Файл: Реферат по учебной дисциплине история и философия науки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рычагом этого управления является не сила, а правильная направленность, архитектура воздействия на сложноорганизованную среду.
Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Многообразие природных и социальных феноменов не было дано изначально, а появилось в результате развития некоего исходного количества видов и форм. Поэтому невозможно понять мир вне контекста развития, но сам процесс развития становится все более комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо одной теоретической модели невозможно.
Термин «система» предполагает взаимодействие между компонентами, через которое они становятся предметом познания. Таким образом, термин «система» описывает не сам объект как таковой, а методы его изучения, т.е. объект как предмет познания. Тем не менее, может оказаться, что «совокупность элементов» не позволяет описание и изучение через те же самые методы, которые используются для описать и изучить отдельных элементов, т. е. для описания «совокупности» требуется более высокий уровень знания.
В таком случае, так как совокупность предполагает соотношение (взаимодействие) между элементами, она является системой, но поскольку она не может быть изучена и описана уже известным путем, она больше, чем «система». Создание нового, единого подхода предполагает включение известного уже подхода в качестве частного случая и, следовательно, он - более сложный. Это позволяет нам назвать совокупность элементов, о которой идет речь, «сложной системой». В современной науке нет общепринятого определения «сложная система». Это свидетельствует о сложности этого термина. Поэтому исследователи предпочитают определять его через описательные примеры или отказываются от каких-либо определений вообще.
Будучи сложной и многогранной, проблема «сложная система» применима к понятию «личность» и отсюда к обучению людей во всех его формах. Она представляет интерес не только для философии, но и для многих других наук, изучающих человека как личность, например, для психологии, права, педагогики и т. д.
В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения с окружающим миром.
В качестве субъекта своей жизни личность имеет возможность интегрировать свои способности в разные сферы (профессиональную, личную, общественную), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и распределять их во времени.
Стратегия жизни современного человека - это стратегия поиска и реализации своей личности в жизни. Об инициативности как жизненной стратегии говорят, когда человек постоянно идет на поиск новых условий, новых знаний, на активное изменение всей жизни.
В этом контексте исследовательская тема непрерывного обучения личности на протяжении всей жизни имеет исключительно большое значение как современная формулировка того тезиса, что человек учится в течение всей своей жизни.
В современном обществе приобретение знаний на протяжении всей жизни считается важнейшим фактором развития личности и успешной карьеры в жизни.
Личность в макросоциологии - это «сложная система», создающаяся и развивающаяся через культуру, а культура - это «совокупность накопленных человечеством знаний». Непрерывное обучение в течение всей жизни человека означает стремление и целенаправленные усилия к освоению существующих знаний на разных этапах человеческой жизни с целью применения этих знаний в практической деятельности.
Процесс непрерывного обучения осуществляется на нескольких уровнях с целью реализовать возможности обучения личности в любом возрасте. Непрерывное обучение является способом мышления личности как сложной системы, оно формирует возможности рождения новых идей, новых умений. Так как это системный, сложный процесс, то он направлен к самому обучаемому и его потребностям в личном и профессиональном развитии.
Стоит отметить, концепция «сложной системы» (особенно сложной системы личности) предполагает, что изучение и описание множества взаимодействующих элементов отличается методами, подходами и результатами исследования отдельных элементов.
Эффективность этого подхода означает, что он является способом получения новых результатов, и что «сложная система» может быть изучена, по крайней мере, с той же полнотой, как и «система» вообще.
Факты, с которыми имеет дело научная теория, можно разделить на три группы:
По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Получают объяснение известные факты, открываются новые, предсказанные теорией. Даже те факты, которые первоначально казались противоречащими теории, переосмысливаются таким образом, что противоречие устраняется.
И если все-таки остаются факты, с которыми теории никак не удается справиться, то ученые сохраняют надежду на то, что развитие теории, в конце концов, приведет к их объяснению.
Никогда не бывает так, что теория согласуется со всеми известными фактами в своей области. Однако это вовсе не означает, что теория порочна. Расхождение теории с некоторыми фактами обычно рассматривается как свидетельство недостаточной развитости теории.
Ученые сохраняют уверенность в том, что развитие теории приведет к устранению таких расхождений. История науки показывает, что хорошая научная теория может длительное время развиваться, постепенно перерабатывая непокорные факты в подтверждающие примеры.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература
Дополнительная литература
1. Аналитическая философия: Учебник / А. Л. Блинов, В. В. Ладов, М. В. Лебедев и др. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 283 с.
2. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). / Грязнов А.Ф. – М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс-Традиция», 1998. – 528 с.
3. Аналитическая философия: Избранные тексты. / Грязнов А.Ф. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 191 с.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – Т. 1. – М.: Мысль, 1981. – 550 с.
5. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – Т. 3. – М.: Мысль, 1981. – 613 с.
6. Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов. – М.: Юрайт, 2014. – 383 с.
7. Бунге М. Философия физики / М. Бунге. – М.: Прогресс, 1975. – 432 с.
8. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
9. Виленкин А. Мир многих миров: Физики в поисках параллельных вселенных / А. Виленкин. – М.: Астрель, 2010. – 300 с.
10. Владимиров Ю. С. Метафизика / Ю.С. Владимиров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 568 с.
11. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности / Л. Витгенштейн. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 250 с.
12. Витгенштейн Л. Tractatuslogico-philosophicus (с параллельнымикоммент.В. Руднева) / Л. Витгенштейн // Избранные работы. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 440 с.
13. Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика / Руководитель проекта и отв. ред. Е. Г. Драгалина-Черная. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2011. – 432 с.
14. Волошин В. В. Тестовые задания по дисциплине «История и философия науки / В. В. Волошин. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. – 64 с.
15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
16. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987. – 448 с.
17. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М.: Наука, 1989. – 400 с.
18. Гемпель К. Г. Логика объяснения / К.Г. Гемпель. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 237 с.
19. Голубинцев В. О. Философия науки / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2007. – 541 с.
20. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М.: AdMarginem, 2000. – 512 с.
21. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Г. Дугин. – М.: Арктогея-Центр, 2002. – 412 с.
22. Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение /
П. Дюгем. – СПб.: Комкнига, 2007. – 328 с.
23. История и философия науки: учебник для вузов / под общ.ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. – М.: Юрайт, 2013. – 360 с.
24. Канке В. И. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия / В.И. Канке. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
25. Канке В. И. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.И. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с.
26. Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие / В. А. Канке. – М.: КНОРУС, 2011. – 368 с.
27. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. в шести томах. – Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.
28. Карнап Р. Значение и необходимость / Р. Карнап. – М.: ИИЛ, 1959. – 384 с.
29. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной / А. Койре. – М.: Логос, 2001. – 288 с.
30. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. – М.: Наука, 1985. – 288 с.
31. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. – М.: Наука, 1980. – 485 c.
32. Кохановский В. П. Основы философии науки / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2008. – 603 c.
33. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма / В. Крафт. – М.: Идея-Пресс, 2003. – 224 с.
34. Коэн М.Введение в логику и научный метод / М. Коэн; Э. Нагель. – Челябинск: Социум, 2010. – 520 с.
35. Куайн У. Слово и объект / У. Куайн. – М.: Логос, Праксис, 2000. – 289 с.
36. Кумар М. Квант: Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности / М. Кумар. – М.: АСТ, 2013. – 531 с.
37. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2003.
38. Кюнг Г. Начало всех вещей: Естествознание и религия / Г. Кюнг. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2007. – 250 с.
39. Лакатос И. Методология исследовательских программ /
И. Лакатос. – М.: АСТ, 2003. – 380 с.
40. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.
41. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
42. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
43. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М.: Республика, 1998. – 497 с.
44. Лось В. А. История и философия науки / В.А. Лось. – М.: «Дашков и К.», 2004. – 401 с.
45. Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии) / Е.А. Мамчур. – М.: ИФ РАН, 2004. – 230 с.
46. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Том 1-2. / И.П. Меркулов. – М.: Изд-во РХГИ, 2006. – 472 с.
47. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л.А. Микешина. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 560 с.
Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Многообразие природных и социальных феноменов не было дано изначально, а появилось в результате развития некоего исходного количества видов и форм. Поэтому невозможно понять мир вне контекста развития, но сам процесс развития становится все более комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо одной теоретической модели невозможно.
Термин «система» предполагает взаимодействие между компонентами, через которое они становятся предметом познания. Таким образом, термин «система» описывает не сам объект как таковой, а методы его изучения, т.е. объект как предмет познания. Тем не менее, может оказаться, что «совокупность элементов» не позволяет описание и изучение через те же самые методы, которые используются для описать и изучить отдельных элементов, т. е. для описания «совокупности» требуется более высокий уровень знания.
В таком случае, так как совокупность предполагает соотношение (взаимодействие) между элементами, она является системой, но поскольку она не может быть изучена и описана уже известным путем, она больше, чем «система». Создание нового, единого подхода предполагает включение известного уже подхода в качестве частного случая и, следовательно, он - более сложный. Это позволяет нам назвать совокупность элементов, о которой идет речь, «сложной системой». В современной науке нет общепринятого определения «сложная система». Это свидетельствует о сложности этого термина. Поэтому исследователи предпочитают определять его через описательные примеры или отказываются от каких-либо определений вообще.
Будучи сложной и многогранной, проблема «сложная система» применима к понятию «личность» и отсюда к обучению людей во всех его формах. Она представляет интерес не только для философии, но и для многих других наук, изучающих человека как личность, например, для психологии, права, педагогики и т. д.
В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения с окружающим миром.
В качестве субъекта своей жизни личность имеет возможность интегрировать свои способности в разные сферы (профессиональную, личную, общественную), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и распределять их во времени.
Стратегия жизни современного человека - это стратегия поиска и реализации своей личности в жизни. Об инициативности как жизненной стратегии говорят, когда человек постоянно идет на поиск новых условий, новых знаний, на активное изменение всей жизни.
В этом контексте исследовательская тема непрерывного обучения личности на протяжении всей жизни имеет исключительно большое значение как современная формулировка того тезиса, что человек учится в течение всей своей жизни.
В современном обществе приобретение знаний на протяжении всей жизни считается важнейшим фактором развития личности и успешной карьеры в жизни.
Личность в макросоциологии - это «сложная система», создающаяся и развивающаяся через культуру, а культура - это «совокупность накопленных человечеством знаний». Непрерывное обучение в течение всей жизни человека означает стремление и целенаправленные усилия к освоению существующих знаний на разных этапах человеческой жизни с целью применения этих знаний в практической деятельности.
Процесс непрерывного обучения осуществляется на нескольких уровнях с целью реализовать возможности обучения личности в любом возрасте. Непрерывное обучение является способом мышления личности как сложной системы, оно формирует возможности рождения новых идей, новых умений. Так как это системный, сложный процесс, то он направлен к самому обучаемому и его потребностям в личном и профессиональном развитии.
Стоит отметить, концепция «сложной системы» (особенно сложной системы личности) предполагает, что изучение и описание множества взаимодействующих элементов отличается методами, подходами и результатами исследования отдельных элементов.
Эффективность этого подхода означает, что он является способом получения новых результатов, и что «сложная система» может быть изучена, по крайней мере, с той же полнотой, как и «система» вообще.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Факты, с которыми имеет дело научная теория, можно разделить на три группы:
-
факты, которые она успешно объясняет; -
факты, которых она пока не объясняет, но есть надежда, что со временем ей это удастся; -
наконец, факты, противоречащие теории.
По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Получают объяснение известные факты, открываются новые, предсказанные теорией. Даже те факты, которые первоначально казались противоречащими теории, переосмысливаются таким образом, что противоречие устраняется.
И если все-таки остаются факты, с которыми теории никак не удается справиться, то ученые сохраняют надежду на то, что развитие теории, в конце концов, приведет к их объяснению.
Никогда не бывает так, что теория согласуется со всеми известными фактами в своей области. Однако это вовсе не означает, что теория порочна. Расхождение теории с некоторыми фактами обычно рассматривается как свидетельство недостаточной развитости теории.
Ученые сохраняют уверенность в том, что развитие теории приведет к устранению таких расхождений. История науки показывает, что хорошая научная теория может длительное время развиваться, постепенно перерабатывая непокорные факты в подтверждающие примеры.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов ВУЗов / В.П.Бондарев. - М.: Альфа-М, 2003. - 464 -
Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2000. - 608 с. -
С.Х. Карпенков. Основные концепции естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – 368 с. -
Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.А. Горелов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 469с. -
Эйнштейн А. Физика и реальность.- М.: Терра. 2009. – 320 с. -
Бусленко Н., Колопиников Б., Коваленко Ив. Лекции по теории сложных систем. - М., 2003. -
Гиндев Е. Надеждност на сложни системи. БАН, София, 1976. -
Национална стратегия за учене през целия живот /УЦЖ/ за периода 2008-2013 гг., София, 2008. -
Петров Н. Вероятност, независимост, информационно общество: моногр. Тракийски Университет - Ст. Загора, ЕЦНОК - Бургас, 2008. -
Радвик Б. Планирование и анализ систем. - М., 1972. -
Хегел Г. Энциклопедия философских наук. Том 1. Социально-экономическая литература. - М., 1974.
Основная литература
-
Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб.пособие / Б. Н. Бессонов. – М.: Юрайт, 2010. – 550 с. -
Бучило Н. Ф. История и философия науки: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. – М.: Проспект, 2014. – 432 с. -
Васильева Н.А. История и философия науки: общие проблемы : учебное пособие для аспирантов / Н.А. Васильева. – Тобольск : ТГСПА, 2012. – 196 с. -
Зеленов Л. А. История и философия науки: учеб.пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л. А. Зеленов, A. A. Владимиров, В. А. Щуров. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 472 с. -
Ивин А. А. Современная философия науки / А.А.Ивин. – М.: Высшая школа, 2005. – 592 с. -
История и философия науки : учеб. пособие / [М. Г. Федотова и др.] ; под общ. ред. М. Г. Федотовой ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2018. – 372 с. – Режим доступа: https://www.omgtu.ru/scientific_activities/division_of_graduate_and_doctorate/ -
История и философия науки : учеб. пособие / Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов ; под общ. ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 288 с. – Режим доступа: elar.urfu.ru/bitstream/10995/28647/1/978-5-7996-1142-2_2014.pdf -
История и философия науки: [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Москва: Проспект, 2015 / Бучило Н.Ф.; Исаев И.А. – 432 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/289507/view/1 -
История и философия науки: [Электронный ресурс]: учебник / Т.П. Матяш, Е.Ю. Положенкова, К.В. Воденко, Г.И. Могилевская; отв. ред. К.В. Воденко. – М.: КНОРУС, 2016. – 272 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/918542/view/1 -
Кузьменко, Г. Н. К89 Философия и методология науки : учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 450 с. -
Лебедев С. А. Философия науки: терминологический словарь / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2011. – 268 с. -
Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / С. А. Лебедев. – М.: Юрайт, 2011. – 241 с. -
Мельникова, Л.Л. Философия и методология науки [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Л. Мельникова ; под ред. Ч.С. Кирвель. – Минск : Высшая школа, 2012. – 640 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144599 -
Никифоров А. Л. Философия и история науки: учебное пособие / А. Л. Никифоров. – М.: Инфра-М, 2014. – 174 с. -
Новиков А. М. Методология: Словарь системы основных понятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Либроком, 2013. – 208 с. -
Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов / В. П. Огородников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с. -
Основы философии науки : учебник для аспирантов и экстернов нефилософских специальностей / под науч. ред. проф. В. Д. Бакулова, доц. А. А. Кириллова. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южн. федер. ун-та, 2018. – 240 с. -
Степин B. C. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канд. наук / В. С. Степин. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 423 с. -
Торосян В. Г. История и философия науки / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 368 с. -
Черняк В. З. История и философия техники: учебное пособие для аспирантов / В. З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2012. – 572 с. -
Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Ред. кол.: И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. С. Карпенко и др. – М.: «Канон+», 2009. – 1248 с.
Дополнительная литература
1. Аналитическая философия: Учебник / А. Л. Блинов, В. В. Ладов, М. В. Лебедев и др. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 283 с.
2. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). / Грязнов А.Ф. – М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс-Традиция», 1998. – 528 с.
3. Аналитическая философия: Избранные тексты. / Грязнов А.Ф. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 191 с.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – Т. 1. – М.: Мысль, 1981. – 550 с.
5. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – Т. 3. – М.: Мысль, 1981. – 613 с.
6. Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов. – М.: Юрайт, 2014. – 383 с.
7. Бунге М. Философия физики / М. Бунге. – М.: Прогресс, 1975. – 432 с.
8. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
9. Виленкин А. Мир многих миров: Физики в поисках параллельных вселенных / А. Виленкин. – М.: Астрель, 2010. – 300 с.
10. Владимиров Ю. С. Метафизика / Ю.С. Владимиров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 568 с.
11. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности / Л. Витгенштейн. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 250 с.
12. Витгенштейн Л. Tractatuslogico-philosophicus (с параллельнымикоммент.В. Руднева) / Л. Витгенштейн // Избранные работы. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 440 с.
13. Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика / Руководитель проекта и отв. ред. Е. Г. Драгалина-Черная. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2011. – 432 с.
14. Волошин В. В. Тестовые задания по дисциплине «История и философия науки / В. В. Волошин. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. – 64 с.
15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
16. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987. – 448 с.
17. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М.: Наука, 1989. – 400 с.
18. Гемпель К. Г. Логика объяснения / К.Г. Гемпель. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 237 с.
19. Голубинцев В. О. Философия науки / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2007. – 541 с.
20. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М.: AdMarginem, 2000. – 512 с.
21. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Г. Дугин. – М.: Арктогея-Центр, 2002. – 412 с.
22. Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение /
П. Дюгем. – СПб.: Комкнига, 2007. – 328 с.
23. История и философия науки: учебник для вузов / под общ.ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. – М.: Юрайт, 2013. – 360 с.
24. Канке В. И. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия / В.И. Канке. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
25. Канке В. И. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.И. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с.
26. Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие / В. А. Канке. – М.: КНОРУС, 2011. – 368 с.
27. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. в шести томах. – Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.
28. Карнап Р. Значение и необходимость / Р. Карнап. – М.: ИИЛ, 1959. – 384 с.
29. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной / А. Койре. – М.: Логос, 2001. – 288 с.
30. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. – М.: Наука, 1985. – 288 с.
31. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. – М.: Наука, 1980. – 485 c.
32. Кохановский В. П. Основы философии науки / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2008. – 603 c.
33. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма / В. Крафт. – М.: Идея-Пресс, 2003. – 224 с.
34. Коэн М.Введение в логику и научный метод / М. Коэн; Э. Нагель. – Челябинск: Социум, 2010. – 520 с.
35. Куайн У. Слово и объект / У. Куайн. – М.: Логос, Праксис, 2000. – 289 с.
36. Кумар М. Квант: Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности / М. Кумар. – М.: АСТ, 2013. – 531 с.
37. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2003.
38. Кюнг Г. Начало всех вещей: Естествознание и религия / Г. Кюнг. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2007. – 250 с.
39. Лакатос И. Методология исследовательских программ /
И. Лакатос. – М.: АСТ, 2003. – 380 с.
40. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.
41. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
42. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
43. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М.: Республика, 1998. – 497 с.
44. Лось В. А. История и философия науки / В.А. Лось. – М.: «Дашков и К.», 2004. – 401 с.
45. Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии) / Е.А. Мамчур. – М.: ИФ РАН, 2004. – 230 с.
46. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Том 1-2. / И.П. Меркулов. – М.: Изд-во РХГИ, 2006. – 472 с.
47. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л.А. Микешина. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 560 с.