Файл: Реферат по учебной дисциплине история и философия науки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ
Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Науковеды и методологи обычно выделяют три типа научных теорий.
К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Чарльза Дарвина, физиологическая теория Ивана Петровича Павлова, различные психологические теории, традиционные лингвистические теории и тому подобное.
На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формулируют эмпирические обобщения, а затем и законы, которые становятся базой теории.
Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проведенных доказательств. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.
Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В данных теориях конструируется математическая модель, представляющая собой особый идеальный объект, замещающий и представляющий некий объект реального мира. Примером являются логические теории, теории из области теоретической физики.
Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным данным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности и непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.
Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода.
Исходные положения таких теорий формулируются в самом начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены путем логического вывода из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами.
Для построения дедуктивных теорий обычно используются особые формализованные языки. Такие теории обладают большой степенью общности, поэтому возникает очень сложная проблема интерпретации этих теорий, превращение их формального языка в знание в собственном смысле слова.
[Главный труд Евклида «Начала», написанный около 300 г. до н. э. и посвящённый систематическому построению геометрии и теории чисел. Считается вершиной античной математики, итогом её трёхсотлетнего развития и основой для последующих исследований. «Начала», наряду с двумя трудами Автолика из Питаны - древнейшее из дошедших до современности античных математических сочинений; все труды предшественников Евклида известны только по упоминаниям и цитатам позднейших комментаторов. (интернет ресурс - Wikipedia)]
-
ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению.
Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.
Возникает вопрос, в каком виде, она, философия присутствует?
На это можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, картины мира, миропонимания, как совокупности наиболее фундаментальных научных положений, с помощью которых человек создает единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления.
В этом контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности могут синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, и таким образом создавать синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мироощущение, миропонимание, картина мира, мировоззрение, и через эти формы интегрального сознания, ученый наделяется такой рефлектирующей способностью, как возможность отражать в категориях, логических конструкциях окружающий мир.
Философия возникла как новая попытка теоретического осмысления мира, обнаружения универсальных связей явлений мира. Ведь первые философы ставили вопрос - из чего все возникает? Что является основой всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все другие абстракции мира.
Под «абстракцией» понимается отвлеченное понятие, которое отображает какую-то одну сущность. Следовательно, философия дает нашему познанию саму методику построения теории.
5. ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ
Важнейшим методом эмпирического познания является эксперимент, который обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты.
Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.
В эксперименте можно выделить следующие элементы:
-
цель эксперимента; -
объект экспериментирования; -
условия, в которых находится или помещается объект; -
средства эксперимента; -
материальное воздействие на объект.
Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, производимые с такой целью, называются «поисковыми».
Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами эксперимента. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.
Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание дает теория, и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы эксперимент мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются эмпирические объекты.
6. МОДЕЛЬ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК «СЛОЖНОЙ СЕТИ (СИСТЕМЫ)», «СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ» И «СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ».
Структуралистская концепция развития
Главным в этой концепции является убеждение, что в основе развития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само-тождественность системы. Структурализм утверждает, что существуют изначальные, первичные структуры, на основании которых, через их модификации, можно объяснить все многообразие ныне существующих видов.
К примеру, существует общая для всех ныне существующих языков первичная структура. Она может быть сведена в некий первичный язык — праязык [(Праязык – предковый язык, из которого возникли языки, относящиеся к данной семье языков или группе языков. Праязык реконструируется с помощью сравнительно-исторического метода.)], из которого вышли ныне существующие языковые группы, семьи, диалекты. Но у всего этого многообразия есть общее. Это общее представлено структурой языка.
Для структурализма принципиальным является утверждение, что структура главнее истории. Это означает, что развитие во времени считается несущественным типом изменений, а на первое место ставятся структурные преобразования. Структурными трансформациями можно объяснить многие факты развития, особенно в социальной сфере, но далеко не все и не всегда, ибо основная идея структурализма — подобие не только упрощает гносеологическую ситуацию, но подчас и искажает ее.
Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.
Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривается как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено. Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привести к конструктивным результатам.
Синергетика, в отличие от других концепций развития, возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитирует его. Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значение фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости.
Такие состояния, как неустойчивость, нарушенное равновесие, также объявляются синергетикой как нормальное и естественное состояние.
Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение. Развитие подчиняется строгому закону причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие ретро сказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее – настоящим. Один из ведущих теоретиков в области синергетики, И. Пригожий, обосновывает положение о том, что идея нестабильности существенно теснит идею детерминизма. Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. Такие понятия, как «нестабильность» и «непредсказуемость», стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными науками и науками о природе.
Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок. И. Пригожин называет эти интервалы «темпоральной экспонентой» и говорит, что, после того как мы переходим в новый интервал, информация о предыдущем может исчезнуть. Наше знание – это всего лишь небольшое окно в универсум. Из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем, конечно, экстраполировать имеющиеся знания за границы нашего видения и строить догадки по поводу того, каким мог быть механизм, управляющий динамикой универсума, но не более того.
В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. Синергетика постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора с ориентиром на меру ответственности за выбор.
Основные идеи синергетики:
-
из хаоса может возникнуть новая структурно организованная определенность с новым вектором своего развития; -
сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности; -
случайности заявляют о себе как «точки бифуркации»; -
для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития.
Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным