Файл: Негативное влияние сми на развитие подростка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Есть семьи, где телевизор включается с утра, и «под него» проходит вся жизнь. Сериал сменяется новостями, потом — какими-то проблемными передачами, «авторскими» программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, боевик — вот и день прошел... Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол.

Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.

Основная группа риска телевизионной зависимости — это подростки. Помимо многократно описанного пагубного влияния на подростков сцен насилия и телерекламы, опасность представляет то, что подростки гораздо легче взрослых поддаются телевизионному трансу. В этом состоянии они могут часами неподвижно сидеть у телевизора, рассеянно поглощая любую экранную продукцию — от репортажей о политике до обсуждения достоинств новой овощерезки. Внезапное выключение телевизора приводит маленького теленаркомана в полную растерянность, как будто мир перевернулся с ног на голову.Состояние, в котором мозг не заполнен непрерывно мелькающими визуальными образами, кажется непривычным и пугающим. 
Даже если родители попытаются найти другие, более здоровые занятия для своего чада, это может поначалу вызвать у него бурный протест. Чтение книжек, прогулки и спорт не могут сразу начать доставлять подростку удовольствие, если он привык к визуальным развлечениям. По мнению психологов, компенсировать отмену привычного наркотика могут только очень сильные переживания.

Вывод: Таким образом, телевизионная зависимость, хотя и в меньшей степени, чем интернет, но все же является проблемой современной молодежи.

1.4. Современные подростки и их отношение к чтению книг.
Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо.

Ключевые показатели (по данным социологического опроса)



  • Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%

  • Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%

  • 79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% - журналы

  • Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)

  • За 7 лет снизилось количество читающих детективы, ужасы и любовные романы и увеличилась доля интересующихся поэзией, классикой, историческими романами

  • Чаще всего книги для прочтения россияне берут у знакомых (51%) или покупают в оффлайн магазинах (46%)

  • Скачивают книги из Интернета или читают в онлайне 7% россиян, заказывают книги в сети 2%

  • У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан

Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, по сравнению с 1996 годом снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.

Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

Каждый пятый россиянин - постоянный читатель журналов. Любители журналов - это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.

В прошлом году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети?
Треть опрошенных (возраст 10–15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много».
А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».

Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.



На сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние "электронной культуры" на чтение усиливается.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается "новая модель" детского чтения — точнее, "новые модели" чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего"

Вывод: Таким образом, очевидно снижение роли литературы в социализации подростков.

Глава 2.Мировая проблема СМИ.

2.1.Статистическое исследование.
Для определения степени влияния СМИ на ученика 7-8 класса, применялся метод анкетирования. При опросе использовалась анкета, разработанная автором. Текст анкеты представлен в приложении.

В опросе участвовали 7 «А», 7 «К», 8 «А», 8 «К» классы ГБОУ СОШ с.Исаклы им.М.К.Овсянникова.


  • Что предпочитают читать подростки?




В данной диаграмме видно, что в 7 «А» классе больше читающих учеников, а в 7 б меньше всего.


  • Как часто они читают, помимо школьной литературы:

В 7 «А» и 7 «К» классе к внешкольной литературе дети обращаются каждый день, или 2-3 раза в неделю.



  • Какие ТВ программы предпочитают смотреть дети?



Большая часть всех классов предпочитает смотреть развлекательные или юмористические ТВ программы. Только в 7 а классе ученики предпочитают информационные передачи.



  • Для чего они смотрят телевизор?



Большинство подростков включают телевизор для того чтоб посмотреть любимый фильм, сериал. Используют его в целях отдыха. И узнать что-то новое.

  • Есть ли домашний Интернет?




В данной диаграмме четко видно, что почти в каждой семье есть домашний Интернет.



  • Как часто они пользуются его услугами?



Большинство опрошенных учеников пользуются Интернетом ежедневно.


  • С какой целью используется Интернет?



Виртуальным общением с друзьями привлекает Интернет учащихся, это и является главным фактором его посещения.


  • Слушаю ли дети радио?



В наше время радио утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство подростков его слушают редко, либо совсем не слушают.
Материалы проведенных исследований позволяют не только оценить, как часто подростки пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях.

Радует то, что подростки еще не забывают о книгах. Большинство опрошенных учеников читают и помимо школьной литературы. Есть подростки, которые не берут в руки книги, их не привлекает чтение. Их заменяют детскими журналами, которые легко читаются и не требуют особых размышлений. Книга утрачивает свою популярность, но пока в разумных пределах.


Но и телевиденье книгам не уступает, и в отличие от него ТВ программы используются детьми, в основном, в развлекательных целях. Контрастные, эмоциональные рекламы подростковых товаров и игрушек порождают непреодолимое желание у них купить, приобрести эти объекты – они словно становятся частью образа жизни. В любом случае шанс на избирательность никто у подростка не отнимет, если они его сами не отдадут телевизионным шоуменам и рекламным воротилам.

Вывод: Сильным соперником является Всемирная паутина. Виртуальным общением с друзьями привлекают детей социальные сети. Это и является главным фактором их посещения. На втором месте – поиск информации для учебы. Аспекты всемирной паутины разнообразны, и ответят на любой вопрос подростка. Использовать сайты Интернета даже полезно, если в разумных пределах. Так как посещаемость Интернета набирает обороты у нас и во всем мире. И это видно по результатам опроса. Можно сформулировать рекомендации для родителей и учителей по контролю взаимодействия ребенка и Интернета, а так же ребенка и телевиденья.

Заключение
Во время работы над проектом мы провели статистическое исследование среди подростков и многое узнали о негативном влиянии СМИ на развитие ребенка. В своем исследовании мы пришли к выводу, что современное СМИ изменяет и деформирует развитие подростка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости подростка.

Исследование показало что, чрезмерное использование интернета без особой надобности приводит к негативным последствиям.

Компьютер и телевизор отбирает у подростка их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Пордростки, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Что негативно влияет на здоровье подростка, а стране нужны спортсмены.

Прибегая к помощи социалистических исследований, проведенных в мире, мы выяснили, что проблема негативного влияния СМИ актуальна во всем мире.