ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 876
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
481
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Секция 2. Дизайн в котором все детали могли быть заменены при их износе. Порвался кар- ман? Замена! Истёрся рукав? Замена! Всё заменяемо, всё вечно и всё ак- туально. А главное удобно. Все детали располагались так, чтобы человека не сковывало. Это были универсальные комплекты одежды, пригодные для любых видов деятельности, которые можно носить круглый год. Им был разработан ряд элементов мужской одежды, причём главное внима- ние уделялось рационализации одежды, как в процессе изготовления, так и в процессе использования. Например, была разработана модель мужско- го пальто-куртки из прорезиненной ткани.
Она состоит из 3 отдельных частей:
● 1. мягкого непромокаемого верха (чехла);
● 2. фланелевой подкладки (осенью);
● 3. бараньей подкладки (зимой).
Проектирование одежды было лишь периодом в его жизни, тем не менее, созданные в 1923–1925 гг. костюмы выдержали испытание вре- менем, модой, следовательно, они принадлежат не моде, а эпохе в це- лом. Таким образом, подход Татлина к моделированию одежды отличал- ся от позиции других художников – конструкторов одежды (Родченко,
Степановой, Поповой), видевших главную задачу в создании различных типов производственного костюма. Татлиным создан новый тип повсед- невной одежды на основе сближения форм производственной одежды и модного костюма, т. е. на базе тех тенденций, которые стали ведущи- ми в мировой моде конца 60-х гг. Выразительность костюма строится либо на силуэте, либо на объёме.
Несмотря на актуальность «нормаль-одежды», в рамках новой про- граммы бытовой культуры производство костюмов не было начато. Ис- кусствоведы и историки предполагают, что на самом деле для пошива
«нормаль-одежды» должно было использоваться много ткани и фурниту- ры, что было дорого и нецелесообразно.
Идеи Татлина кажутся актуальными даже спустя 100 лет. Сегодня по- добные пальто и брюки можно найти в разных магазинах масс-маркета и люксовых магазинах [4].
Воздушный велосипед – Летатлин
В 1923 году Татлин начинает работу над экспериментальной исследо- вательской и проектной разработка, завершившаяся в 1933 г. испытанием аппарата «Летатлин».
В Ленинграде, а затем в Киеве Татлин изучает птиц, делает первые детали и пробные модели летательного аппарата. По личному призна- нию Татлина, он наблюдал за полётом морских птиц во время своих плаваний матросом. Всего было изготовлено три летательных аппарата: два в обтяжке парашютным шёлком, предназначавшиеся для лётных испытаний, и один без обтяжки – для демонстрации конструкции.
Один из них был сделан как аналог птицы, начинающей свой полёт падением с карниза или обрыва, другой – как аналог птицы, стартую- щей разбегом по земле или воде.
482
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Part 2. Design
В основу конструирования аппарата было положено следование при- родным формам птиц. Положение планериста внутри корзины фюзеля- жа было горизонтальным. Стабилизация крыльев в полёте достигалась связкой крыльев резиновым жгутом, который находился над спиной планериста, а также жёстким замком, накидываемым на рули крыльев на уровне кистей рук планериста.
Название, данное Татлиным летательному аппарату, – соединение гла- гола «летать» и имени автора. «Летатлин» оказался последним значимым вкладом художника в создание «образцов» бытовых вещей (рис. 3, цвет- ная вкладка). В ходе работ по изготовлению аппаратов Татлин применял технологии гнутья дерева в горячем водяном паре, для достижения сверх- гибкости «пальцев» крыла использовались многослойные детали в соче- тании дерева, клея и китового уса. Кроме того, Татлиным были сделаны различные технические усовершенствования и изобретения.
Испытания «Летатлина» оказались неудачными: ещё до их начала ап- парат был повреждён при перевозке; отложенные на время, больше они не возобновлялись. К настоящему времени сохранился только один де- монстрационный «Летатлин», два других утрачены.
По всей видимости, близость телесных ощущений плавания в воде и воздухе была знакома моряку и художнику Татлину, придавая ему уверенности в успехе создания «воздушного велосипеда» – простого и всем доступного летательного аппарата, сомнительные лётно-тех- нические качества которого искупались бы превосходством художе- ственных. Но мечта о полёте человека как птицы не подменялась только созерцанием совершенных форм птицеподобного летательного аппарата. Практически освоив его, научившись им управлять, человек мог бы и полететь.
Сейчас «Летатлин» находится на временной выставке в Третьяковской галерее.Правое крыло экспоната лишено тканевого покрытия – и это одна из главных загадок экспоната. «Летатлин» оказался его последним экспериментом – настало другое время, и больше ему не позволяли ни- чего изобретать [5].
Консольный стул и Посуда: детский поильник, чайный сервиз
Следующая работа, модель консольного стула (рис. 4, цветная вклад- ка) выполнена под руководством Татлина студентом Рогожиным на Де- ревообделочном факультете Вхутеина. По сохранившейся фотографии эта модель была реконструирована, но современным конструкторам так и не удалось восстановить первоначальный облик модели – из дерева, т. к. секрет её производства утерян, и до нас дошла современная модель из стальных трубок. Татлин целиком пересматривает конструкцию вен- ского стула Тоне, расставаясь с её основой – вертикальными опорами.
Деревянные бруски-прутья в модели Татлина изогнуты в s-образную в профиле структуру, на трёх уровнях образующую своими витками и ножку-опору, и консоль-поддержку для сиденья, и цельную форму спин- ки – подлокотников. Пластика формы и техническая работа конструкции
483
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Секция 2. Дизайн совпадают и взаимоусиливают друг друга. Сложные кривые стула мяг- ко воспринимаются глазами, т. к. в основе лежит простая геометрическая форма усечённого конуса. Венские стулья в принципе жёсткие, консоль- ная же конструкция Татлина – мягкий стул без пружин, т. к. изогнутые деревянные прутья выполняют их функцию. Однако, по сравнению с за- падными консольными стульями (Ван дер Роэ, Марселя Брейера, Ле Кор- бюзье), стул Татлина менее доведён технологически, его форма лишена чистоты и совершенства механической обработки. Таким образом, всесто- ронне продуманная форма стула стала целостным организмом, живущим в непрерывной динамике кривых, его образующих. Отсюда и зрительная убедительность архитектоники татлинского стула, тогда как в компоновке зарубежных консольных стульев сиденья под тяжестью тела зрительно не имеют опоры.
В конце 1920-х гг. Татлин начинает преподавать на производственных факультетах ВХУТЕИНа. На керамическом факультете он вёл занятия по проектированию предметов быта на базе своей дисциплины «Культура ма- териала». Он увлёк студентов своей оригинальной концепцией 7 формоо- бразования. Татлина привлекали лишь те виды посуды, которые в наиболь- шей степени соприкасаются с рукой. Он отказывался от привычных ручек и вкладывал модель в ладонь.
Под его руководством студент А. Сотников выполняет детский поильник
(рис. 5, цветная вкладка) из фарфора. Этот предмет очень удобен и хорошо
«ложится» в ладонь, т. к. имеет цельную обтекаемую форму без выступающих деталей (нет носика, ручки, привычной крышки). «Для детского поильни- ка, – писала Л. Жадова, – была использована одна из самых классических форм скульптуры – форма обнажённой женской груди. Она многосторонне продумана функционально. Её удобно брать, а в случае падения она катится по земле и не бьётся. Форма скомпонована по наклонной оси, параллель- ной земной (как и Башня), и сводится к квадрату со стороной 8 см, причём наклонная ось является его диагональю. Съёмная, с пружиной, крышка со- храняет молоко и не даёт вылиться даже при падении, а также обеспечивает удобство мытья» [5].
Список литературы
1. Гурари М.Н. Революционная архитектура русского авангарда в формате цен- ностно-цивилизационной традиции (В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов) //
Визуальная теология. 2022. С. 277–292.
2. Кругликов В. Владимир Татлин. Авангардизм как неискусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/12/89790.phtml.
3. Жирякова, А.Д., Назаров, Ю.В. Мироздание и жизнеусторойство в концеп- циях формообразования К.С. Малевича и В.Е. Татлина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. С. 40–46.
4. Соловьев, В.М. С60 Культурология: учебник для вузов / В.М. Соловьев. 2-е изд., испр. и доп. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. 616 с.
5. Дадашева С.М. К истокам современной архитектуры неоавангарда: на- циональное достояние эпохи вхутемаса 1920–2020 гг. // Architecture and Modern
Information Technologies. 2021. С. 91–102.
6. Лапшина Е.Г. Башня Татлина: опты графической реконструкции памятника мировой архитектуры. Екатеринбург: TATLIN, 2015.
484
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Part 2. Design
УДК 72.03
П. А. Петрова
Научный руководитель – Н. В. Бирюкова
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ
МОДНОЙ ИНДУСТРИИ
Я хотел быть архитектором, поэтому, будучи дизайне-
ром, я следую принципам архитектуры. Конструируя пла-
тье, ты учитываешь законы архитектуры и гравитации.
Кристиан Диор
Архитектура и мода всегда шли рука об руку, произрастали из одного корня, развивались в одном направлении, даже если на первый взгляд кажется, что между ними нет ничего общего. Но стоит копнуть чуть глубже, чтобы понять, что мода и архитектура используют одну и ту же терминоло- гию, подчиняются одинаковым приемам композиции, формообразования.
Эпоха, стиль, культура одинаково влияют на развитие архитектуры и моды, что является признаком связи между этими сферами. Мода, как и архитекту- ра, формирует окружающий нас мир, среду. Ведь город – это не только про дома, улицы, бульвары, набережные, переулки, фасады зданий, это и люди с индивидуальным стилем в одежде, их манерами, характером, предпочтения- ми. Проследить взаимосвязь моды и архитектуры не так сложно, как кажется на первый взгляд: стоит только вспомнить самые яркие эпохи, которые раз- ительно отличались бы друг от друга в глазах современного человека.
Древняя Греция у многих ассоциируется с величественными бессмерт- ными сооружениями из белого камня, новой ордерной системой того времени, прекрасными скульптурами древнегреческих богов Олимпа, за- стывшие в веках. Но светлыми, белыми были не только жилища, храмы, городские сооружения: в белых одеждах ходили и сами греки. Как и ар- хитектура, костюм создал свою историю: от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Гармонию костюму придавала симметрия и подчинение естественным линиям чело- веческого тела. Особый шарм одежде греков придавала драпировка, ко- торую искусно создавали и на одежде, и в скульптуре божеств. Жители
Древней Греции будто ассоциируются с колоннами: такие же высокие и стройные, с правильными пропорциями, а драпировка словно канне- люры придавала необходимый объем.
В средневековье, после романской архитектуры, начался расцвет го- тики. Красота готики неоспорима, она отличается своеобразной величе- ственностью, завораживающей холодностью. Самым ярким проявлением готики является собор Парижской Богоматери (1163–1250 гг., архитек- торы: Жан из Шелля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шелля, Жан Реви), собор в Реймсе (1210–1311 гг., архитекторы: Жан д`Орбэ, Жан ле Лу,
Гоше из Реймса, Бернар из Суассона) и др. В одежде, как и в архитекту- ре, проявляются готические пропорции: если в соборах стрельчатые арки, то в одежде туфли с острыми носами и сильно вытянутые заостренной
485
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Секция 2. Дизайн формы шляпы. В моде преобладают яркие цвета (темный цвет, в свою очередь, приходит в готику гораздо позже), а любимая ткань – бархат.
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила верти- кальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые ман- жеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (ату- ры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.
А вот барокко, зародившись в Италии, начал своей шествие очень триумфально. Барокко – самый яркий, самый пышный, самый наряд- ный стиль как в истории искусства, так и в истории костюма. Никогда до и никогда после мода не была настолько сложной и при этом неимоверно прекрасной. В первую очередь он проник в католические страны: роскош- ные, нарядные, величественные интерьеры церковного барокко не могли оставить равнодушными европейских монархов, дав тем самым старт двор- цовому барокко. В это же время в моде появились кринолины и сложные прически времен Марии-Антуанетты. Роскошные дворцы, виллы, церкви
XVII века с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных укра- шений, с зеркальными стенами и потолками – сводами, тяжелая величе- ственная мебель из чёрного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определённый фон для человека, образуя единое це- лое с его обликом, костюмом, манерой поведения. Блеск и позолота при- сутствуют в декоре интерьера, так же как аналогичные эффекты в костюме: золото и серебро отделки, вышивки, позументов; эффекты шанжан – игра цвета на изломе ткани; обилие сверкающих драгоценностей.
Конструктивизм ХХ века одинаково ярко проявлялся и в архитектуре, и в костюме. Это было совершенно новое направления, зародившиеся в 1930-х годах в СССР. Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Советские художники и архитекторы использовали термин
«конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструк- тивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скуль- птор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект Башни III Интернационала). Конечно, конструк- тивизм просочился и в моду: к тому времени уже развивались работы известных дизайнеров, создавались показы. В одежде преобладала гео- метрия, четкие формы и линии, жесткие ткани, яркие цвета, граничащие с авангардом. Элементы конструктивизма используют многие модельеры- авангардисты – Ёдзи Ямамото, Maison Margiela или Alexander McQueen.
В ХХ–ХI веке развивается стиль минимализм – уникальное явление в истории искусства. Его называют дизайном будущего, потому что он является не только результатом работы специалистов, но и закономер- ностью развития общества. Современный человек стремится к простоте, комфорту, свободе, который как раз и дает функциональный минима- лизм. В наши дни минимализм это не просто направление, это филосо- фия, стиль жизни. Особенностью стиля являются его простые, доступные, элементарные формы. Это проявляется и в одежде, где преобладают неяркие