Файл: Конспект лекций по дисциплине ен. 02 информатика и информационнокоммуникационные технологии (икт) в профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа за компьютером предъявляет особые требования к развитию ряда познавательных функций. Это:

- сформированность механизмов организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;

- развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

- развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);

- развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Следует отметить, что у большинства школьников все эти функции к началу обучения в школе недостаточно сформированы, и их развитие идет постепенно от 7 к 10 годам.

Все это позволяет считать работу за компьютером достаточно напряженным видом учебной деятельности, что связано с несформированностью этого вида деятельности – принципиально нового для ученика начальной школы.

 

Возрастные особенности сформированности познавательных функций у учащихся начальной школы

Работа с компьютером в процессе обучения – один из новых видов учебной деятельности, при организации которого сформированность психофизиологических компонентов деятельности играет решающую роль. Известно, что за годы обучения в школе отмечается резкое ухудшение (в 4-5 раз) зрения, рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и прежде всего с нарушениями осанки (в 3-4 раза), рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и психосоматическими заболеваниями. По мнению специалистов, это в значительной степени связано с неадекватностью учебных нагрузок и нерациональной организацией учебного процесса, причем «страдают» в первую очередь те системы организма, которые активно включены в деятельность при работе за компьютером (интенсивная зрительная нагрузка, удержание относительно неподвижной позы, интеллектуальное и эмоциональное напряжение). Именно поэтому при работе с комплектом ЭИ для начальной школы необходимо учитывать как общие принципы работы младших школьников за компьютером, так и специфические рекомендации по работе с обязательными и дополнительными ЭИ.

Лекция 3. Гигиенические требования, предъявляемые к временным рамкам работы на компьютере, к правильной посадке учащихся при работе на компьютере в начальной школе. Профилактика нарушения зрения и утомления при работе на компьютере


Одним из ведущих компонентов организации деятельности является внимание. Способность ребенка сконцентрировать внимание на определенном задании и какое-то время работать без отвлечений постепенно повышается в период от 7 к 10 годам. Почти 70% первоклассников не могут эффективно организовать свое внимание, а время их работы без отвлечений составляет 3-5 минут. К 9-10 годам количество таких детей снижается (но у 30% остаются проблемы организации внимания). Однако время работы без отвлечений у большинства – 10 минут.

Для обеспечения эффективной организации внимания необходимо соблюдать следующие условия:

1. Включению в работу с компьютером должна предшествовать 1,5-2-минутная подготовительная работа, обеспечивающая готовность (подготовку) к новому виду деятельности. Это может быть подготовка рабочего места, приготовление необходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятия удобной позы, включение компьютера и необходимой программы работы.

2. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Нечеткость инструкции, непонятные слова, многоступенчатость действия создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Поэтому инструкция (любое задание) должна быть четко сформулирована, сложное (многоступенчатое) задание должно быть разделено на этапы и определена последовательность выполнения этих этапов. Кроме этого, должны быть четко определены критерии завершения работы.
3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3-5 минут непрерывной работы в 1-2 классе и 5-8 минут в 3-4 классе.

4. Работа должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работ с мышью и клавиатурой. Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленногопошагового освоения каждого действия.

5. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения (см. приложение).

В процессе работы за компьютером ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения внимания в младшем школьном возрасте еще невысока, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. У детей этого возраста можно выработать реакцию переключения внимания по словесной инструкции, но это достаточно сложно. Успех зависит от четкости инструкции, которую дает взрослый, от того, выделены ли в ней значимые условия, цель, задачи. Все это определит уровень и устойчивость внимания ребенка.



Не следует забывать еще об одной особенности детей этого возраста – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности.

Одновременное выполнение двух или более действий чрезвычайно сложная, а порой просто не выполнимая для младшего школьника задача. При работе за компьютером неизбежно совмещение двух и более различных действий (читать текст на экране и одновременно работать мышью или использовать клавиатуру и т.п.).

Возрастные особенности организации деятельности и, прежде всего, внимания определяет необходимость определенной последовательности обучения детей работе с компьютером, включающей несколько этапов:

1. Общее знакомство с компьютером, его составляющими общими характеристиками.

2. Технология и безопасность работы.

4. Технология работы с мышью.

5. Технология работы с клавиатурой.

6. Технология выполнения типовых заданий обязательного компонента ЭИ.

7. Технология выполнения типовых заданий дополнительных компонентов 
ЭИ.


Внимание! Не рекомендуется одновременное обучение детей работе с мышью и выполнение заданий обязательного или дополнительного компонентов. На начальных этапах обучения (работа с мышью, работа с клавиатурой) категорически противопоказано форсировать темп работы. Это связано с возрастными особенностями организации и регуляции движений, а также особенностями развития зрительно-моторных координаций (интеграцией взаимодействия системы зрительного и зрительно-пространственного восприятия и движений руки). Все это создает дополнительное напряжение при выполнении двигательных действий.

При организации работы с учащимися необходимо:

- четко формировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;

- выполнять каждое действие медленно;

- объединять действия в серию только после освоения каждого действия.

Работа за компьютером связана со сложнейшими процессами зрительного восприятия, различения и дифференцировки разного рода зрительной информации. Особенно сложен для детей 6-7 лет процесс восприятия незнакомых стимулов (графических знаков, схем, моделей).

Следует учитывать, что максимальная длина безошибочно воспроизводимого тестового ряда в 7 лет составляет 5,4 символа, а в 10 лет 6,4 символа. Это создает ряд ограничений в подаче информации и определении скорости ее восприятия.

В 6-7 лет осуществляется переход системы восприятия на новый качественный уровень, этот период оценивается как сенситивный для развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности школьника.

6-7 лет – это период, когда переходит на новый уровень сенсорный анализ, опознание, классификация, обеспечивает возможность восприятия новых сложных объектов и выработку новых эталонов восприятия и действия. Это и составляет основу работы за компьютером.

Несмотря на прогрессивное развитие, система восприятия 7-8-летних детей не достигает еще зрелого типа функционирования, и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены. Так, запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов. Следует учесть, что детям в возрасте 7-8 лет, в силу особенностей развития восприятия, трудно идентифицировать некоторые буквы и цифры, значение которых меняется при поворотах справа налево, сверху вниз (Р, Ь) и зеркальном вращении. В то же время это не касается букв симметричной конструкции (Н, А, З) или заглавных и строчных (А и а), сохраняющих свое значение.


Одной из причин трудностей идентификации букв может быть недостаточная сформированность их эталонов в зрительной памяти. Возможность сличения букв с образцом ускоряет процесс их опознания, что важно для выработки навыка чтения. Несформированность механизмов запечатлевания букв необходимо учитывать при использовании скоростного критерия чтения текста на экране.

Вторая причина связана с возрастными особенностями процесса категоризации зрительных стимулов. Достигая определенной степени зрелости к 7 годам, механизмы категоризации еще отличаются от свойственных взрослым. У взрослых показано наличие двух принципов разделительного анализа, лежащего в основе категоризации: анализ, основанный на полном описании всех признаков объекта, и/или на выборе определенного информативного разделительного признака.

В младшем школьном возрасте интенсивно идет формирование и других видов чувствительности – слуховой, кинестетической и тактильной, имеющих большое значение в формировании различных видов деятельности.

В этом возрасте совершенствуется слуховая чувствительность, дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп. Однако тоны и звуки ребенок различает хуже, чем слова. Этот также следует учитывать при использовании различных звуков в компоненте ЭИ «Знакомство с окружающим миром».

Кроме того, следует учесть, что ребенок быстро устает от фонового шума, от резких и пронзительных звуков. Т.е. фоновый шум (например, сопровождение задания музыкой, шумами способно отвлечь ребенка от выполнения конкретного задания.

Одна из самых острых проблем работы с детьми 6-7 лет – трудность концентрации внимания. В этом возрасте дети, конечно, могут уже подчинять свои действия речевой словесной инструкции, направляющей внимание на определенный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низка. В 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители, и быстро отвлекается. Именно поэтому такое большое значение имеет для детей этого возраста показ, яркая картинка и особенно движущаяся. Именно поэтому сам процесс работы за компьютером эмоционально привлекателен. В то же время доказано: эмоции не должны быть сверхсильными, насыщенными. Такой вид деятельности не стимулирует, а, наоборот, дезорганизует ребенка, отрицательно влияет на состояние детей и длительное (даже умеренное) психоэмоциональные нагрузки. Ошибочным является утверждение о том, что ребенок не утомляется, если «ему интересно». Высокая эмоциональная насыщенность занятия (что и характерно для работы за компьютером) быстро истощает организм и приводит к напряжению и утомлению, которое ребенок просто может субъективно не оценивать как усталость.