Файл: Доклад на рмо учителей русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, который заменит ему отца. И чувство негодования оттого, что ребенок брошен родной матерью на произвол судьбы. Не должно быть такого в человеческом обществе).
- Какое историческое время нашло в нем отражение? Какие реалии этого времени можно отметить в тексте? (Учащиеся говорят, что речь идет скорее всего о 60 - 70-х годах прошлого века, когда город Ленина еще Ленинградом назывался, когда на лечение в санатории рабочий человек себе мог свободно заработать, когда честность и труд были еще в почете. Да и название детской обуви - сандалии, в которые был обут маленький герой рассказа, - тоже подтверждают это).
- Словесный портрет мальчика в тексте дан, а вы постарайтесь устно описать мужчину. Каким вы его представляете? Каковы черты характера?
- Можно ли было уже в самом начале прослушивания предположить, как будут разворачиваться события? (Вот здесь включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации они прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эта история).
- К какому функциональному стилю принадлежит текст?
- А каков тип речи?
После такой беседы учащимся необходимо еще раз перечитать отрывок или текст, но только уже самостоятельно, про себя, чтобы более детально ознакомиться с его содержанием, прочитать то, что по какой-то причине было не понято или не услышано. В любом случае повторное обращение к тексту обязательно, оно требует остановки по ходу чтения, обдумывания ответов, предположений и проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Далее идет непосредственная подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения по данному художественному тексту.
Анализ текста в 9 классе так же, как и в 11 классе, начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Результативность такого подхода постараюсь показать на примере работы с тестом К. Паустовского. Цель работы - совершенствование умения учащихся выделять в тексте главное, отсекать второстепенное, сжимать исходный текст за счет обобщения, перевода частного в общее. Через мультимедийный проектор на экран поочередно воспроизводятся следующие слайды, по которым сразу же проводится необходимая работа.
Первичное чтение текста с целью ознакомления.
Шли мы с лесником по мелколесью. В незапамятные времена было здесь болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий вековой мох да заросли багульника. Кое-где во мху попадались маленькие круглые лужицы-оконца. Вода в них казалась неподвижной, застывшей. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца подымается тихая струя воды, в которой вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
- Родник, - сказал лесник.- Должно быть, Волга тоже начинается из такого родника.
- Да, может быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно улыбнулся.- Бывает так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.
Я тоже невольно задумался над этим предположением. Действительно, родник родит реку, а река льется - течет через нашу матушку - землю, через всю родину… Как это складно получается - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
- Как будто родня, - повторил я вслух и чему-то радостно улыбнулся.
Работаем над заданиями, которые обозначены на первом слайде.
1 слайд. Последовательность действий при написании сжатого изложения текста:
- Определение стиля, типа исходного текста.
(Художественный стиль, тип текста - повествование с элементами описания).
- Определение его темы и основной мысли.
( Тема родины, основная мысль - показать неброскую красоту родного края).
- Выявление микротем.
(Три микротемы)
- Составление плана. (Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом, выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст).
Примерный план
1.О болоте напоминал только мох да маленькие оконца воды.
2.Я слово «родник» давно приметил.
3.Родник, родина, народ - родственные слова.
- Запись ключевых слов, понятий производится во время повторного чтения в пункты плана (для этого следует после каждого пункта оставлять место.)
- Работа над черновым вариантом изложения.
- Проверка собственного текста.
2 слайд. Основные языковые приемы компрессии (сжатия) текста:
Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
(В 4 и 17 предложениях: Вода в них казалась застывшей. Из родника рождается река, которая течет через всю нашу землю).
- замена фрагмента предложения или текста синонимичным выражением;
(Предложение 5: Я пригляделся. Из глубины оконца поднимается тихая струйка воды).
- замена сложноподчиненного предложения простым.
(Предложение 2: С незапамятных времен здесь было болото, заросшее мхом).
3 слайд. Слияние:
- Слияние нескольких предложений в одно.
4 слайд. Исключения:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение фрагмента предложения. (В 5, 14 предложениях).
5 слайд. При сжатии любого текста
- опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств,
настроений;
- сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Опираясь на план, который способствует последовательности изложения, и ключевые слова и словосочетания, помогающие вспомнить содержание, учащиеся приступают к созданию чернового варианта изложения. Еще раз обращается их внимание на то, что в созданном ими тексте должна быть передана основная мысль исходного текста, отражены все микротемы.
Вывод: Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения, ИКТ и Интернета происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Вывод: Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Список используемой литературы:
1. Читательская грамотность школьника (5—9 классы) : Ч-69 книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.
2. Цукерман, Галина Анатольевна. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга для учителя / О. М. Александрова [и др.] ; под ред. И. Н. Добротиной; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования 2019.
3. Шарова, А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / А. Д. Шарова // Мастер-класс : прил. к журн. "Методист". - 2015
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. https://resh.edu.ru/
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Какое историческое время нашло в нем отражение? Какие реалии этого времени можно отметить в тексте? (Учащиеся говорят, что речь идет скорее всего о 60 - 70-х годах прошлого века, когда город Ленина еще Ленинградом назывался, когда на лечение в санатории рабочий человек себе мог свободно заработать, когда честность и труд были еще в почете. Да и название детской обуви - сандалии, в которые был обут маленький герой рассказа, - тоже подтверждают это).
- Словесный портрет мальчика в тексте дан, а вы постарайтесь устно описать мужчину. Каким вы его представляете? Каковы черты характера?
- Можно ли было уже в самом начале прослушивания предположить, как будут разворачиваться события? (Вот здесь включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации они прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эта история).
- К какому функциональному стилю принадлежит текст?
- А каков тип речи?
После такой беседы учащимся необходимо еще раз перечитать отрывок или текст, но только уже самостоятельно, про себя, чтобы более детально ознакомиться с его содержанием, прочитать то, что по какой-то причине было не понято или не услышано. В любом случае повторное обращение к тексту обязательно, оно требует остановки по ходу чтения, обдумывания ответов, предположений и проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Далее идет непосредственная подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения по данному художественному тексту.
Анализ текста в 9 классе так же, как и в 11 классе, начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Результативность такого подхода постараюсь показать на примере работы с тестом К. Паустовского. Цель работы - совершенствование умения учащихся выделять в тексте главное, отсекать второстепенное, сжимать исходный текст за счет обобщения, перевода частного в общее. Через мультимедийный проектор на экран поочередно воспроизводятся следующие слайды, по которым сразу же проводится необходимая работа.
Первичное чтение текста с целью ознакомления.
Шли мы с лесником по мелколесью. В незапамятные времена было здесь болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий вековой мох да заросли багульника. Кое-где во мху попадались маленькие круглые лужицы-оконца. Вода в них казалась неподвижной, застывшей. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца подымается тихая струя воды, в которой вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
- Родник, - сказал лесник.- Должно быть, Волга тоже начинается из такого родника.
- Да, может быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно улыбнулся.- Бывает так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.
Я тоже невольно задумался над этим предположением. Действительно, родник родит реку, а река льется - течет через нашу матушку - землю, через всю родину… Как это складно получается - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
- Как будто родня, - повторил я вслух и чему-то радостно улыбнулся.
Работаем над заданиями, которые обозначены на первом слайде.
1 слайд. Последовательность действий при написании сжатого изложения текста:
- Определение стиля, типа исходного текста.
(Художественный стиль, тип текста - повествование с элементами описания).
- Определение его темы и основной мысли.
( Тема родины, основная мысль - показать неброскую красоту родного края).
- Выявление микротем.
(Три микротемы)
- Составление плана. (Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом, выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст).
Примерный план
1.О болоте напоминал только мох да маленькие оконца воды.
2.Я слово «родник» давно приметил.
3.Родник, родина, народ - родственные слова.
- Запись ключевых слов, понятий производится во время повторного чтения в пункты плана (для этого следует после каждого пункта оставлять место.)
- Работа над черновым вариантом изложения.
- Проверка собственного текста.
2 слайд. Основные языковые приемы компрессии (сжатия) текста:
Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
(В 4 и 17 предложениях: Вода в них казалась застывшей. Из родника рождается река, которая течет через всю нашу землю).
- замена фрагмента предложения или текста синонимичным выражением;
(Предложение 5: Я пригляделся. Из глубины оконца поднимается тихая струйка воды).
- замена сложноподчиненного предложения простым.
(Предложение 2: С незапамятных времен здесь было болото, заросшее мхом).
3 слайд. Слияние:
- Слияние нескольких предложений в одно.
4 слайд. Исключения:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение фрагмента предложения. (В 5, 14 предложениях).
5 слайд. При сжатии любого текста
- опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств,
настроений;
- сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Опираясь на план, который способствует последовательности изложения, и ключевые слова и словосочетания, помогающие вспомнить содержание, учащиеся приступают к созданию чернового варианта изложения. Еще раз обращается их внимание на то, что в созданном ими тексте должна быть передана основная мысль исходного текста, отражены все микротемы.
Вывод: Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения, ИКТ и Интернета происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Вывод: Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Список используемой литературы:
1. Читательская грамотность школьника (5—9 классы) : Ч-69 книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.
2. Цукерман, Галина Анатольевна. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга для учителя / О. М. Александрова [и др.] ; под ред. И. Н. Добротиной; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования 2019.
3. Шарова, А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / А. Д. Шарова // Мастер-класс : прил. к журн. "Методист". - 2015
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. https://resh.edu.ru/
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/