Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
работающих увеличится в два раза… И поэтому, конечно, ваш вклад будет
заметным и своевременным» [46].
Бойцы студенческих педагогических отрядов за летний период 2010 года занимались воспитанием около полутора миллионов детей и подростков. В год
65-летия Великой Победы, по инициативе межвузовского педагогического отряда Барнаула «Аврора», был сформирован Всероссийский студенческий педагогический отряд «Победа». В ряды отряда вошло более 100 человек, в том числе и вожатые из Пермского края, Омской, Томской, Тюменской, Орловской,
Новосибирской областей, Республик Чувашия, Якутия и Алтай.
На базе Чувашского регионального отделения МООО «РСО» в этом же году была создана опорная площадка по поддержке деятельности студенческих педагогических отрядов. На сегодняшний день она вот уже несколько лет успешно координирует работу организации и взаимодействует с органами власти.
В конце года был принят закон N 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов» [47], в котором уточнены основания, необходимые для освобождения от уплаты работодателем страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации по выплатам за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде. Установлено, что такая деятельность должна осуществляться не в любом студенческом отряде, а непременно в студенческом отряде, включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Окончился год очередным Всероссийским слетом студенческих отрядов, на этот раз в Омской области. Этот слет задал новый формат проведения мероприятия, показав, что движение студенческих отрядов развивается и приспосабливается к современным условиям.
33
В мае 2011 года был проведен конкурс отрядов на право участвовать во
Всероссийской студенческой стройке «Академический». По итогам конкурса участниками стали 26 строительных отрядов из 13 регионов России численностью 420 человек.
Так же, 2011 год связан с активным развитием профильных отрядов – нового направления развития деятельности студенческих отрядов, кузницы инженерных кадров для экономики страны.
Кроме того, была проведена сертификация студенческих педагогических отрядов, в ходе которой поступило 25 заявок от 6 региональных отделений
РСО: Республики Калмыкия, Чувашской Республики, Омской, Пензенской,
Самарской и Челябинской областей.
Этим летом было сформировано два Всероссийских студенческих педагогических отряда: ВСПО «Созвездие» имени Юрия Гагарина в столице
Чувашской Республики городе Чебоксары и ВСПО «Территория первых» в
Пермском крае.
Всероссийский слет прошел в Екатеринбурге, городе, где движение не прекращало работу ни на день.
В 2012 году работу организации оценил Президент Российской
Федерации Владимир Владимирович Путин. 12 декабря в своем послании
Федеральному Собранию он отметил: «Возрождается стройотрядовское
движение.
Считаю
важным
поддержать
такие
добровольческие
инициативы».
С целью дальнейшего развития РСО была продолжена активная работа по популяризации движения студенческих отрядов среди работодателей, администраций образовательных учреждений и молодежи.
Заключены соглашения с такими крупными организациями России как
ФСК «ЕЭС» [48] и ГК «Олимпстрой» [49]. Наиболее важным стало соглашение о стратегическом сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров» и Молодежной общероссийской
34 общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» [50], которое предусматривает активное участие студенческих отрядов в реализации научно- исследовательских, внедренческих, социальных и хозяйственных проектов высших учебных заведений.
Кроме того, в рамках Всероссийского образовательного форума
«Селигер-2012» прошла смена «Молодые строители», где опыт работы студенческих строительных отрядов, рассматривался в качестве эффективной формы воспитания молодого специалиста и способа получения им практического опыта.
7 августа на Всероссийских студенческих стройках «Сочи» и
«Бованенково» был организован День ударного труда, где приняли участие более 700 бойцов.
В трудовом семестре 2012 года на территории Алтайского края был создан международный студенческий педагогический отряд «Единство», посвященный 75-летию Алтайского края. В состав международного отряда вошли вожатые – бойцы студенческих педагогических отрядов из городов:
Барнаул, Новокузнецк, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Иркутск, Улан-
Удэ, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, также бойцы из ближнего и дальнего зарубежья: Нигерии, Китая, Франции, Нидерландов, Саудовской
Аравии, Афганистана, Таджикистана, Монголии, Казахстана. Всего в составе отряда отработало 70 бойцов.
В целях консолидации студенческих педагогических отрядов и межрегионального обмена опытом была организована работа Всероссийского студенческого педагогического отряда «Дельфин.RU». За полный летний сезон в 4 смены во Всероссийском отряде отработало более 380 вожатых России, а отдохнуло более 3200 детей из самых разных уголков страны.
21 июня 2012 года учрежден Фонд поддержки и развития движения студенческих отрядов. Его целью является финансирование разработки и реализации программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и
35 пропаганду деятельности движения, на осуществление социальной помощи и поддержки участникам студенческих отрядов, организацию и проведение фестивалей, выставок, создание печатной, аудио и видео продукции.
260 бойцов в составе межрегионального молодежного отряда «Саммит
АТЭС-2012» работали официантами, барменами, кухонными рабочими и горничными на протяжении всего Саммита со 2 по 9 сентября. Заказчики остались довольны опытом работы со студенческими отрядами.
Начало 2013 года ознаменовалось появлением сводного сервисного отряда на тестовых соревнованиях в Сочи. С января 160 бойцов занимались транспортом и логистикой на объектах, где еще полгода назад трудились студенческие строительные отряды со всей страны. В феврале приступили к завершающим работам строительные отряды Екатеринбурга, Ростова и Омска.
На Всероссийском совещании руководителей региональных отделений в
Белгороде 15 марта состоялось открытие скульптурной композиции
«Студенчество» посвященной отрядному движению. Как заметил автор, скульптурная композиция построена на символах: символ труда – лопата, романтики – гитара. Символ единства – сжатые руки.
Впервые состоялся Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов, который собрал свыше 220 представителей направления из 46 регионов страны. На форуме обсуждались вопросы организации деятельности студенческих педагогических отрядов, разработки стандартов подготовки, организации профильных и тематических смен. Итогом Форума стало принятие проекта резолюции, направленной на развитие движения студенческих педагогических отрядов, повышения зарплаты вожатым, улучшение взаимодействия с вузами, создания единой методической базы.
В 2013 году функционировало пять Всероссийских студенческих строек и проект «Дельфин.RU». Самой масштабной стала ВСС «Бованенково», совместно с холдингом
«Стройгазконсалтинг» и
ООО
«Заполярпромгражданстрой» трудилось 1229 бойцов студенческих отрядов, из
36 них 75 ребят из Беларуси, в рамках соглашения и обмена отрядами. В последний раз студотрядовцы собрались на строительстве Зимних игр в Сочи, продолжилось возведение района «Академический» в Екатеринбурге, на ВСС
«Росатом» в Ростове ребята строили третий и четвертый энергоблоки, а в
Архангельской области возводили «дорогу в космос», а точнее, строили город
Мирный при космодроме.
Кроме того, впервые был организован отряд для работы в Арктике.
Сводный отряд СЗФО «Гандвик» на островах Франца-Иосифа и Гукера собрал более 20 тонн технического мусора.
Всероссийский слет студенческих отрядов, посвященный закрытию 54-го трудового семестра, состоялся в Сочи. В рамках слета прошла I Всероссийская спартакиада студенческих отрядов, а также определен лучший региональный штаб – Алтайский.
В настоящее время в России реализуется множество проектов, направленных на развитие страны в целом. Они должны обеспечить высокий уровень роста экономики, повышения благосостояния наших граждан, а вместе с этим и лидирующие позиции России в мире. Молодежь при этом должна стать ведущей социальной группой, участвующей в их реализации. Россию строить молодым, им в будущем определять ее облик, им предстоит очень многое, но основы для этого закладываются сегодня в движении Российских
Студенческих Отрядов [51].
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ
ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ»
В предыдущем параграфе ознакомились с динамикой развития движения студенческих отрядов, которая наглядно показывает историческую значимость и мощь движения. Формулировка темы параграфа предполагает ознакомление с основными подходами современности к изучению и определению понятия
«конкурентоспособность».
37
Нами поставлена перед собой цель показать, что деятельность движения студенческих отрядов в значительной степени способствует формированию качеств личности и компетенций у студентов, что будет подтверждением высокого потенциала движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста, но для этого необходимо разобраться с содержанием и объемом понятия «конкурентоспособность» и производных от него понятий и терминов.
Проблема формирования конкурентоспособности личности актуализировалась в конце XX века, приобрела широкое социальное значение в связи с переходом России на новый экономический путь развития. В период трансформации современного российского общества, характеризующейся проникновением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в образование, возникает необходимость приспособления к быстроизменяющимся условиям жизни, потребность в социальной защите от возможных неудач на жизненном пути [52].
В проекте стратегии развития молодежи Российской федерации до 2025 года [53, c. 11] сформулирована цель новой государственной молодежной политики – «достижение конкурентоспособности российской молодежи
(формирование конкурентоспособного молодого поколения)», определяя развитие через повышение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности молодежи [53, c. 12].
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения, выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общие и специфические компетенции, должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что ориентирует на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности, самоуправлении и других видах деятельности, являющихся составляющими образовательно-профессионального пространства вуза [52].
38
В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов была раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспекте. Это нашло свое отражение в работах А.П. Беляева, Г.И. Ибрагимова,
С.Я. Батышева, В.М. Демина, Ю.Н. Петрова, П.Н. Осипова, Л.Г. Семушиной,
Н.Г. Ярошенко и других авторов.
Зависимость процесса формирования личности от её позиции субъекта общественной и профессиональной деятельности в современных социально- экономических условиях раскрыты в исследованиях В.А. Беликова, М.С.
Когана, В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, Е.А. Климова, А.К. Марковой,
А.Я. Наина, А.М. Омарова, В.Г. Осипова, Г.Л. Смирнова и др.
Способы оценки качества подготовки и совершенствования процесса управления специалиста нового типа рассматривается к работах Е.В. Кузменко,
Е.В. Яковлева, С.Н. Широкобокова и др. [54].
Согласно В.И. Шаповалову конкурентоспособность личности –
«социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующую ее потенциальные возможности в достижении успеха
(в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющую адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающую внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [55]. Автор отмечает, что высокий уровень конкурентоспособности – важнейшее требование к будущему специалисту, что, по сути, определяет степень его профессиональной компетентности.
В монографии Л.М. Митиной конкурентоспособность личности определяется как способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно [56, c. 39]. Автор выделяет три интегральные характеристики личности – направленность, компетентность и гибкость. По
39 мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности – это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [56, c. 115].
Т.А. Жданко определяет конкурентоспособность личности студента как
«совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности [57, c.
11].
По мнению С.Д. Резника и А.А. Сочиловой в определении конкурентоспособности личности выделяют факторы, которым современные студенты должны уделять особое внимание: «качество работы и надежность
(тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание); глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы; способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей); стремление к успеху, ориентация на удачу; знания и опыт работы; выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность); семейное благополучие работника; целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе)» [58, c. 16].
Широбоков С.Н. отмечает, что конкурентоспособность специалиста – это социально, педагогическая категория, отражающая способности специалиста достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся образовательных
40 ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач [54].
В. И. Андреев определяет конкурентоспособность личности как личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [59]. Также, В.И. Андреев выделяет десять системообразующих и приоритетных качеств конкурентоспособной личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.
Д.А. Смотрова проанализировав разные позиции авторов делает вывод о том, что «конкурентоспособность личности в общем виде можно определить, как интегративную характеристику личности, обеспечивающую более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда.
Таким образом, конкурентоспособность личности определяется степенью соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям» [60].
В работах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней подчеркивается, что основу конкурентоспособности специалиста составляют его компетенции.
В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты третьего поколения уделяется повышенное внимание новому компетентностному подходу в обучении специалистов, что по мнению А.В.
Пономарева «способствует подготовке конкурентоспособного выпускника» [2, c. 117].
41
ФГОСами определены основные понятия компетентностного подхода.
Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [61].
Общекультурные
(универсальные) компетенциями называются компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
Профессиональные (специальные) компетенции составляют группу компетенций, необходимых для реализации профессиональной деятельности.
На основе проведенного анализа мы пришли к