
У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).
8. Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения.
А). Назову слова я быстро,
Ты произнесёшь их чисто
- Сахар, сад, салат, сапог
Назови-ка первый слог!
-Какой первый слог во всех словах
-СА!
Правильно!
Б). Быстро, чисто называй
Сало, сад, салют, сарай!
Сайка, санки, сажа… Снова
Повтори всё слово в слово!
В). Слушай и запоминай
И красиво называй
Все слова со слогом «СА»:
Полоса, коса, оса.
Все слова со слогом «СО»:
Сода, Соня, колесо.
Все слов со слогом «СЫ»:
Косы, бусы и весы.
Ребёнок повторяет как можно больше слов, которые запомнил.
9. Физкультурная пауза.
Я тебе предлагаю взять сумку и отправиться в магазин за покупками. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног. (ребёнок выполняет движения под музыку)
10. Вот мы уже и в магазине. Скоро у нас новоселье. Мы должны приобрести предметы мебели, в названии которых встречается звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стулья, кресло. Предлагаю определить место звука «С» в этих словах. А сейчас, отправляемся в другой отдел, в хозяйственный, где продаётся посуда.
-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?
Девочка выбирает: самовар, сковороду, кастрюлю. Сухарницу, сахарницу, солонку, стаканы, салатницу, салфетницу.
-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит выбрать продукты, в названии которых слышится звук «С». Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»? Девочка из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сметану, колбасу, масло, мясо, сахар, сок, капусту, свёклу. Сейчас определи количество слогов в названии каждого продукта, т.е. прохлопай слово в ладоши столько раз, сколько в нём слогов. Ребёнок выполняет задание, логопед проверяет правильность выполнения. Девочка закладывает продукты в сумку и возвращается домой.
11. Пальчиковая гимнастика «Дом» и «Мебель».
«ДОМ»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
«МЕБЕЛЬ»
Стол стоит на тонкой ножке.
Рядом – стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.
12. Вот мы и дома. Пора накрывать на стол, будем ждать гостей.
-что поставишь возле стола?
-Стулья!
-Сколько стульев сосчитай!
Девочка считает: 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев, 6 стульев.
А рядом со стульями что поставишь?
- 2 кресла.
- А что постелешь на стол?
-Скатерть!
-Что поставишь на стол?
- Салфетницу с салфетками, сахарницу с сахаром, сухарницу с сухарями, стаканы с соком.
13. Предлагаю девочке разделить слово «СОК» на звуки:
- Какой 1й звук в слове «СОК»?
-«С»
Какой 2й звук в слове «СОК»?
-«О»
-Какой 3й звук в слове «СОК»?
-«К»
А сейчас соедини звуки «С», «О», «К» в одно слово. -Какое слово получится?
-СОК!
Обозначь кружочками – символами каждый звук в слове «СОК», а затем буквами. Девочка выполняет задание, обозначая звук «С» (согласный твёрдый) - кружком синего цвета, звук «О» - гласный – красного цвета, звук «К» - синего цвета. Затем, под каждым звуком пишет соответствующую букву. Логопед проверяет задание.
III Заключительная часть.
Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями справилась. А что тебе больше всего понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а какие более лёгкими?
3) Для дошкольников с заиканием
Тема: «Зима»
Коррекционно-образовательные цели:
1.Воспитание у детей вопросно-ответной речи.
2.Развитие чувства ритма и координации речи с движением.
3. Развитие навыков мягкого голосоначала и слитного произношения фраз.
4. Уточнение и закрепление словаря по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
2. Развитие координации и пластичности в движениях тела.
Тема: «Зима»
Коррекционно-образовательные цели:
1.Воспитание у детей вопросно-ответной речи.
2.Развитие чувства ритма и координации речи с движением.
3. Развитие навыков мягкого голосоначала и слитного произношения фраз.
4. Уточнение и закрепление словаря по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
2. Развитие координации и пластичности в движениях тела.
3.Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мимической мускулатуры.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Воспитание навыков сотрудничества.
2.Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.
Оборудование: музыкальный инструмент –дудочка, игрушки – заяц, медведь, лиса, «снежок» из ткани, маска «охотник».
Ход занятия.
1.Оргмомент.
- Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал, и сам повторяй.
2.Ритмическая разминка.
- Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу столько снега намело. Идём по сугробам, высоко поднимая ноги.
Дети идут по кругу под марш, высоко поднимая колени.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем - отдохнём, а потом гулять пойдём.
3. Упражнения на развитие внимания и ориентировки в пространстве.
1) Игра «Дудочка и зайцы» (развитие речевого внимания):
Метёт в лесу метелица,
Белым снегом стелется.
Зайцы спрятались в лесу
Под кустом сидят в снегу.
Я на дудочке сыграю,
Выйдут зайцы танцевать.
Со звуками дудочки дети встают со своих стульчиков и прыгают по залу, изображая зайчиков.
2) Игра «Кто же к нам идёт?» (развитие слухового внимания)
Дети слушают музыку и в соответствии с музыкой имитируют движения животных (медведя, лисы, зайца).
4. Упражнение на развитие музыкального темпа и ритма – игра «Передай снежок».
Дети слушают музыку и на более сильную долю в музыке передают «снежок».
5.Развитие мышечного тонуса и координации движений.
Руки в сторону и в кулачок –
Разожмём и на бочок.
Руки вверх и в кулачок –
Разожмём и на бочок.