Файл: Доклад на рмо учителей русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Универсальные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка ( см. презентацию):
-
«Инсерт» – заметки на полях, маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная система для эффективного чтения и размышления -
«Антиципация» - От лат. «anticipatio» -
предвосхищение, предугадывание содержания.
-
«Глоссарий» -
«Дерево предсказаний» -
«Фишбоун» -
«Денотатный граф» (от лат. denoto – «обозначаю» и греч. – «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. -
«Интеллект-карта» -
«Диаграмма Венна (круги Эйлера)» -
«Сюжетная таблица» -
«Трёхчастные и двухчастные дневники» -
«ПМИ» (ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО) -
«Ромашка Блума» -
«Письмо с пробелами».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
-
«Верите ли вы…» может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
-
«Ассоциацивный куст»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
-
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; -
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
-
«Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
-
«Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
-
«Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
-
«Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". |
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.
-
«Тонкие и Толстые вопросы»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
· умение формулировать вопросы;
· умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
-
Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Работа над анализом текста начинается с 5 класса. Чтобы правильно прочитать текст, ученику необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
В качестве наглядного примера опишу эпизод (один из этапов) урока русского языка в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Работа с художественным текстом при подготовке к написанию сочинения - рассуждения». Для прослушивания учащимся предлагается текст С.Воронина «Сын». Еще раз их внимание обращается на то, что определенная доля успеха при написании сочинения зависит от того, как они прочтут авторский текст. Только выразительное, осознанное, погруженное в содержание чтение позволит быстро и правильно справиться с этой трудной, но все-таки выполнимой задачей. Текст читается выразительно учителем.
Сын
Лечился я в санатории на Кавказе. Оставалось всего два дня до окончания срока, и решил я наведаться в Кутаиси, на рынок, чтобы купить гостинцев для своих домашних. Вот у ворот рынка он и стоял. Лет двенадцать ему, не больше. На ногах рваные сандалишки, в вылинявшей рубашонке, штаны в носки заправлены.
- Ты чей? Почему один?
Молчит. Глядит так это зверовато и испуганно.
- Ты не бойся, я тебе ничего плохого не сделаю. Отец, мать есть?
- Отца нет.
- А мать?
- Бросила меня… Как отец умер, мамка снова замуж вышла. Но новый муж ее не полюбил меня, и мамка отдала меня в детдом, а я убежал оттуда. И сказал ей, что каждый раз буду убегать. В Сочи мы тогда жили, а потом в этот город переехали. Отчим не хотел меня брать с собой, но я упросил маму. Плакала она. Говорила - не отдаст никому. А сама уехала с ним. Я спал еще, когда они уехали…Проснулся - их уже нет и вещей нет.
- Неужто так и бросила? - недоумеваю я.
- Так и бросила…
Приглядываюсь к нему, и какое-то сердечное расположение овладевает мною, - и жалко мне его, и помочь не знаю чем…Хороший такой мальчишечка. Волосы светлые, носик курносый, как картофелинка. И глаза живые, с озорнинкой. Глядит на меня, и на губах улыбка дрожит. Я немного прихожу в чувство от услышанного и совсем неожиданно для самого себя говорю мальчонке:
- Ты вот что…Приезжай завтра ко мне в санаторий.
- А зачем?
- В гости. Денег я тебе на автобус дам. Санаторий «Шахтер». Комната сто седьмая. Только не позднее семи часов вечера. Приедешь?
- Ладно.
На другой день жду его. После обеда в комнате у себя сижу. Пять часов, а его нет…Шесть пробило…Нет его… Вот уже и к семи часам стрелка подбирается… Вышел к автобусу…Гляжу: бежит ко мне…
- Садись в автобус, - говорю.
- А куда мы? - спрашивает мой приятель как-то испуганно.
- На вокзал. Уезжаю я, - тут же, не дав ему опомниться, - и тебя с собой забираю.
Он зыркнул на меня глазенками - что-то радостное в них и напряженное.
- А где вы живете?
- В Ленинграде.
- А что я буду делать у вас?
- Чудак человек, - засмеялся я. - Да разве я беру тебя к себе, чтобы ты что-то делал. Я сам работник. Будешь у нас жить как сын родной. В школу пойдешь. Ну, а после школы видно будет, что делать. Может, на завод ко мне пойдешь, а то и в институт…
Молчит, думает…
- Ну так как, - спрашиваю, - едешь со мной или нет? Надо билет покупать. Если нет, то оставайся тут, дуй на рынок.
- Я с вами хочу, как сын хочу…
Я глянул на мальчонку, а у него глаза темные стали. А может, это у меня в глазах потемнело, как услышал: «Как сын хочу»…Ах ты, парень ты мой хороший! Соскучился без родителей…Я бегом к кассе за вторым билетом…Взял он его и так улыбнулся, так на меня поглядел, что не выдержал я, отвернулся, смахивая непрошеную слезу…Фу ты, думаю, вот ведь какая она, жизнь! Думаешь, как ты живешь, так и все живут, а чуть вглядишься, сколько еще всякого неблагополучия!
- Звать-то тебя как?
- Толя.
- Ну, пошли, Толя на поезд.
И так на сердце стало хорошо, как давно не было, потому что хоть и жил честно, и работал как надо, а ничего похожего не было. Собой жил, своими проблемами. А тут вон какой случай. И чувствую, как все родней этот мальчуган мне становится, и уже радуюсь тому, что не обошла меня доброта стороной.
Минута дается учащимся для осмысления услышанного. (Следует отметить, что данный текст уже с самого начала завладел вниманием ребят: и рассказанная писателем история, и неподдельное волнение при чтении, и развязка оказали на них эмоциональное воздействие). Далее следует краткая беседа на восприятие.
- Какие чувства вызвал у вас этот текст? (И чувство радости оттого, что мальчик обретет свой дом, рядом с ним будет надежный человек