Файл: Реферат по учебной дисциплине история и философия науки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
на тему: «14. Представление о научной теории в современной методологии науки: модель теории как «сложной сети», «стандартная концепция» и «структуралистская концепция».
Подпись _______________
Донецк
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | 3 |
2. | ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ………………………………………………………………. | 5 |
3. | ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ……………………………….. | 9 |
4. | ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ…………………………….. | 11 |
5. | ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ……………………………………....... | 12 |
6. | МОДЕЛЬ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК «СЛОЖНОЙ СЕТИ (СИСТЕМЫ)», «СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ» И «СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ»……………………….. | 13 |
7. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. | 19 |
8. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. | 20 |
-
ВВЕДЕНИЕ
Термин «теория» употребляется в науке в двух смыслах. В широком смысле он обозначает комплекс взглядов, представлений, позволяющих делать некоторые, в значительной степени качественные заключения о каких-либо явлениях. В этом смысле термин «теория» родственен термину «мировоззрение». В более узком смысле термин «теория» используется в точных науках, где обозначает систему определений, аксиом и выведенных из них по правилам логики теорем и следствий, которые дают возможность количественно описывать некоторый круг явлений.
Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.
Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чертами):
-
системность; -
достоверность; -
критичность; -
обще-значимость; -
преемственность; -
прогнозирование; -
детерминированность; -
фрагментарность; -
чувственность; -
незавершенность; -
рациональность; -
вне-моральность; -
абсолютность и относительность; -
обезличенность, универсальность.
Европейской родиной науки считается Древняя Греция. В родоначальниках науки греки оказались вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). «Учеными» в современном значении этого слова их сделал пристальный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию.
Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения или высказывали новые предположения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым, придавая ему систематичность, упорядоченность и согласованность.
Иными словами, был определен метод наведения порядка в хаотичном прежде мире разнообразных опытных знаний, рецептов, решений и т.д. Это был настоящий методологический прорыв.
Второй такого же класса прорыв был осуществлен лишь в Новое время, в XVII в., когда была осознана важность экспериментально-математических методов, на основе которых выросло классическое естествознание.
Созданная античными мыслителями логика (учение о законах и формах правильного мышления) относилась уже не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем.
То есть объектом анализа стали не вещи или стихии, а их мыслительные аналоги - абстракции, понятия, суждения, числа, законы и т.п. Оказалось, что эта идеальная реальность по-своему упорядочена, логична и закономерна, и ничуть не меньше, если не больше, чем сам материальный мир. А мыслительные операции с идеальными объектами выходили куда более плодотворными и значимыми даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с их материальными прототипами.
Знание как бы «приподнялось» над материальным миром, сформировало свою собственную, относительно самостоятельную сферу бытия - сферу теории.
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Примерами этой формы знания являются классическая механика Исаак Ньютона, эволюционная теория Чарльза Дарвина, теория относительности Альберта Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.
Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:
-
не противоречить данным опыта, фактам; -
быть проверяемой на имеющемся опытном материале; -
отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними; -
содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем; -
не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной); -
отличаться изяществом и красотой, гармоничностью; -
характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; -
иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; -
указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.[1]
Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:
-
исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.; -
идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.); -
логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания; -
философские установки, социокультурные и ценностные факторы; -
совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития.
Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект, построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Для выделения в чистом виде содержания научных терминов, что необходимо для создания научной теории методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизмами), квантификации, качественного уточнения и т.п., и в основу этих методов ложится метод идеализации.
Идеализация является методом выделения сущности в чистом виде, поэтому весьма трудно переоценить ее роль в науке, даже в истории науки. Так, некогда теорией горения являлась флогистонная теория. А сегодня она не годится. Говорят, что она стала ложной. Ньютон Смит, например, утверждает, что вообще всякая истинная в момент ее создания теория через 200 лет становится ложной.
Методология науки считает, что теория является истинной (или ложной) не безотносительно, а относительно принимаемых ею идеализаций. И это в корне меняет дело. Так, флогистонная теория в момент ее создания была истинной относительно принимаемых в то время идеализаций, вводящих флогистон.
[Теория флогистона утверждает, что флогистированные вещества содержат флогистон и что они дефлогистируют при сжигании, высвобождая накопленный флогистон, который поглощается воздухом. Затем растущие растения поглощают этот флогистон, поэтому воздух не воспламеняется самопроизвольно, а также поэтому растительные вещества горят так же хорошо, как и он.
Сегодня, это устаревшая научная теория, которая постулировала существование огнеподобного элемента, называемого флогистоном, содержащегося в горючих телах и выделяющегося при сгорании. (Интернет ресурс - Wikipedia)]
Сегодня эта идеализация не принимается, а вводится понятие кислорода. Но флогистонная теория не применима к идеализации кислорода так же, как она не применима и к другим газам. Отрицание флогистонной теории не даст кислородную теорию горения. А в логике принимается принцип, говорящий, что отрицание лжи есть истинность, а отрицание истинности ложь. Поэтому отрицание, допустим, ложной флогистонной теории должно было бы давать истинную кислородную теорию, что не имеет смысла. Отсюда флогистонная теория не ложна, а бессмысленна или неприменима.
Историческая преемственность теорий такова, что некогда истинные теории не превращаются в ложные, а становятся неприменимыми при новых идеализациях. Впрочем, при новых идеализациях они были бы неприменимы и в момент их создания. Это объясняет вечную истинность математики.
Дело в том, что математика, изучая только количественные отношения действительности, вводит крайние идеализации ее, которые были и в Древней Греции, остаются верными и сегодня и будут существовать и в будущем.
Если же их изменить, то современная математика тоже будет неприменимой. На смену ей придет более современная.
Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, Альберт Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели:
-
Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). -
Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью».
Подводя итоги, перечислим основные функции теории, как элемента научного знания:
-
Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. -
Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п. -
Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. -
Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением. -
Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.