Файл: Анализ профессиональной подготовки личного состава пожарноспасательных подразделений фпс гпс территориальных органов мчс россии за 2022 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИП «Подготовка» осуществляет функции:

- автоматическое формирование расписания занятия с возможностью редактирования;

- демонстрация видеоурока по теме занятия;

- демонстрация план-конспекта занятия;

- доступ к электронной библиотеке;

- демонстрация видеоматериалов по действию личного состава при отработке практических навыков, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

- демонстрация электронного справочника РТП;

- отображение электронной базы нормативов по профессиональной и физической подготовке;

- проведение интеллектуальной дуэли.

В апробации приняли участие по 1-2 пожарно-спасательным подразделениям каждого Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

По итогам апробации ИП «Подготовка» проведен анализ и составлен отчет, который показал, что реализуемый подход является целесообразным и актуальным для его дальнейшего применения в системе профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны.

Вместе с этим проводится работа по рассмотрению предложений пользователей по развитию функциональных блоков программы, а также решению проблемных вопросов функционирования программы на постоянной основе.

Дополнительно в гарнизонах используются следующие методы подготовки:

ГУ МЧС России по г. Москве – занятия газодымозащитников в огневых симуляторах тактической подготовки;

ГУ МЧС России по Курганской области - способ спасения людей на водах с использованием дыхательных аппаратов на сжатом воздухе, пожарных рукавов и заглушек к ним;

ГУ МЧС России по Республике Адыгея - спортивное мероприятие по мини- футболу с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;

ГУ МЧС России по Вологодской области – соревнования по вертикальному подъему рукавных линий;

ГУ МЧС России по Кировской области - соревнования по спортивному туризму (дисциплина: «дистанция – комбинированная») (поисково-спасательные работы в природной среде);

ГУ МЧС России по Курской области, ГУ МЧС России по Московской области, ГУ МЧС России по Пермскому краю – соревнования «Лучшее звено аварийной разведки и спасения пожарных», «Лучшая команда аварийной разведки и спасения пожарных»;

ГУ МЧС России по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Омской области, ГУ МЧС России по Республике Алтай, ГУ МЧС России по Республики Коми – соревнования по пожарному биатлону;


ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» - проведение пожарного квеста «Никто кроме нас» среди специальных пожарно-спасательных частей;

ФГКУ «Специальное управление ФПС № 29 МЧС России» - проведение смотр-конкурса на звание лучшее звено газодымозащитной службы среди специальных подразделений ФПС Уральского федерального округа;

ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» - проведение смотр-конкурса на звание «Лучшее звено газодымозащитной службы среди специальных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС, имеющих на вооружении дыхательные аппараты на сжатом кислороде»;

ГУ МЧС России по Республике Карелия – проведены международные соревнования «Лучшее звено газодымозащитной службы», «Лучший газодымозащитник».

Основными и массовыми из них стоит отметить занятия газодымозащитников в огневых симуляторах тактической подготовки, смотры конкурсы профессионального мастерства, подъем по маршевым лестницам, соревнования по различным видам спорта.

Вывод: работа в направлении развития боевой подготовки личного состава пожарной охраны организуется на достаточном уровне.

По итогу проведенного анализа отмечается зависимость случаев травматизма от уровня организации профессиональной подготовки личного состава в главных управлениях МЧС России по субъектам
Российской Федерации.


Так можно отметить, что росту травматизма могли способствовать следующие причинно-следственные связи, установленные в ряде главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

- недостаток практических занятий и тренировок, спровоцированный проведением ПТУ и ПТЗ классно-групповым способом;

- самоустранение должностных лиц органов управлений от роли руководителя тренировочных ПТУ, либо нарушения в планировании тренировочных ПТУ;

- низкий методический уровень проведения занятий в системе боевой, физической и самостоятельной подготовки.

Указанные проблемы отмечаются в:

ГУ МЧС России по Красноярскому краю – 8 несчастных случаев (АППГ 2);

ГУ МЧС России по Краснодарскому краю – 8 несчастных случаев
(АППГ 5);

ГУ МЧС России по Ярославской области - 3 несчастных случая (АППГ 0);

ГУ МЧС России по Республике Чувашия - 3 несчастных случая (АППГ 0);

ГУ МЧС России по Магаданской области - 2 несчастный случая (АППГ 1).

ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу – 1 несчастный случай (АППГ 0).

ГУ МЧС России по Республике Коми - 1 несчастный случай (АППГ 0);



ГУ МЧС России по Брянской области - 1 несчастный случай (АППГ 0);
По итогам проведенного анализа:

  1. В лучшую сторону по организации профессиональной подготовки отметить:

- ГУ МЧС России по Алтайскому краю, Республике Татарстан, Свердловской и Челябинской областям.

  1. В худшую сторону по организации профессиональной подготовки отметить:

- ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому, Красноярскому краям, по Республике Башкортостан, по Магаданской области.

Не смотря на выявленную в 2021 году тенденцию некачественной организации профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны, а также предложенные Главным управлением пожарной охраны мероприятия по ее совершенствованию, в 2022 году в указанных главных управлениях констатируются аналогичные недостатки.

Должностные лица данных главных управлений функционально ответственные за организацию профессиональной подготовки пренебрегают
и не выполняют требования Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472. Контроль за их деятельностью со стороны руководства главных управлений
не осуществляется. Указанные обстоятельства отрицательно влияют на уровень боеготовности пожарно-спасательных подразделений.


  1. Начальникам главных управлений МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому и Красноярскому краю, по Республике Башкортостан, по Магаданской области строго указать на недопущение подобных недостатков и исправление отрицательной динамики, а также:

2.1. Разработать план дополнительных мероприятий по приведению профессиональной подготовки к необходимому уровню, для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав подразделений пожарной охраны.

2.2. Провести проверки деятельности ответственных должностных лиц за организацию профессиональной подготовки в подразделениях пожарной охраны и органах управления.

    1. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации организовать исполнение следующих мероприятий, направленных на совершенствование уровня организации профессиональной подготовки личного состава в 2023 году:

    1. Обеспечить контроль за организацией профессиональной подготовки личного состава территориальных пожарно-спасательных гарнизонов
      в соответствии с Порядком подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, утвержденным приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472.

    2. Обеспечить применение Сборника упражнений по профессиональной подготовке личного состава ФПС ГПС, утвержденного распоряжением
      МЧС России от 09.12.2023 № 1357, в системе служебной и боевой подготовки личного состава.

    3. Организовать проведение целевых тренировок в 1 полугодии 2023 года по психологической подготовке газодымозащитников с отработкой действий по спасению звена газодымозащитной службы.

    4. Спланировать работу в 2023 году по недопущению выявленных недостатков и нарушений.

    5. Организовать проведение ПТУ и ПТЗ, тренировок в СИЗОД, практической подготовки личного состава с моделированием наиболее сложных вариантов развития пожаров, учетом опыта их тушения на аналогичных объектах и учетом оперативно-тактических особенностей районов выезда.

    6. Организовать подготовку к проведению смотров-конкурсов профессионального мастерства в 2023 году.

    7. Организовать планирование проведения ПТУ с учетом оперативно-тактических особенностей объектов.

    8. Организовать подготовку оперативно-должностных лиц по навыкам работы с ПТП и КТП, позволяющую качественно решать задачи по проведению боевых действий на месте тушения пожаров и ликвидации ЧС.

    9. Организовать контроль за своевременным прохождением аттестации
      на право осуществления РТП и ЛЧС должностными лицами главных управлений МЧС России и СУ ФПС МЧС России, в соответствии со сроками, установленными приказом МЧС России от 20.10.2017 № 450, в том числе при согласовании должностных лиц, планируемых к рассмотрению на заседание Центральной аттестационной комиссии МЧС России.

    10. По итогу финансового года обеспечить достижение 100% уровня контрактации и кассового исполнения.

    11. Организовать подготовку кандидатов, направляемых в Главное управление пожарной охраны для прохождения стажировки на должности заместителей начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по Государственной противопожарной службы).

    12. Проработать вопрос о направлении личного состава пожарно-спасательных подразделений на участие в открытых соревнований пожарных и спасателей «Пожарный олимп».