Файл: Реферат по учебной дисциплине история и философия науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

на тему: «14. Представление о научной теории в современной методологии науки: модель теории как «сложной сети», «стандартная концепция» и «структуралистская концепция».

Подпись ­­_______________


Донецк

2022


СОДЕРЖАНИЕ:

1.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

3

2.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………….

5

3.

ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ………………………………..

9

4.

ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ……………………………..

11

5.

ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ…………………………………….......

12

6.

МОДЕЛЬ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК «СЛОЖНОЙ СЕТИ (СИСТЕМЫ)», «СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ» И «СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ»………………………..

13

7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

19

8.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….

20



  1. ВВЕДЕНИЕ

Термин «теория» употребляется в науке в двух смыслах. В широком смысле он обозначает комплекс взглядов, представлений, позволяющих делать некоторые, в значительной степени качественные заключения о каких-либо явлениях. В этом смысле термин «теория» родственен термину «мировоззрение». В более узком смысле термин «теория» используется в точных науках, где обозначает систему определений, аксиом и выведенных из них по правилам логики теорем и следствий, которые дают возможность количественно описывать некоторый круг явлений.

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.


Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чертами):

  • системность;

  • достоверность;

  • критичность;

  • обще-значимость;

  • преемственность;

  • прогнозирование;

  • детерминированность;

  • фрагментарность;

  • чувственность;

  • незавершенность;

  • рациональность;

  • вне-моральность;

  • абсолютность и относительность;

  • обезличенность, универсальность.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. В родоначальниках науки греки оказались вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). «Учеными» в современном значении этого слова их сделал пристальный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию.

Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения или высказывали новые предположения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым, придавая ему систематичность, упорядоченность и согласованность.

Иными словами, был определен метод наведения порядка в хаотичном прежде мире разнообразных опытных знаний, рецептов, решений и т.д. Это был настоящий методологический прорыв.

Второй такого же класса прорыв был осуществлен лишь в Новое время, в XVII в., когда была осознана важность экспериментально-математических методов, на основе которых выросло классическое естествознание.

Созданная античными мыслителями логика (учение о законах и формах правильного мышления) относилась уже не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем.

То есть объектом анализа стали не вещи или стихии, а их мыслительные аналоги - абстракции, понятия, суждения, числа, законы и т.п. Оказалось, что эта идеальная реальность по-своему упорядочена, логична и закономерна, и ничуть не меньше, если не больше, чем сам материальный мир. А мыслительные операции с идеальными объектами выходили куда более плодотворными и значимыми даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с их материальными прототипами.

Знание как бы «приподнялось» над материальным миром, сформировало свою собственную, относительно самостоятельную сферу бытия - сферу теории.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ


Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Примерами этой формы знания являются классическая механика Исаак Ньютона, эволюционная теория Чарльза Дарвина, теория относительности Альберта Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:

  • не противоречить данным опыта, фактам;

  • быть проверяемой на имеющемся опытном материале;

  • отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними;

  • содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;

  • не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);

  • отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;

  • характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;

  • иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;

  • указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.[1]

Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

  • исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

  • идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.);

  • логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

  • философские установки, социокультурные и ценностные факторы;

  • совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.


Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект, построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Для выделения в чистом виде содержания научных терминов, что необходимо для создания научной теории методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизмами), квантификации, качественного уточнения и т.п., и в основу этих методов ложится метод идеализации.

Идеализация является методом выделения сущности в чистом виде, поэтому весьма трудно переоценить ее роль в науке, даже в истории науки. Так, некогда теорией горения являлась флогистонная теория. А сегодня она не годится. Говорят, что она стала ложной. Ньютон Смит, например, утверждает, что вообще всякая истинная в момент ее создания теория через 200 лет становится ложной.

Методология науки считает, что теория является истинной (или ложной) не безотносительно, а относительно принимаемых ею идеализаций. И это в корне меняет дело. Так, флогистонная теория в момент ее создания была истинной относительно принимаемых в то время идеализаций, вводящих флогистон.

[Теория флогистона утверждает, что флогистированные вещества содержат флогистон и что они дефлогистируют при сжигании, высвобождая накопленный флогистон, который поглощается воздухом. Затем растущие растения поглощают этот флогистон, поэтому воздух не воспламеняется самопроизвольно, а также поэтому растительные вещества горят так же хорошо, как и он.

Сегодня, это устаревшая научная теория, которая постулировала существование огнеподобного элемента, называемого флогистоном, содержащегося в горючих телах и выделяющегося при сгорании. (Интернет ресурс - Wikipedia)]
Сегодня эта идеализация не принимается, а вводится понятие кислорода. Но флогистонная теория не применима к идеализации кислорода так же, как она не применима и к другим газам. Отрицание флогистонной теории не даст кислородную теорию горения. А в логике принимается принцип, говорящий, что отрицание лжи есть истинность, а отрицание истинности ложь. Поэтому отрицание, допустим, ложной флогистонной теории должно было бы давать истинную кислородную теорию, что не имеет смысла. Отсюда флогистонная теория не ложна, а бессмысленна или неприменима.


Историческая преемственность теорий такова, что некогда истинные теории не превращаются в ложные, а становятся неприменимыми при новых идеализациях. Впрочем, при новых идеализациях они были бы неприменимы и в момент их создания. Это объясняет вечную истинность математики.

Дело в том, что математика, изучая только количественные отношения действительности, вводит крайние идеализации ее, которые были и в Древней Греции, остаются верными и сегодня и будут существовать и в будущем.

Если же их изменить, то современная математика тоже будет неприменимой. На смену ей придет более современная.

Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, Альберт Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели:

  1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота).

  2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью».

Подводя итоги, перечислим основные функции теории, как элемента научного знания:

  1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

  2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

  3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

  4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

  5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.