Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3793
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
medznate.ru
^
Тема№2: «Рефлекторно - двигательная сфера. Пирамидный путь. Центральный и периферический паралич. Симптомы поражения пирамидного пути на различных уровнях».
Задача №1
В приемный покой поступил ребенок 14 лет, с жалобами на слабость в правой руке, головную боль без тошноты и рвоты.
Из анамнеза: в течение последних 8 месяцев изменилась психика ребенка, стал эйфоричен, снизилась критика к себе, невнимателен, снизилась память, снизилась успеваемость в школе (до этого учился на 4-5).
Объективно: в пространстве и времени плохо ориентирован, снижена критика к состоянию, на лице неадекватная улыбка, неопрятен. Сила в правой руке снижена до 3 баллов. Гипертонус мышц в правой руке. Гиперрефлексия на правой руке, выявлены патологические кистевые знаки (Россолимо, Ласка-Якобсона). Выражены рефлексы орального автоматизма. Периодически отмечаются судорожные подергивания глаз и головы вправо. Шаткость при походке (ходит, широко расставив ноги), в позе Ромберга падает вперед.
1. Определить, какие структуры головного мозга вовлечены в процесс?
2. Обосновать топический диагноз.
3. Как объяснить судорожные подергивания головы и глаз влево?
4.Описать методику исследования симптома Россолимо.
5. Описать методику исследования симптома Якобсона-Ласка. Какой еще патологический кистевой знак вы знаете (метод его исследования)?
Задача №2
В приемное отделение доставлен ребенок 11 лет.
Из анамнеза: бригадой скорой помощи доставлена девочка с горнолыжного склона, где во время соревнований получила травму.
Объективно: Дыхание по типу Чейн-Стокса. Брадикардия до 52 в I мин., а через 30мин. стала 46мин., сознание в оглушении, во времени и пространстве не ориентируется, быстро истощается, анизокория, Sо справа, слева под углом 140о.
1. Поставить топический диагноз?
2. Обосновать топический диагноз.
3. Какие патологические рефлексы вы знаете?
4. Какие стопные сгибательные рефлексы вы знаете?
5. Описать методику исследования симптома Бабинского, до какого возраста данный симптом может быть физиологическим?
Задача №3
На приеме девочка 12 лет с жалобами на невозможность закрыть правый глаз, асимметрию лица, при еде жидкой пищи подтекание с угла рта, периодическое прикусывание правой щеки, невнятная речь.
Из анамнеза: 20 дней назад переболела гриппом, лечилась дома под наблюдение участкового педиатра. 3 дня назад присоединились вышеуказанные жалобы.
Объективно: не морщит лоб, не хмурит брови, не закрывает правую глазную щель, симптом «зайчего глаза» справа, сглажена правая носогубная складка и опущен угол рта, не может надуть правую щеку. Двусторонний горизонтальный нистагм. Сила мышц снижена до 4 баллов в левых конечностях. Мышечный тонус повышен в левых конечностях. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов слева, справа без изменений. Патологические стопные знаки 2-сторонние, но ярче слева.
1. Где расположен очаг поражения?
2. Обосновать топический диагноз.
3. Охарактеризовать синдром Фовилля.
4. Описать методику исследования симптома Пуссепа.
5. Описать методику исследования симптома Шеффера, при каком виде паралича данный симптом положительный.
Задача №4
На приеме ребенок 10 лет с жалобами на слабость в правой руке и левой ноге.
Из анамнеза: После перенесенного гриппа 2 месяца назад развилась слабость в правой руке, а через месяц присоединилась слабость в левой ноге.
Объективно: снижение силы в правой руке до 2 баллов, в левой ноге до 3 баллов. Мышечная гипертония по пирамидному типу в правой руке и левой ноге (симптом «складного ножа»).
Гиперрефлексия сухожильных рефлексов с расширенной рефлексогенной зоной на руках справа, на ногах слева. Патологические кистевые рефлексы справа, стопные знаки слева.
1. Поставить топический диагноз?
2. Обосновать топический диагноз.
3. Какие патологические кистевые рефлексы вы знаете?
4. Опишите методику исследования симптома Якобсона – Ласка, к какой группе патологических знаков этот симптом относится?
5. При каком виде параличей выявляются патологические кистевые, стопные знаки и рефлексы орального автоматизма?
Задача №5
В реанимационном отделении находится на лечении ребенок 10 лет.
Из анамнеза: ребенок, выходя из автобуса подскальзнулся, после падения потерял сознание и, придя в себя не смог встать.
Объективно: одышка до 40 в мин. Утрачены все виды чувствительности (поверхностная и глубокая) с уровня СIII. Движения в конечностях отсутствуют, сила мышц в руках и ногах 0 баллов. Мышечный тонус низкий во всех сегментах. Сухожильные рефлексы с рук и ног в течение первых 2 дней были низкие, потом стали высокие с расширенными рефлексогенными зонами. Патологические стопные рефлексы сгибательного и разгибательного типа с двух сторон. Брюшные рефлексы abs. Задержка мочи.
1. Поставить топический диагноз?
2. Обосновать топический диагноз.
3. На уровне, каких сегментов замыкаются дуги брюшных рефлексов?
4. Какие симптомы наиболее характерны для поражения передней центральной извилины?
5. Какие симптомы характерны для периферического паралича?
Задача №6
На приеме ребенок 9 лет с жалобами на приходящею слабость в левой ноге.
Из анамнеза: в течение 8 месяцев отмечались дважды эпизоды слабости в левой ноге. В последние 2 недели присоединилась боль в поясничной и левой подвздошной области.
Объективно: Снижены все виды чувствительности в виде узкого полупояса в подвздошной область слева. От паховых областей книзу выявляется снижение слева тактильной и суставно-мышечной чувствительности, справа – поверхностной (болевой и температурной). При перкуссии остистого отростка IX грудного позвонка отмечается резкая болезненность. Напряженны длинные мышцы спины, больше слева.
Снижена сила левой ноги до 3 баллов, стопа свисает. Повышен тонус разгибателя левой голени. Коленный и ахиллов рефлексы слева выше, чем справа. Нижний брюшной рефлекс слева abs. Вызываются патологические стопные знаки слева.
1. Поставить топический диагноз.
2. Обоснование топического диагноза.
3. Описать методику исследования симптома Бехтерева - Мари – Фуа.
4. Опишите методику исследования симптома Оппенгейма, к какой группе патологических знаков этот симптом относится?
5. Какие патологические стопные разгибательные рефлексы существуют?
Задача №7
На приеме ребенок 10 лет с жалобами на слабость в правой руке, нарушение функций в руке, (невозможность удерживать ручку в правой руке).
Из анамнеза: месяц назад стал отмечать данные симптомы, за это время отмечает резкое похудание правой руки.
Объективно: активные движения в правой руке отсутствуют, отмечается атония и атрофия мышц правой руки, фибриллярные подергивания в пораженных мышцах. Биципитальный, триципитальный и карпорадиальный рефлексы справа не вызываются. При исследовании ЭНМГ – реакция перерождения.
1. Определить локализацию патологического процесса.
2. Чем обусловлены фибриллярные и фасцикулярные подергивания?
3. Назвать клинические признаки периферического паралича.
4. Назвать отличительные признаки фибриллярных и фасцикулярных мышечных подергиваний.
5.Дать клиническую характеристику нарушения функции тазовых органов по центральному типу.
Задача №8
На приеме ребенок 7 лет с жалобами на отсутствие активных движений в правой ноге.
Объективно: атония и атрофия мышц правой ноги, фасцикулярные подергивания в пораженных мышцах. Сила мышц в правой ноге 0 баллов. Отсутствуют кремастерный, коленный, ахиллов и подошвенный рефлексы справа. По данным ЭНМГ – реакция перерождения.
1. Признаки, какого паралича описаны?
2. Поставить топический диагноз.
3. На уровне, каких сегментов замыкается дуга коленного рефлекса?
4. Описать клиническую оценку сила мышц по пятибалльной шкале.
5. При каком виде параличей выявляются патологические рефлексы?
Задача №9
На приеме ребенок 8 лет с жалобами на слабость в ногах, похудание мышц нижних конечностей, задержку мочи и стула.
Объективно: седловидная анестезия по задней поверхности бедер, голеней и пяток. Атония и атрофия мышц ягодичной области, задней поверхности бедер, голеней и стоп. Анальный рефлекс вызывается, коленные рефлексы снижены, ахилловы и подошвенные abs. Нарушена функция тазовых органов в виде задержки мочи и стула.
1 Поставить топический дагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Дать клиническую характеристику нарушения функции тазовых органов по центральному типу.
4. Описать методику исследования симптома Бехтерева - Мари – Фуа, к какой группе рефлексов относится?
5. Назвать отличительные признаки фибриллярных и фасцикулярных мышечных подергиваний.
^ Задача №10
На приеме ребенок 11 лет, в течение месяца беспокоят боли в переднелатеральной области нижней части правой ноги и на тыльной поверхности стопы и пальцев, затруднение ходьбы.
Из анамнеза: боли появились после травмы подколенной ямке.
Объективно: затруднено сгибание и разгибание голеностопного сустава, выворота голеностопного сустава и разгибания пальцев (сгибания и разгибания назад) правой ноги. Отмечается атрофия мышц на передненаружной поверхности голени. Гипорефлексия коленного и ахиллового рефлекса справа. Походка типа «стэпаж».
1.Какой вид пареза описан?
2. Поставить топический диагноз.
3. Обосновать топический диагноз.
4. При каком виде паралича в клинике присутствуют патологические стопные, кистевые рефлексы и рефлексы орального автоматизма?
5. Опишите методику исследования симптома Гордона.