Файл: Конспект лекций по дисциплине ен. 02 информатика и информационнокоммуникационные технологии (икт) в профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Лекция 7. Публикации, возможность использования публикаций в учебном процессе начальной школы. Программное обеспечение создания публикаций

Publisher — это классическое приложение, которое позволяет создавать визуально насыщенные публикации с оригинальным оформлением.

С помощью Publisher можно создать газеты, брошюры, открытки, объявления, сертификаты, многостраничные обзоры, создавать сложные проекты для этой цели существует множество готовых макетов. Встроенные в программу шаблоны позволяют без проблем и потерь времени создать вебстраницу для интернета.

В процессе создания электронных публикаций учащиеся могут проявить себя и как оформитель, и как художник. В то же время придется продемонстрировать и знание физики. Программа Microsoft Publisher предъявляет повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу. Благодаря выполнению различного рода заданий можно не только повторить различные разделы физики, продемонстрировать умение систематизировать материал, кратко и наглядно излагать материал по выбранной теме, но и развить оформительские навыки.

Научив учащихся работать в этой программе вы сможете давать им различные задания, например,

создать:

 буклеты по теме

 страницы по заданной теме или мероприятию)

 обзор дней летней школы

 обьявление о мероприятии (может сделать учитель о предстоящем мероприятии)

Любая публикация должна удовлетворять следующим требованиям:

 удобство при чтении

 для лучшего восприятия текста оставляйте достаточно свободного места

 абзацы, состоящие из одних заглавных букв, воспринимаются с трудом.

 не забывайте о чувстве меры при использовании декоративных шрифтов

Несколько полезных практических советов

 Не разделяйте предложения двойным пробелом, как иногда делают в документах — после

форматирования он будет выглядеть некрасиво.

 Используйте шрифт Times New Roman для основного текста, а Arial — для заголовков (для

деловых документов).

 Используйте шрифт Tahoma или Verdana для основного текста, а Centuri Gothic — для

заголовков (эти шрифты легко читаются, а в публикации размер шрифтов как правило мелкий,

что приводит к затруднению при чтении)

 Используйте полужирный шрифт и курсив только для выделения (курсив стоит использовать в


исключительных случаях- он плохо читается)

Лекция 8. Мультимедийные презентации, возможность использования презентаций в учебном процессе начальной школы. Программное обеспечение разработки и демонстрации презентаций

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Каковы же преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах? · Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно. · Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность. · Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении. · повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания; · создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда; · смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников; · стимулирования познавательного мышления учеников; · применения наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении. Что такое презентация? Почему именно презентация? "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.



       Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки:
•    на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
•    обеспечивает наглядность;
•    привлекает большое количество дидактического материала;
•    повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
•    обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Поэтому при создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих рекомендаций:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
6)  Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот
7) Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.
8) В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.


  Использования презентаций в начальных классах на различных уроках.

1. Математика.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Приведу в качестве примера фрагменты урока математики. Тема урока -“Таблица сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через разряд”. На этапе устного счета, дети искали лишнее выражение, определяли, какие приемы помогали контролировать свои ответы, группировали выражения.


Самостоятельная работа проводится с самопроверкой. Дети не только увидели правильный вариант решения, но и познакомились с интересной птицей.

 

Во время устного счета весь класс внимательно следит за числами.



 

2. Письмо.

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.



3. Обучение грамоте, чтение.

Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации (слайды № 5, 6). Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а
анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, учитель просит ребят назвать букву первого звука слова (“солнце” - [с]). Букву ударного гласного второго слова (“голубь” - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове “крокодил” [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют коричневый цвет. Затем учитель просит ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем “убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом.

 

Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы. Иногда мы сами готовим карточки на бумаге или печатаем их во время перемены на доске.

Презентации расширяют возможности учителя при выборе средств, для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность.

4.     Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний. Повторение в форме игры “Третий лишний” оживляет работу класса, оптимизирует по времени повторением за счет использования игровой формы. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают еще неустойчивое внимание первоклассников, но и позволяют им проверить свои знания.
Такая игра может проводиться практически на всех уроках. Для этой игры требуется 2-3 минуты на уроке, что позволяет ее часто включать в учебные занятия и быстро повторять разные темы. Поставив такую цель, можно подготовить материал для повторения в течение всего года, материала изученного за год.

5. Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.

 

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.