Файл: Доклад на рмо учителей русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад на РМО

учителей русского языка и литературы

«Основные направления в работе

по формированию и развитию читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы»

подготовила

Афанасьева Анна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Глуховская СОШ»

ноябрь, 2022г.

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является русский язык и литература. Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям чудесные глубины русского языка и литературы. Задача учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия для самостоятельного добывания знаний. На современном уроке учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучаемого, а ученик - в роли субъекта, самостоятельно добывающего знания, которые он может применять в повседневной жизни, знания, при помощи которых формируется функциональная грамотность.

Современные учащиеся обладают прагматичностью мыслей, раскрепощенностью и независимостью, а эти перемены способствуют формированию практических умений. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя,
принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Трудностей немало, но уже видны конкретные пути их преодоления. Главной трудностью для учащихся oн oн являются поиск и отбор необходимой информации.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это способность человека использовать приобретённые знания, умения, навыки для решения широкого спектра жизненных задач.

Реализовать возможности внутреннего мира учащегося помогает эссе. Учащимся предлагается самим доходить до сути вещей, излагать мысли, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание. От них требуется настоящая интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои способности. Разгадывания «тайн» текста заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т. п. Во время анализа текста развивается языковое чутьё и мышление. Если ученики начнут понимать,

как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей мастерству владения родным языком, и самое главное, наши ученики станут следить за своей собственной речью. Находить необходимую информацию, работать с ней, самовыражаться посредством слова вот перечень качеств, формирующих коммуникативные качества учащихся. Отдельно хотелось бы остановиться на виртуальном пространстве. Появившись на стыке визуализации мира, ИКТ, Интернет играют огромную роль в процессе социализации личности.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

      Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др.  как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.

Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников, выходит на первое место. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.


В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.

Ученые выделяют ряд аспектов, мешающих развитию читательской грамотности учащихся: вынужденный характер чтения, обилие источников информации, малочитающие родители, невостребованность социумом начитанности, в основном развлекательная функция современной литературы.

В процессе изучения школьных предметов не формируется читательская грамотность как личностное качество выпускника. В результате объективных социальных причин сложилась следующая картина: часть учащихся не читает вообще никаких текстов, кроме требуемых программой, а другая не умеет получать из текстов необходимую информацию. И лишь у некоторых сформировано такое личностное качество, как грамотность чтения.

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Когда-то, когда ещё не было понятия «читательская грамотность», ценность книги и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и преобразовывал её для себя лишь только через чтение. Это был единственный, или почти единственный, источник информации. Чтение ценили и уважали, стремились к его совершенствованию. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились. Появились иные возможности получения информации: голосовые помощники в Интернете, различные аудио-приставки, голосовые программы и т.д. Сегодня смотреть и слушать у молодого поколения является приоритетным, а чтение – забытый способ получения информации. Возможно, для кого-то школа вообще является единственным местом, где от ребёнка ещё требуется чтение.


Недостаток чтения обуславливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Читательская грамотность учащегося связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.

Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.

Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение. Предлагаю своим ученикам вопросы: «Что будет, если в город приедет настоящий ревизор?», «Можно ли Чичикова назвать мошенником и почему?», «Подумайте, какой бы была жизнь Печорина, если бы Бэла не умерла?»

При работе с текстом предлагаю учащимся определить назначение текста, тему текста, ответить на вопрос по содержанию текста, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей. Необходимо научить учащихся определять тип текста, выделять его особенности (жанр, стиль, структуру) о констатировать, для чего он может предназначаться. Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Одна из важных работ с текстом это составление плана. Учащиеся дополняют текст, корректируют, исправляют.

Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Приведу примеры других практик работы с текстом на уроках русского языка и литературы.