ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 870
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
486
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Part 2. Design и ахроматические цвета, простота формы (а где-то и геометричность, что является следствием конструктивизма и его родственных направлений в ис- кусстве). Минимализм можно увидеть и в архитектуре, наблюдая простоту форм, отсутствие ярких и сложных элементов (как, например, в барокко и классицизме). Историки в области моды до сих пор не могут определиться, кто же стал родоначальником минимализма, кто стал его продвигать в мас- сы. Но часто встречаются такие имена, как Рей Кавакубо, Иссей Мияке,
Йоджи Ямамато. Именно они стали активно продвигать лишенную блеска и гламуру одежду, которая шла в разрез с типичным пониманием моды.
Развитие технологий, поиск новых средств выражения, материалов, визуальных эффектов – все это стирает границы между фэшн-индустрией и архитектурой, особенно в современном мире. Поиски референсов для съемок и новых коллекциях происходят в исторических дворцах и храмах, городской среде. В платьях Dolche&Gabanna угадывается роспись сици- лийских базилик, а Chanel использует силуэты и пропорции древнегре- ческих колонн, которые тоже олицетворяют человеческое тело. Архитек- турные силуэты заметны у Hugo Boss, Acne Studios, All Saints. Viktor&Rolf проецирует на одежду городские сцены, а знаменитый архитектор совре- менности Заха Хадид превращает свои здания в произведения искусства.
Ее футуристические туфли для United Nude явно перекликаются со «сло- еным» зданием Гонконского Политеха.
Влияние архитектуры на модную индустрию также можно проследить, изучая показы именитых дизайнеров в знаковых архитектурных простран- ствах. Несколько лет назад Кристиан Диор устроил шоу в знаменитом
Дворце Пузырей, спроектированном Антти Ловага, а Карл Лагерфельд презентовал коллекцию в сеульском выставочном центре Захи Хадид. Том
Форд говорил, что «и одежда, и здания – оболочка, в которой живет че- ловек», и это на самом деле так. Они естественным образом используют похожие выразительные средства: на какую стилевую эпоху ни посмотри, в каждой мода является отражением архитектуры и наоборот.
Стоит заметить, что какие бы тяжелые времена не переживало общество, мода и архитектура не умирают. Да, они изменяются, впитывают в себя все, что происходит в мире, носят в себе дух времени, но все равно про- должают развиваться. Как говорил французский писатель Анатоль Франс:
«Покажите мне одежду определенный страны, и я напишу ее историю».
Список литературы
1. Ермилова, Д.Ю. История костюма: учебник для вузов / Д.Ю. Ермилова. М.:
Издательство Юрайт, 2021. 392 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-11481-2.
Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://
urait.ru/bcode/473372 (дата обращения: 29.12.2022).
2. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: учебное пособие / Н.В. Бирюкова. М.:
НИЦ Инфра-М, 2013. 367 c.
3. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления [Текст] / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов. 2-е изд.
М.: ACADEMA, 2004. 224 c.
4. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Архитектоника объемных форм / О.Н. Данилова, И.А. Шеромова, А.А. Еремина [Электронный ресурс] //
Studfile: [сайт]. URL: https://studfile.net/preview/8920028/ (дата обращения: 9.01.2023).
487
УДК 75.03
А. А. Седова
Научный руководитель – Н. Н. Бирюкова
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия
ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ И ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
Картины создаются по многим причинам, включая исторические, культурологические и экономические. Художник сам вправе выбирать различные цветовые гаммы, разные стили. Степень достоверности изо- бражения определяет сам автор, и неправомерно было бы предположить, что неестественно изображенная фигура говорит о нарушении зрения, а искажение цветов – о нарушении цветовосприятия.
В научно-исследовательском проекте было выдвинуто предположение, что существует прямая зависимость между творческой манерой письма художника и особенностями его зрения.
Импрессионизм, направление в европейской живописи, возникшее во второй половине XIX века, заключающееся в передаче общего впе- чатления, которое краски предметов и фигур производят при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. Возможно, отсут- ствие подробностей в рисунке было продиктовано вовсе не вдохновением великих художников.
Сохранились многочисленные медицинские документы, которые под- тверждают, что выдающиеся импрессионисты Клод Моне и Эдгар Дега страдали офтальмологическими заболеваниями.
Эдгар Дега имел макулодистрофию сетчатки глаза. Он впервые упомя- нул о «слабости зрения» в середине 1880-х годов, хотя в то время еще мог читать газеты. В 1890-х Дега часто упоминал в своих письмах о слабом зрении и сложностях с письмом и чтением. Работы Дега в 1880-х были вы- полнены достаточно детально, с очень четко прописанными тенями и под- робностями одежды. В 1880–1890-х гг. он продолжал рисовать те же объ- екты, но линии теней, детали лиц, волосы, складки одежды становились все менее дифференцированными. Эдгар Дега закончил пастель «Женщина, расчесывающая волосы» в 1886 году. Сравним это полотно с более позд- ним – «Женщина сушит волосы» в 1903 г. (рис. 1, цветная вкладка).
Размер мазков кисти прогрессивно увеличивался в соответствии со снижением остроты зрения художника на протяжении трех десятилетий,
С
екция
3
Культурология и социология
Part 2. Culturology and Sociology
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Part 3. Culturology and Sociology
488
и многие картины Дега стали характеризоваться яркими мазками, не ха- рактерными для его раннего стиля. Линии тела сделались нечеткими, на изображения накладывались яркие пятна, практически не были детали- зированы лица и одежды. Свои работы Дега писал на все более и более крупных листах бумаги.
У Клода Моне была совсем другая ситуация. Из медицинских записей и писем видно, что у него были катаракты, которые особенно сильно про- грессировали в течение десятилетия, начиная с 1912 по 1922 годов.
Он писал, что «цвета не имеют уже прежней интенсивности… красные стали выглядеть какими-то грязными… мои рисунки становятся все более темными». Он не мог уже больше выбирать цвета, как прежде: «Приходит- ся просто полагаться, с одной стороны, на надписи на тюбиках с краской, с другой, – на силу привычки и собственный опыт»
1
. Поздние картины почти абстрактны и выполнены преимущественно в красно-оранжевых и зелено-голубых тонах, которые совершенно отличаются от мягких полу- тонов, характеризующих все раннее творчество импрессиониста.
Поздние картины почти абстрактны и выполнены преимущественно в крас- но-оранжевых и зелено-голубых тонах, которые совершенно отличаются от мягких полутонов, характеризующих все раннее творчество импрессиониста.
Сравним фотографию сада Моне и его рисунок, сделанный в 1899 году, когда зрение художника еще не было нарушено (рис. 2, цвет- ная вкладка).
Картина Моне «Пруд с лилиями» и его же картина «Японский мост в Живерни», которая была выполнена в период наибольшего снижения зрения – эта версия нарисована преимущественно в оранжевых и голубых тонах (рис. 3, цветная вкладка).
Картина Моне «Утро с плакучими ивами» – детали левой части нари- сованы после экстракции катаракты (рис. 4, цветная вкладка). В 1923 году
Моне согласился на операцию, после чего он уничтожил очень много своих поздних холстов. Дошедшие до нас работы сохранились лишь по- тому, что были спасены его друзьями и членами семьи.
Дальтонизм, или цветовая слепота – наследственная, реже – приоб- ретенная особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Это довольно распространенное нарушение зрения получило свое название в честь Джона Дальтон, ко- торый впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений.
Возможность того, что среди художников были и есть дальтоники, под- тверждается как сведениями из истории живописи, так и исследованиями.
Наиболее известным художником-дальтоником является француз Шарль
Мэрион. Испытывая трудности с различением красного и желтого цветов, художник пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета, а потом уходит из живописи, сначала в рисунок, а потом в гравюру.
1
Астахов Ю.М. Импрессионизм / Impressionism / Impressionismus (подарочное издание) /
Ю.М. Астахов. – М.: Белый город, 2010. – С. 134.
489
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Секция 3. Культурология и социология
Многие исследователи отмечают сумрачный осенний колорит пейза- жей известного английского художника Джона Констебля, преобладание оттенков коричневого и желтого в работах художника обусловлено его плохим восприятием синего и голубого цвета (рис. 5, цветная вкладка).
На полотнах Винсента Ван Гога много желтого цвета. Специалисты утверждают, что такое пристрастие к желтому цвету, который появляется, кстати, и некстати, объяснялось тем, что Ван Гог нечетко различал цвета.
Все исследователи творчества гениального русского художника Миха- ила Александровича Врубеля обращают внимание на то, что он работал в серо-жемчужной гамме.
В качестве примеров приобретенного дальтонизма, возникшего из-за возрастных изменений или болезней, приведено творчество позднего пе- риода таких живописцев, как Репин и Саврасов.
Из современных российских художников дальтоником является Вик- тор Александрович Чижиков народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана
XXII летних Олимпийских игр в 1980 году – медвежонка Мишки.
Нейробиолог Маргарет Ливингстоун из медицинской школы Гарварда провела анализ 36 автопортретов великого голландского художника Рем- брандта Харменса ван Рейна и установила, что он страдал косоглазием.
Практически на всех полотнах и гравюрах, правый глаз Рембрандта смо- трит немного в сторону, тогда как левый направлен четко вперед, что свидетельствует о том, что Рембрандт страдал расходящимся косоглазием.
Из-за косоглазия Рембрандт не мог нормально воспринимать глубину мира, во всей полноте стереоскопического зрения. Но именно благодаря косоглазию художник с таким мастерством изображал трехмерное про- странство на плоской поверхности картины.
«У людей, которые относят себя к миру искусства, существует некое нежелание смотреть на великих мастеров с физиологической точки зре- ния. Они признают лишь влияние истории на их творчество», – пишет
Майкл Мармор – доктор медицины, офтальмолог Стенфордской универ- ситетской школы медицины
2
Но факты вещь упрямая. На творчество художников нередко оказыва- ла влияние какая-нибудь личная особенность медицинского толка.
И это лишь ещё сильнее подчеркивает значимость и уникальность их картин. Ведь для создания своих полотен живописцам пришлось пройти через настоящие испытания.
Представленный в проекте материал можно использовать при прове- дении внеклассных мероприятий для студентов, посвященных творчеству исследованных художников.
На основании вышеизложенных фактов из биографии знаменитых художников была подготовлена памятка «Офтальмология и искусство», которая может быть рекомендована офтальмологической службе города для использования при консультации пациентов по таким заболеваниям как дальтонизм, катаракта, макулодистрофия сетчатки глаза, косоглазие.
2
Майкл Мармор «Офтальмология и искусство: Симуляция катаракты Моне и болезней сетчатки глаз
Дега», Журнал «Архив Офтальмологии». – 2016. – № 12. – С. 87–100.
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Part 3. Culturology and Sociology
490
Список литературы
1. Астахов Ю.М. Импрессионизм / Impressionism / Impressionismus (подарочное издание) / Ю.М. Астахов. М.: Белый город, 2010. 656 c.
2. Громова Е.В. Все шедевры импрессионизма / Е.В. Громова. М.: Олма Медиа
Групп, 2012. 400 c.
3. Глазные болезни / Под ред. В.Г. Копаевой. М., 2012. С. 153–181.
4. Майкл Мармор «Офтальмология и искусство: Симуляция катаракты Моне и болезней сетчатки глаз Дега», Журнал «Архив Офтальмологии». 2016. № 12.
С. 87–100.
5. Ракитин В.И. Михаил Врубель / В.И. Ракитин. М.: Искусство, 2011. 103 с.
УДК 502,63; 719; 008
И. П. Черкашин
Научный руководитель – С. О. Вишневский
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
В статье рассмотрена ландшафтно-архитектурная среда исторических поселений
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38
в контексте охраны культурного наследия народовРоссийской федерации. На примере пгт. Симеиз (район Большой Ялты) в Республике
Крым показана самоценность исторического культурного ландшафта в це- лом и обосновывается необходимость установления статуса исторического поселения для исторической части поселка. Натурные рекогносцировоч- ные обследования территории проводились на протяжении 2022–2023 гг. и позволили выявить как элементы сохранившейся исторической среды
(архитектурные памятники и ансамбли, элементы планировки, видовые раскрытия, мемориальные деревья и исторические парковые композиции), так и грубые нарушения исторического облика поселения в результате реконструкции, реновации и новой застройки. Особое внимание уделено организации ландшафта в тесной взаимосвязи с архитектурной средой, формированию планировочной и объемно-пространственной структуры, историческим насаждениям и видовым раскрытиям. Обоснована перспек- тивность развития поселка в статусе исторического поселения.
Актуальность сохранения объектов культурного наследия в совре- менных условиях, связанных с глобальными преобразованиями в жиз- ни человека, общества, окружающей среды, кардинальными переменами в социально-экономической сфере, возникновением новых угроз антро- погенного, экологического, техногенного характера не вызывает сомне- ния. Населённые пункты, в границах территории которых размещены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечатель- ные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность приобретают особую значимость в курортных районах как объ- екты туристической аттрактивности. Исторические поселения имеют важ- ное значение и для сохранения исторической памяти, самобытности на- родов Российской Федерации, их вклада в мировую культуру.
491
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Секция 3. Культурология и социология
Цель работы: определить интегрирующую роль ландшафтно-архитек- турной среды, связующей отдельные памятники и ансамбли в единую композицию исторического поселения.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа действующего законодательства определить эле- менты ландшафтно-архитектурной среды в специфическом предмете ох- раны исторических поселений как объектов культурного наследия.
2. На основе комплексного историко-архитектурного и ландшафтного анализа территории пгт. Симеиз выявить ценные исторические элементы ландшафтно-архитектурной среды и обосновать перспективность развития поселка в статусе Исторического поселения.
Историческое поселение – включенные в перечень исторических по- селений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах ко- торых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения [6].
Так как до 2014 года территория Крыма находилась в составе Укра- ины, для характеристики объектов культурного наследия использовалось тождественное понятие исторического ареала – часть населенного места, сохранившая старинный облик, планировку и форму застройки, типич- ные для определенных культур или периодов развития [1]. Историческим населенным местом называлинаселенное место, сохранившее полностью или частично исторический ареал и занесенное в Список исторических населенных мест Украины.
Таким образом, законодательство определяет, что историческое по- селение (ареал) включает в себя территорию или ее часть, на которой расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, или же исторически сложившийся облик местности, который находится под охраной государства.
Показателями материальной ценности объекта культурного наследия определены:
● здания, сооружения, различные архитектурные формы;
● планировочный каркас поселения с элементами дорегулярной и ре- гулярной планировочной структуры, системой площадей, исторической парцелляцией земельных участков;
● открытые незастроенные пространства, элементы ландшафта, цен- ные своей сомасштабностью и целостностью.
Предметом охраны исторического поселения являются следующие эле- менты (рис. 1) [2].
Таким образом, ценными историческими объектами ландшафтно-ар- хитектурной среды, выполняющими важную функцию взаимосвязи архи- тектурных памятников и ансамблей в целостный культурный природно- антропогенный ландшафт являются: традиционные для местности формы и методы обработки рельефа, гидротехнические сооружения, ассортимент и композиция зеленых насаждений, объемно-пространственная структу-